У меня на канале довольно много историй об утраченных кладбищах на территории Петербурга. С некоторыми из них связаны и необычные, даже страшные истории. Например, на Митрофаниевском кладбище в прошлом веке отец расправился со своей дочерью, и эта трагедия нашла свое продолжение в одной народной песне. В большинстве своем уничтоженные некрополи в Петербурге и близ него принадлежали лютеранским приходам, истории их возникновения и уничтожения почти всегда были одинаковы — колонисты прибывали в Россию после указа Екатерины II о позволении иностранцам селиться на свободных землях, они образовывали свои поселения, строили кирхи, учреждали кладбища, создавали дочерние колонии. В советское время некрополи упраздняли, строили на их территории жилые здания и разбивали скверы. Несмотря на повторяющиеся истории и простоту облика большинства кладбищ, каждое захоронение — это чья-то уникальная история жизни. И на одном из таких ликвидированных кладбищ в начале прошлого века была сделана одна довольно интересная находка.
Речь сегодня пойдет об уничтоженном кладбище в районе поселка Мартышкино, который находится между Сергиевкой и Ораниенбаумом (город Ломоносов). О заброшенном кладбище в Ораниенбауме можно посмотреть отдельное видео. Мартышкино образовалось при Петре I, хотя финский лютеранский приход Тюрё (фин. Tyrö) существовал здесь еще с 1642 года со шведских времен. Приход был немаленьким, он включал в себя 68 деревень. В 1691 году была построена первая деревянная приходская церковь. Примерное расположение кладбища было между нынешним Тупиковым переулком и Полевой улицей. (В карусели ниже можно посмотреть его расположение на современной и архивной картах). Затем в конце января 1748 года пастор Густав Геркепеус подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение о постройке нового деревянного храма из-за ветхости старого. Управляющий Канцелярией от строений генерал-лейтенант Фермер вместе с каменных дел мастером Францом Броуером решил урегулировать местность, то есть выстроить кирху вблизи пасторского дома, при этом упразднить старинное кладбище. Упоминание об этом сохранилось в докладе 16 мая 1748 года. В этом документе говорилось о необходимости разобрать обветшавшую кирху и «построить новую позади пасторского двора в пристойном месте, а кладбище впредь, где ныне есть, не быть и зровнять оное место, чтоб и признаков не осталось». Благо осквернения кладбища на тот момент не произошло.
Благодаря воспоминаниям А. Н. Бенуа, который посещал сей лютеранский некрополь, сохранились упоминания двух безымянных склепов: один из которых был из красного кирпича с высоким барочным фронтоном, черной, окованной железом дверью и двумя круглыми окошками на фасаде. Известно, что в архивах хранится документ о поставках в мае-июне 1758 года кирпича, железа и черепицы к делу «в Мартышкине склепа». Второй склеп представлял собой громадную пирамиду из известняка, на котором была часть сохранившейся эпитафии со словом martyri (лат. – мученики). По углам стояли четыре вазы с ниспадающими драпировками. Внутри сооружения находились три железных гроба – два взрослых и один детский. Описание А. Бенуа Мартышкинского кладбища, саркофагов и гробов советую прочесть отдельно.
Склеп и вскрытые гробы. Архивные снимки.
Деревянная кирха просуществовала до 1831 года, затем вместо неё на возвышении (по другую сторону ж/д Мартышкино) была выстроена каменная, которая сохранилась до сих пор, но имеет несколько другой облик. Ее архивные фотографии, расположение на карте и современный вид представлен на снимках ниже.
То есть первоначально в Мартышкино была деревянная финская церковь со своим некрополем, а затем недалеко от каменной на новом месте образовалось другое кладбище. Кладбище близ каменной кирхи функционирует до сих пор. Но примерно с 30-х годов лютеранское кладбище соединили с православным (которое было рядом), и оно стало пополняться в основном православными участками, стало общегражданским. Иногда информацию о расположении этих двух кладбищ упускают, путая читателей.
Старинное лютеранское кладбище в деревне Мартышкино, к сожалению, было уничтожено после войны. Летом 1926 года экспедиция Русского музея обследовала уцелевшие от разграблений склепы на этом кладбище. Под обломками одного из них было обнаружено тело в одежде пастора, гроб с останками военного в форме XVIII столетия и две женские мумии. Тела подверглись естественной мумификации. Возможно, это произошло благодаря условиям захоронения в хорошо вентилируемых склепах, сухом воздухе и при отсутствии влаги. Возраст мумий определили по остаткам одежды. Примерный срок захоронения — эпоха Петра I. Сейчас две мумии находятся в экспозиции Краеведческого музея города Ломоносов (Ораниенбаум).
На месте уничтоженного кладбища построены жилые индивидуальные дома, на фундамент которых в некоторых случаях шли старые надгробия. Что осталось от ликвидированного лютеранского кладбища в Мартышкино?! Например, остатки барочного склепа (по некоторым данным это склеп некоего Броуна, приближённого великого князя Петра Фёдоровича). Склеп на сегодняшний день находится на частной территории и используется как хозяйственная пристройка. Именно в этой усыпальнице были найдены мумии, которые находятся в экспозиции Краеведческого музея в Ломоносове.