Найти тему

Какие произведения надо убрать, а какие вставить в курс школьной литературы за 10 класс (литература 2 половины 19 века)

О целесообразности тех или иных произведений в школьной программе спорят до хрипоты. Приводятся разные аргументы. Пересказывать я все это не буду (статей на эту тему полно, в том числе на Дзене), но по итогам этих споров можно сказать следующее. Для гармоничного развития учащихся одни произведения должны сохраняться в программе (но изучаться под правильным углом), другие - удалять без жалости, а третьи - наоборот, в программу вводиться. В этой статье я расскажу о второй и третьей категориях. Речь пойдет о периоде второй половины 19 века (условно).

Сначала о тех произведениях, которые надо убрать.

1)М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" (1869-1870 г.г.) - сатирическая летопись о городе Глупове и его градоначальниках, творящих идиотские порядки. Кто-то скажет: нельзя убирать, сатира нужна, нельзя лакировать неприглядные стороны. Да, нужна. Да, нельзя. Но произведений, критикующих несправедливые порядки (например, "Преступление и наказание), в программе хватает, они там обязательно должны быть, чтобы не было иллюзий о "России, которую мы потеряли". Но превышение доз критики и обличительства тоже ни к чему хорошему не приводит - так можно вырастить всепропальщиков и смердяковых. Поэтому данному произведению в программе не место.

2)М.Е. Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы" (1880 г.) - роман о деградации некогда крупного помещичьего рода. Ему тоже не место в школьной программе. Зачем в школе изучать роман о постепенном загнивании и распаде Головлевых, да еще написанный нудноватым языком? Кто-то скажет: для извлечения уроков. Только проблема в том, что оттуда мало что полезного можно извлечь (кроме, разве что, не играть в азартные игры, особенно на казенные деньги). В других программных произведениях и уроков-то побольше.

А чтобы Салтыков-Щедрин не исчез из программы, лучше проходить его замечательные сатирические сказки.

А теперь о том, что стоит в программу ввести.

-2

1)В.Ф. Одоевский "4338-й год: Петербургские письма" (1835 г.) - утопический роман, в котором Россию далекого будущего (4338 г.) читатель видит глазами китайского студента-путешественника (который приехал в Россию в этом же году). Небольшой, но увлекательный роман, в котором хоть и немного наивно, но живо представлен образ Будущего, причем с предсказаниями ныне существующих предметов и явлений (распространение электричества, запасы воздуха у путешественников на Луну, соцсети и т.д.). Учитель может дать задание по их нахождению. Да, роман написан скорее в первую половину 19 века, но, во-первых, в программу для 9 класса его не поставишь - она уже загружена; во-вторых, он "освежит" программу для для 10 класса, если его проходить, например, после "Грозы", "Бесприданницы" и "Обломова", а в-третьих, с помощью романа можно показать, что были писатели, которые смотрели в будущее, фантазировали о развитии наук и технологий, мечтали о более правильно и справедливо устроенном обществе, чем то, в котором они жили.

-3

2)Н.Г. Гарин-Михайловский "Инженеры" (1907 г.) - четвертая (и заключительная) повесть тетралогии. Первые три - "Детство Темы", "Гимназисты" и "Студенты". Почему же стоит проходить только "Инженеров" - "Детство Темы", возможно, проходили в более младших классах, а "Гимназисты" и "Студенты" читаются тяжело (с ними лучше ознакомиться в кратком содержании). "Инженеры" - расцвет сил главного героя, Артема Карташева. Во-первых, в самом начале показано, как он чуть было не пошел по пути "лишних людей", и только случайная встреча с дядей помогла ему этого избежать. Эта самая развилка между тропой через болото и широкой, хотя и непростой, дорогой, хорошо видна: "За ужином, где присутствовал и Карташев, и присутствовал даже с удовольствием, так как это уже была чужая, посторонняя для него компания, где он только наблюдал". Во-вторых, главный герой там окончательно взрослеет, избавляясь от иллюзий, сомнений и комплексов, начинает чувствовать ответственность. Когда начинаются землемерные работы, он выясняет, что у него получается, что пригодились полученные знания, и это вызывает приятные ощущения. Он чувствует, что твердо стоит на ногах, что занят настоящим Делом, что это его Призвание. И что ни на какие высокие кабинеты он это не променяет. "Может быть, и он, Карташев, будет когда-нибудь таким же? Нет, никогда не будет. Будет и у него много в жизни, но чего-то другого. Но важным в этом кабинете он себя не мог представить". Да, дорога эта тоже непростая (будут и ошибки, и препятствия, и даже экстремальная гонка на паровозах), но в целом он справится. Повесть показывает, что были не только обыватели, не видящие ничего дальше собственного носа, и не только все время жалующиеся на жизнь "лишние" и "лучшие" люди, но и такие вот, одни из тех, на ком все держится.

Также в продолжение подобной темы - в курс литературы (или хотя бы для внеклассного чтения) следует включить научно-популярную книгу Л.И. Гумилевского "Русские инженеры" (1947-1953 г.г.). Да, она написана уже в другую эпоху, но она охватывает период от Древней Руси до (примерно) 1917 г. Период до середины 19 века можно уместить в программе 9 класса, а более поздний - в программе десятого. Пусть знают, что обывателями различного положения, "маленькими", "мелкими", "лишними" и "лучшими" людьми дело не ограничивалось!

-4