Найти в Дзене
С Надеждой

Авторитет

Глава 2

Глава 2

Начало здесь

Глубокой осенью, когда за окном беспросветность и серость, Никита принял окончательное решение, обсуждать которое не собирался, но уведомить о нем тех, кого оно касалось непосредственно, нужным все же посчитал.

Сразу после того, как дети умчались в школу, Никита, не постучавшись, распахнул дверь в комнату постылой тещи:

-Жду вас на кухне через две минуты! - тоном не располагающим к спорам, скомандовал он, а затем зычно крикнул жене, чтобы явилась туда же.

-Ну-с, дорогие дамы... - начал Никита, едва обе заинтригованные женщины уселись за стол. - Пришло время сообщить вам о грядущих больших переменах. Никита присел на подоконник и энергично потер руки, с явным удовольствием предвкушая разговор. В его представлении все было просто и ясно, как день, однако тот факт, что не всем может показаться так же, он понимал. Впрочем, это, по его мнению, ничего не меняло, на конечный результат никак не влияло.

Марта кисло посмотрела на зятя и скривилась, давно уже она не ждала от него ничего хорошего. Попав, по собственной глупости, в положение зависимое и весьма незавидное, Марта неоднократно слышала от зятя, что прав у неё нет и слово её ничего не весит.

-Исключительно благодаря мне и моему долготерпению, вы, Марта Васильевна, все ещё живёте в этом доме. Прошу не забывать об этом ни на одну минуту!

Марта наблюдала за Никитой и лишь удивлялась тому, как они с Пашей его просмотрели?! Как могли одобрить союз этого порченного экземпляра и единственной дочери?! А главное, чем стала Вика за годы брака? Во что она превратилась и почему такое стало возможным?!

 Больше всего тёщу поражало то, что этот человек почти никогда не повышал голос. За долгие годы практики, он выработал особый такой, специфический тон, говорил чётко, всегда по делу и очень сухо. Эмоции были чужды Никите, он относился к ним пренебрежительно, считая слабостью.

Марта хорошо помнила, как однажды, приоткрыв дверь, но себя не обнаружив, наблюдала безобразную, с её точки зрения, сцену:

четырехлетний Тоша жалобно просил конфету.

-Антон, ты знаешь, в нашей семье существуют твердые правила. В пятницу с вечерним чаем ты съедаешь одну конфету. В другие дни нет. Ты ведь это знаешь? - спросил Никита, грозно возвышаясь над сыном, нависая над ним.

-Да, папа, я знаю, но мне очень хочется... - робко пробормотал Тоша, низко опустив голову.

-Какой сегодня день, Антон? - строго спросил Никита.

-Сегодня суббота, папа. - произнёс мальчик еле слышно.

-Есть ли ещё вопросы, Антон?

Марта закатила глаза и бесшумно закрыла дверь.

"Вот ведь урод какой! Чурбан! Дрессировщик хренов!" - подумала она со злостью и отвращением.

Помимо конфет по пятницам,

в доме существовало великое множество различных идиотских правил, за соблюдением коих Никита неустанно следил.

-Правила, - заявлял он. - Делают вашу жизнь простой и понятной. Запомните это, дети! Если не следовать правилам, нарушать их, пренебрегать ими, ваша жизнь очень быстро превратится в хаос. А хаос, дети, это погибель, это тьма, выбраться из которой вы не сможете!

"Если годами внушать собаке что она кошка, собака начнёт мяукать". - думала Марта, слушая выступления зятя. Смотреть спокойно на то, как Никита калечит детей, она, в отличие от дочери, не могла и однажды за это поплатилась.

Возмущенный тем, что какие-то из его тезисов, подвергли сомнению в присутствии маленьких солдатиков, Никита ворвался в комнату к тёще и, схватив её за шиворот, вышвырнул на лестницу.

-Вы Марта Васильевна, уважаемая, на лестнице сегодня переночуйте, подумайте хорошенько над своим поведением, да и о жизни вообще подумайте. А то как бы милостыню просить не пришлось. Всякое, знаете ли, случается. 

Никита захлопнул дверь, спокойно оставив Марту снаружи.

 "Боже мой... - думала женщина, присаживаясь на ступеньки. - И как я докатилась, как позволила?!"

Внуки, тем временем, устроили настоящий бунт, кричали, плакали, просили отца пустить бабушку домой, пожалеть ее.

-Папа, папочка! Это же наша, наша бабуля! Как же она там одна? - горько рыдала Лиза.

-Папа, на ней же тапочки, а в подъезде холодно! Бабуля заболеет! Наша бабуля простудится и заболеет! - подвывая, вторил Тема.

