76,7K подписчиков

Будь счастлив, сынок... Рассказ

13K прочитали

Зимние сумерки сгущаются рано. Редкие посетители выходят из ворот городского кладбища и направляются по своим делам.

У старой могилы мужа стоит пожилая женщина. Старенькое пальто висит на худых плечах, вязаная шапка сползла набок и оголила седые волосы и покрасневшее от холода ухо. Она улыбается и что-то бормочет. Постояв ещё немного, идёт к воротам. Снег хрустит под её ногами.

Вот она во дворе дома. Медленно, шаркая ногами, поднимается по лестнице на нужный этаж. С трудом добралась. Отдышалась. Нерешительно потопталась под дверью и нажала звонок.

В спальне у телевизора супруги смотрят сериал. Услышав звонок, жена укоризненно глянула на мужа. Он хмыкнул, но встал и пошёл посмотреть. Осторожно на цыпочках крадётся к двери и смотрит в глазок. Никого.

В это время пожилая женщина заметила на полу у двери бумажку и наклонилась её поднять. Услышав шаги за дверями, кричит:

- Сынок, это я!

Павел открыл дверь и впустил мать.

- Чё, так поздно? Днём что ли не могла прийти? - раздражённо ворчит он.

Она виновато улыбается, подаёт ему листок, что подобрала под дверями и оправдывается:

- Но… Ты так редко у меня бываешь… И потом, ты днём на работе, сынок.

Из комнаты слышен голос жены:

- Паш, кто там?

Он оглянулся на спальню и крикнул в ответ:

- Мать пришла.

- Зачем? - спрашивает жена, не вставая с кровати.

Вера Ивановна сжалась и испуганно смотрит на сына. Она понимает, что невестка её не жалует и здесь ей не место, но желание увидеть сына сильнее обид.

- Ты зачем пришла? - спрашивает сын у матери, которая топчется на пороге.

- Так соскучилась я сынок, - улыбается мать и пытается обнять его.

Он шарахнулся в сторону и проворчал:

- Ладно, иди на кухню. Чаем тебя напою. Я сейчас.

Вера Ивановна снимает пальто, вешает его. Идёт на кухню. Павел спешит в спальню к жене.

- Ну, что ей нужно? - с укором спрашивает жена.

- Не знаю, - отвечает Павел, но вспомнив про листок поясняет. - Уведомление из банка передала. Под дверями лежало.

- Я уж думала опять твои приставы нас атакуют. Реши уже этот вопрос. Сколько можно прятаться? - говорит Вика, не отрывая взгляда от телевизора, где идёт фильм. - На долго она? Узнай, что ей нужно и пусть уходит.

- Пусть хоть чаю выпьет с дороги, - уговаривает Павел. - Не удобно. В такую даль шла.

- Как хочешь, - отвечает жена, увлечённо глядя в телевизор.

Павел возвращается на кухню. Мать скромно сидит в углу.

- Ты чай будешь? - спрашивает он.

- Да, пожалуй, выпью, - кивает мать, с тоской и любовью глядя на сына. - Посиди со мной, Пашенька. Расскажи, как ты живёшь, где работаешь? Я совсем ничего о тебе не знаю…

- Может тебе ещё и зарплату сказать? - злится он, наливая в чайник воду.

- Нет, не надо, - спокойно отвечает Вера Ивановна и спрашивает. - А помнишь, ты, когда маленький был, то мечтал стать капитаном корабля? Всё время в кораблики играл.

- Вспомнила, - злится сын. - Когда это было?

- А я помню, сынок, - продолжает мать, ласково глядя на сына и теребя янтарную брошь на груди. - Ты только и мастерил свои кораблики. Я даже сохранила один такой… Может, твоему сыну пригодится…

Павел глянул на брошку и задумался:

«Жаль, что не золотая. Можно бы продать и заплатить…»

- Ай! - вскрикнул Павел, ошпарив руку кипятком. Он задумался, наливая чай и плеснул мимо чашки на руку.

- Сынок, - вскакивает мать.

Но сын раздражённо отмахивается и бежит в спальню с криком:

- Вика, где у нас аптечка?

Жена, безразлично окинув взглядом вбежавшего мужа, продолжает смотреть кино.

- Там в шкафу, - кивает она.

Муж достаёт коробку и вываливает лекарства на кровать.

- Долго она ещё? - спрашивает жена.

- Да, не знаю я, - отвечает он и уходит, прихватив с собой бинт и мазь.

Мать увидев сына, бежит ему навстречу:

- Давай помогу, сынок.

- Я сам, - сердито отвечает он и бинтует руку.

- Сынок, я спросить хотела, - обращается Вера Ивановна к сыну. - У тебя всё в порядке? Я переживаю за тебя.

