Ко мне часто обращаются за советом по поводу ученических живописных работ. И сегодня я поняла, что один мой приём универсален. Хочу с вами им поделиться.
Поясню для новых читателей. Я художник и преподаватель, мама шести детей. Специализируюсь на детском портрете и веду курсы по рисованию для взрослых.
Итак, как проверить живопись на грамотность?
Смотрите, это Петров-Водкин. Утренний натюрморт, 1918 год. В этот период Кузьма Сергеевич написал много натюрмортов, потому что на улицу выходить было опасно.
Откроем эту репродукцию в любом графическом редакторе и отведём влево показатель цветности — уберём цвет полностью. Вот что вышло из этого натюрморта: мы видим, что чай в стакане остался чаем в стакане, цветы остались цветами, а чайник — чайником.
Это означает, что автор отлично владел тоном — видел его и клал краски темнее и светлее куда надо.
В живописи есть ловушка тона. Можно идеально подобрать цвет, показать полутона и рефлексы, но в тон не попасть. И тогда вся работа не будет иметь смысла.
Я в такую ловушку попадала не раз. Пишешь — вроде правильно и красиво, убираешь цвет — изображения нет, растворилось.
Тон у художника должен быть в приоритете. Всё остальное — формы, освещение, тени, рефлексы — подтянуть уже легче.
Вот что я предлагаю делать первым делом — проверять тон. Если картинка с убранным цветом не напоминает чёрно-белую фотографию, нужно смотреть, где стоит разделить пятна по тону.
Решится этот вопрос — и можно будет говорить о контрастах, тенях, цвете. Пока пропадает предмет, всё остальное преждевременно.
Пользуйтесь! Можете присылать в комментарии свои работы, если не знаете, как убрать цвет. Я уберу и выложу вашу работу в чёрно-белом варианте ответным комментарием.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.