Найти в Дзене

Преступления и наказания учеников Константиновского училища

Оглавление

Наказать нельзя помиловать. До революции 1917 года самое популярное в Севастополе учебное заведение - Константиновское реальное училище. И прогрессивное: отказ от телесных наказаний. Но что же делать с непослушными учениками, с учениками, совершившими проступки? Любопытные истории я узнала в архиве города Севастополя благодаря протоколам заседаний Педагогического совета этого учебного заведения.

Немного из истории

Константиновское реальное училище. Начало XX века
Константиновское реальное училище. Начало XX века

Константиновское реальное училище открылось в Севастополе в 1875 году. Сюда принимали мальчиков любого вероисповедания, учились дети чиновников, дворян, духовенства, мещан и крестьян. Сначала обучение было шестиклассным, потом восьмиклассным с подготовительным классом. Дети поступали в училище в возрасте 9-10 лет. Обучение было платным.

Каждый год сдавали экзамены на перевод в следующий класс. Смотрели не только на оценки по предметам, но и на поведение. Наказание в виде битья розгами в Константиновском училище не было. Существовали другие. Вплоть до того, что могли отчислить из учебного заведения без права поступления обратно.

Мальчишки всегда мальчишки. Так что ругать, отчитывать и наказывать приходилось. Сейчас рассмотрим, какие же были шалости и нарушения порядка и что с этим делали педагоги и руководство училища.

Случай первый

Ученики Константиновского реального училища
Ученики Константиновского реального училища

Ученики 1-го класса Павел и Сергей Сирота и Мирон Штейнберг раздобыли откуда-то много денег. Деньги эти тратили на покупку сладостей, угощение ими товарищей по училищу, на катания по городу. Также мальчики купили в магазине игрушечный пожарный обоз за 5 рублей. Ученики приносили в школу не принадлежавшее им оружие, а именно кортик, кинжал и револьвер. Все эти действия насторожили педагогов и было проведено расследование.

Выяснилось, что оружие ребята украли из квартиры управляющего домом, где и сами жили. В ноябре произошел пожар, а в декабре страховая компания подсчитывала убытки. Тогда-то братья Сирота и Штейнберг проникли в квартиру, захватили со стола кинжал и кортик, сняли со стены револьвер и разделили между собой оружие.

Что же касается денег, то Павел Сирота брал их у матери еще до поступления в училище, а потом до рождественских каникул и особенно во время каникул. Братья клялись, что красть деньги их подбил Мирон Штейнберг. Тот сначала отпирался, однако через некоторое время признался во всем.

Всех трех учеников временно удалили от занятий, на целые полгода. Если они в августе смогут сдать экзамены, то вернутся к занятиям в училище.

Случай второй

Константиновское реальное училище. Открытка
Константиновское реальное училище. Открытка

Эта история произошла в пятом классе на уроке физики. Преподаватель зашел в кабинет и сразу почувствовал запах серы и увидел разбросанный на полу горох. Ученик Друшель бросал в ученика Коланса комком бумаги, после чего раздался небольшой взрыв. Ученик Булыгин неоднократно бросал горох на пол, игнорируя все замечания. Фукс чертежной линейкой стучал по столу. Пешехеров тоже причинял беспокойство.

Педагог выяснил, что запах серы и взрывы - это от особых зажигательных спичек. Их в училище принес из дому Цебровский.

Бугель, Друшель и Пешехеров лишены ассигнованного им пособия и подвергнуты аресту в карцер на 12 часов. Фукс отправлен в карцер на 24 часа, Цебровский - 12 часов, Коланс - на 8 часов.

Случай третий

Нахимовский проспект
Нахимовский проспект

Во время каникул пришлось вызвать в Константиновское училище ученика 6-го класса Шварцмана. Что же он натворил? Гулял по Нахимовскому проспекту и сидел там же на скамейке с девушкой. На замечание проходившего мимо дежурного классного наставника огрызнулся.

На объяснении присутствовал сам директор, который потребовал от юноши назвать имя девушки. Однако Шварцман отказался это сделать, даже несмотря на уговоры директора.

После каникул во время занятий успел два раза вступить в препирательства с преподавателями. На уроке истории он занимался посторонними делами. Когда получил замечание от учителя, Шварцман заявил, что "это дело, по его мнению, более интересное, чем слушать то, что говорится в классе на уроке".

За свою дерзость юноша был наказан. Ему назначили сидение на хлебе и воде в течение 6 часов в ближайший праздничный день.

Случай четвертый

Ученики Константиновского реального училища
Ученики Константиновского реального училища

В мае 1912 года решалась судьба ученика 2-го класса Александра Гамова. Он плохо учился и отвратительно себя вел во время учебного года. А перед летними каникулами совершил "безобразно-грубый и непочтительный поступок".

Гамов в классной комнате при классном наставнике испачкал географическую карту, висевшую на стене. Потом он бросил на пол мел и растоптал его ногами. На приказание сесть на место, ушел вихляющей походкой. А на замечание, что его, Александра Гамова, может постигнуть суровое наказание, дерзко ответил: "Совет уже был, опять ничего не будет".

Однако ученик Гамов ошибся в своем предположении. Он был исключен из Константиновского реального училища за плохое поведение и безуспешность.

P.S. Больше историй о Константиновском реальном училище, о жизни дореволюционного Севастополя у меня на авторских пешеходных экскурсиях. Приходите. Подробнее о них можно прочитать по ссылке http://sevlove.ru/ekskursii.

Возможно, вам будут интересны и другие мои материалы:

Как стать домашней учительницей в 19 веке?

Волшебство в подвале - первый послевоенный кинотеатр в Севастополе

6 детских книг, где действие происходит в Крыму

Вы можете поддержать мой канал и меня, угостив чашкой кофе: +7 904 333 1984 (Сбер).

Самый подробный и актуальный Путеводитель по Севастополю и окрестностям