- Всё хорошо! - раздражённо кричит он.

- А мне кажется, что у тебя что-то случилось, сынок, - возражает мать и предлагает. - Может, я могу чем-то помочь?

- Ты? - вскакивает со стула сын и размахивая руками кричит. - Чем ты можешь мне помочь? Да! Да! У меня проблемы с банком. Я не могу оплатить кредит и меня постоянно трясут коллекторы…

- Что ты орёшь? - раздаётся нервный голос Вики.

Павел бежит к жене.

- Я с матерью общаюсь… - растерянно оправдывается он.

- Но, я слышу только твой голос, - делает замечание жена. - Можно, потише. Мешаешь…

Павел снова возвращается на кухню. Мать греет озябшие руки о чашку с чает и грустно смотрит на сына.

- Я, Пашенька, подарила тебе жизнь, - тихо говорит она. - И готова отдать свою жизнь. Только, чтобы ты был счастлив. Моя квартира…

- Что мне твоя квартира с тобой? - раздражённо перебивает её Павел. - Если даже сдавать койко-место, то буду едва-едва сводить концы с концами.

- Можно потише! - кричит Вика.

Павел бежит к жене, чтобы оправдаться.

- Сколько можно? - ворчит жена. - Когда она уже уйдёт?

Он открыл рот, чтобы ответить, но тут раздался телефонный звонок. Удивлённо переглянулся с женой.

- Да. Алло, - нерешительно говорит в трубку.

- Вы Павел Егорович Ступин? - спрашивает мужской голос.

- Да… - отвечает он и виновато поглядывает на жену.

- Я участковый Потапов, - представился мужчина. - Ваша мать Вера Ивановна умерла, и я прошу вас приехать по адресу…

- Дурацкая шутка, придурок! - крикнул в ответ Павел и рассмеялся. - Представляешь, Вика, кто-то пошутил, что мать умерла?

Задумался и побежал на кухню. Никого. Бежит в коридор. Пальто матери нет. Двери закрыты из квартиры.

- Мать, ты где? Что за шутки? - кричит он, заглядывая в ванную комнату и туалет. - Выходи!

Телефон, что он держит в руке снова зазвенел.

- Я понимаю ваше состояние, - говорит участковый. - Но попрошу без оскорблений. Я жду вас в квартире вашей мамы.

***

Павел взял такси и едет к матери. Он так растерян известием о её смерти, что бежит бегом по лестнице на третий этаж. Ему навстречу спускается бригада врачей. У квартиры собрался народ и полицейский.

- Я сын Веры Ивановны, - задыхаясь от бега произносит Павел.

- А документы ваши, - просит участковый.

- Какие документы? - вступается за него пожилая женщина - соседка матери. - Вы поглядите на него. Он же прямо с постели. Он это! Я подтверждаю! Это сын её Пашка!

- Ваша мама умерла примерно три дня назад, - сообщает участковый и заводит Павла в квартиру.

- Я заметила, что Вера давно из квартиры не выходит, - поясняет соседка. - Она мне и ключи дала, чтобы я заходила, если что… Я открыла, а она на полу лежит.

***

Похороны. Поминки. У Павла всё, как в тумане. На столе в спальне матери он нашёл доверенность на квартиру. Мать оформила, чтобы сыну не пришлось ждать полгода для вступления в наследство. Предусмотрела.

- Чего ты так паришься? - сердито спрашивает жена, когда они вернулись с поминок. - Приходила, не приходила. Какая разница!? Хорошо, что квартиру на тебя оформила. Теперь можем срочно продать и погасить долги.

- Но, я видел её, как тебя сейчас, - возражает Павел. - Она пила у меня на кухне чай… А, выходит, что она три дня, как умерла. Как такое возможно?

- Подумаешь? - усмехается Вика. - Приснилось это тебе! Белая горячка! - Она хохочет. - Бегал по квартире и орал. Мать твою я не видела. Слышала только тебя. Может, ты сам с собой разговаривал.

Павел посмотрел на жену и пошёл на кухню. Машинально сел на стул, где в тот вечер сидела его мама.

- Ой! - вскрикнул он, вскакивая и шаря рукой по стулу.

В его руке брошь. Та самая янтарная дешёвая брошь, что была на груди у матери.

«Мам, ты была здесь? - мысленно спрашивает он. - Мне ведь не показалось?»

Зимние сумерки сгущаются рано. Редкие посетители выходят из ворот городского кладбища и направляются по своим делам. У старой могилы мужа стоит пожилая женщина.

Слышит тихий голос матери:

- Прости меня, сынок. Я так по тебе соскучилась… Будь счастлив, родной.