Тоша же просто скулил и было в этом детском скулеже столько горя и безысходности, что дрогнуло бы любое сердце. Любое, но не то, что билось в груди у непогрешимого Никиты.

Дети, однако не вполне сей факт осознавали и потому не унимались.

 Добились они только того, что Никита вытащил ремень из штанов и жестоко отходил всю троицу по чему придётся.

- Ещё раз посмеете спорить, подвергнете сомнению мое право и мой авторитет, отправитесь прямиком за бабкой. Будете побираться все вместе. Если человек чего-то не понимает, его нужно учить. Я преподал вашей бабушке очень ценный, значимый урок. Запомните это, дети!

Будучи человеком мягким, дружелюбным, миролюбивым, Марта неоднократно пыталась достучаться до дочери, разбудить её, обратить внимание на то, что вытворяет Никита с детьми, при этом не говоря о себе ни слова.

-Вика, ну что же это?! Неужели твоё материнское сердце молчит? Ведь мы с отцом воспитывали тебя совсем иначе!

-Мама, эту тему мы обсуждать не будем! Просто не будем. Ты склонна к преувеличениям, видишь трагедию там, где её нет. Это начинает утомлять, мама!

*****

Марта давно уже чувствовала, что зять что-то затевает и не ошиблась.

-Марта Васильевна, любезная, вы же не можете не понимать, что жить вместе дальше решительно невозможно! - Никита склонился над плачущей тёщей.

-Почему невозможно, Никита?! Почему?! - Марта сняла очки и промокнула глаза салфеткой. К Вике она давно уже перестала обращаться, поскольку дочь походила на оживший манекен. Все, что исходило от Никиты, не подлежало, по её мнению, ни критике, ни сомнению.

Вот и сейчас она сидела молча, с безмятежным выражением лица. Будто бы ничего особенного не происходит.

-Придёт время, Никита, ты поймёшь, - сказала Марта.

-Обязательно, обязательно пойму, дорогая тёща. А сейчас поторопитесь, я обещал привезти вас к часу. Вот увидите, это вам не богадельня, а вполне себе пансионат.

*****

Едва за Никитой закрылась дверь, дети гурьбой ввалились в родительскую спальню.

-Не-е-е-ет! - прячась под одеяло простонала Вика. - У меня выходной! Я хочу выспаться! Уходите!

-Выспаться не получится! У бабушки третий день не отвечает телефон! Почему?! Что с ней?! Мама, куда отец отвёз бабушку? - стягивая с матери одеяло, зло допытывалась Лиза.

-Точный адрес я не помню... - бесцветным голосом ответила Вика. - Но это где-то в пределах города. В выходные мы сможем навестить её. Если захотите.

-Мы хотим чтобы бабушка жила с нами! - громко крикнул Тема. - Почему папа опять все решил без нас?!

-Почему бабушка уехала? Она что, заболела? - осторожно предположил маленький Тоша, усаживаясь на кровать.

Вика поморщилась как от зубной боли и сказала:

-У меня очень болит голова, дети. Завтра у папы выходной, вы сможете все узнать у него. А сейчас пожалуйста, идите в свои комнаты.

-Позвони папе! Или напиши ему! Узнай адрес! Прямо сейчас! - потребовала Лиза и, схватив с тумбочки телефон, бросила его матери.

-Лиза, папа может долго не отвечать, ты же знаешь. - Вика посмотрела на дочь и подумала, что уже совсем скоро она выйдет из-под контроля и заживёт собственной жизнью.

В какой-то момент Лиза отчётливо поняла, что не любит своих родителей. Если говорить о каждом в отдельности, то маму она презирала, а отца ненавидела и боялась. Зато Лиза всем сердцем любила братьев и бабушку, таких же заложников, как сама. Бабушкой Лиза восхищалась, ибо она была единственной, кто осмеливался спорить с отцом, противоречить ему. Лиза очень боялась, что однажды бабушки не станет и тогда их жизнь окончательно погрузится во мрак. В детстве девочка принимала семью такой, какая есть, и искренне думала, что это нормально. Но по мере того, как бежали годы, Лиза все больше осматривалась по сторонам, общалась с одноклассниками, много читала и начинала понимать, что в отцы им достался человек раненый, с уязвленным самолюбием, больной и опасный. Бороться с ним, пытаться изменить, было мироприятием заведомо обречённым, поэтому Лиза делала все для того, чтобы поддерживать в отце иллюзию полного принятия и подчинения. Изучив его досконально, усвоив те требования, что он предъявлял, Лиза решила, что потерпит и поиграет по его правилам, пока не появится возможность забрать бабушку и братьев и уехать куда-нибудь подальше.

