Финансовая пирамида
Не все четко понимают, что это такое. Иногда «финансовой пирамидой» или просто «пирамидой» называют то, что ей не является. И наоборот, называют честным бизнесом скрытую финансовую пирамиду.
Финансовая пирамида – это мошенническая схема обогащения, в которой ее участники, которые подключились к этой схеме раньше, получают деньги за счет тех, кто подключился к ней позже.
«Пирамидой» эту схему называют потому, что количество участников первое время растет лавинообразно. Наверху как бы стоит ее основатель, под ним – первые участники, под ними – следующая группа (которая уже больше), под ней – следующая, еще большая по численности, и так далее.
Такую схему еще называют «пирамидой Понци» в честь американца итальянского происхождения Чарльза Понци, который первым придумал нечто подобное в США. Он брал деньги от инвесторов и выплачивал им 50% процентов прибыли через 45 дней либо 100% прибыли через 90 дней.
Понци утверждал, что скупает определенные ценные бумаги в Европе и продает их в США дороже, хотя на самом деле этого не делал. Весь доход инвесторам он выплачивал с денег, полученных от новых инвесторов.
Такая схема неизбежно рушится просто потому, что количество желающих в ней участвовать не бесконечно, и они когда-то закончатся. После этого нечем становится платить тем, кто подключился раньше. Так случилось и с Понци, «бизнес» которого кончился тюрьмой.
Другой широко известный пример – МММ. Акции МММ первое время можно было свободно купить и продать в специальных пунктах. Цену акций устанавливала компания, и она постоянно росла. Поэтому те, кто купил акции раньше, могли через какое-то время сдать их обратно, но уже дороже.
Как же МММ могла покупать акции дороже, чем продала? Да просто за счет новых вкладчиков, которые постоянно несли все больше и больше в компанию. Закончилось все это так же как и с Понци.
В финансовой пирамиде всегда страдают те, кто подключился к ней позже. Первые обогащаются за счет последних.
Главная проблема с такими схемами в том, что они маскируются под различные бизнесы и честные проекты. И не всегда есть возможность выяснить, что правда, а что нет. Но есть определенные признаки, которые мы здесь перечислять не будем. При желании их можно легко найти в сети.
Сетевой маркетинг
Сетевой маркетинг (другое название – «многоуровневый маркетинг», по-английски multilevel marketing – MLM) часто смешивают с финансовой пирамидой, хотя это разные вещи.
Идея сетевого маркетинга в том, что компания-производитель товаров или услуг вместо того, чтобы тратить деньги на традиционную рекламу, создает сеть дистрибьюторов – людей, которые рекламируют и продают ее продукцию, а также расширяют саму сеть.
Для того чтобы заинтересовать таких людей в продвижении своей продукции и расширении сети, компания-производитель обычно предлагает сложную систему комиссий и других вознаграждений.
Чтобы хорошо зарабатывать в сетевом маркетинге, нужно активно продвигать и продавать продукцию компании, а также привлекать много новых дистрибьюторов.
Внешне такая система действительно напоминает «пирамиду». Она и строится в виде своеобразной пирамиды, на которую похожа сеть дистрибьюторов. Но если это честный бизнес (что бывает не всегда), в нем нет ничего общего с финансовой пирамидой.
Финансовая пирамида всегда рушится, как только перестает расширяться – и даже когда ее рост просто становится слишком медленным. Если приток новых участников недостаточен, старым становится нечем платить.
MLM-компания не рухнет, если ее сеть дистрибьюторов перестанет расти, или ее рост замедлится, хотя она и прикладывает усилия к тому, чтобы расширяться – как и любой другой бизнес.
Бывает так, что финансовая пирамида маскируется под MLM-компанию. Так что здесь нужно быть внимательным.
У сетевого маркетинга есть свои плюсы и минусы. Перечислим некоторые из них.
Плюсы: возможность войти в бизнес без вложений или с небольшими вложениями; получение опыта продвижения, продаж и работы в команде; свободный график; большой потенциал роста дохода.
Минусы: цена товара или услуги обычно выше аналогов на обычном рынке; дистрибьюторы часто скатываются до «впаривания» товара или услуги, превознося их достоинства сверх меры; в некоторых компаниях требуется лояльность на уровне чуть ли не религиозного культа.
На мой взгляд, если продукция на самом деле ценная, а политика компании адекватная и честная, работа в такой структуре может быть действительно интересной и приносить хороший доход.
Еще больше интересных и познавательных статей - в нашем телеграм-канале.