-Вот увидишь, бабуля, мы все уедем, а они останутся одни. Совсем одни, никому не нужные! - прижимаясь к теплому боку Марты, поделилась своими планами Лиза как-то вечером, когда было "можно".

Бабушка тогда ничего не ответила, лишь обняла её покрепче и поцеловала в макушку.

-Верь мне, бабуля, будет так, как я говорю. Вот увидишь! - настаивала Лиза. Закрыв глаза, она живо представляла себе идиллические картины будущего, в котором нет места ни матери, ни отцу.

С каждым годом Никита все больше вживался в роль. Лизе, во всяком случае, поведение его виделось именно как роль. Уже в двенадцать она активно увлеклась психологией, начала искать информацию, советоваться с учителями. И чем больше читала, тем больше убеждалась в том, что во всем виновата бабушка Зоя, которой в их жизни не случилось. Отец навещал её регулярно, но с внуками она не общалась, как будто их вовсе не было.

-А почему бабушка Зоя есть, но её нет? - спросила Лиза вскоре после того, как на свет появился Тема.

-Мама отдала мне все свои силы, всю энергию! Она очень устала. Очень! - пафосно поведал отец. - На вас её просто не хватает. Она нуждается в отдыхе, в покое, а там где дети, покоя нет и быть не может.

-Бабушка Зоя не хочет нас знать? Мы ей не нужны? - сделала вывод Лиза.

-Бабушка Зоя - прекрасный человек, она вырастила меня одна, без чьей-либо помощи. Она, можно сказать, пожертвовала собой ради меня, поэтому имеет право не тратить свои силы ещё и на вас. - изрёк Никита.

Какое-то время Лиза внимательно смотрела на отца, а потом заметила:

-А как же бабушка Марта? Ну пусть у неё есть дедушка Паша, это я понимаю, ей легче живётся. Но она говорит что "дети - счастье", что без нас "её жизнь не имела бы смысла".

-Бабушка Марта, увы, типичный клещ. Она настоящая бездельница, всю жизнь зависит от мужа, у неё много сил и она может себе позволить... Все, Лиза, я рассказал тебе достаточно, ступай, займись рисованием, или слепи что-нибудь. - Никита отвернулся, давая понять, что разговор окончен.

Лиза хорошо запомнила эти слова, как и многие другие на эту тему. К примеру, она неоднократно слышала, как отец, разговаривая с Зоей по телефону, благодарил её "за науку".

-Мамочка, ты столько сделала для меня! Я так тебе благодарен! Всю жизнь я буду обязан тебе за твою заботу, за науку.

Лиза была умной девочкой и умела делать правильные выводы. После исчезновения бабушки Марты, она поняла, что никогда не простит своих родителей и что нужно налечь на учёбу, чтобы получить образование и покинуть этот чёртов дом.

-Навещать бабушку вы будете раз в две недели по субботам. - распорядился отец. - Если у меня выходной, я буду отвозить вас сам, если нет, мама вызовет такси. Все ясно?

-Папа, объясни нам пожалуйста, - кротким голосом попросила Лиза. - Зачем нужно было отвозить бабушку в пансионат, когда у нас такая огромная квартира?!

-У бабушки начались необратимые возрастные изменения. Мы ей помочь не можем, а там она под наблюдением. - спокойно разъяснил Никита, не моргнув глазом.

-Но мы не заметили никаких изменений! - горячо возразил Тема.

-Это потому, что вы просто не обратили внимание. - терпеливо настаивал Никита, - Я вам напомню. Бабушка стала очень рассеянной, так?

-Может быть чуть-чуть... - вынуждена была признать Лиза, в голове которой вихрем пронеслись многочисленные эпизоды, когда Марта рассказывала что-то одно по нескольку раз, не могла найти какую-то вещь, забывала посолить суп или закрыть дверь в ванную...

 "Чуть-чуть" - это начало. Далее все покатится как снежный ком. Я знаю, ты много читаешь. - сказал Никита. - Должна уже понимать, что означает старческая деменция. Я долго обдумывал этот шаг и пришёл к выводу, что так будет лучше всем.

-Но... - начала было Лиза.

-Никаких "но"! Марте восемьдесят лет, это немало! Ей нужны профессиональные сиделки, санитарки с опытом. Через пару лет, а может и того меньше, бабушка начнёт ходить под себя, перестанет узнавать нас и понимать, где находится. Люди в таком состоянии становятся опасны как для себя, так и для окружающих. Заведение, в котором будет жить бабушка, весьма достойное и, между прочим, не бесплатное. Лучше раньше, чем позже. Со временем вы поймёте, что я был прав.

Надежда Ровицкая 

Продолжение следует