Найти в Дзене
РОКЛЯ

Высокие надежды (часть 1)

РОКЛЯ представляет обзор, посвященный 30-летию "The Division Bell", 14-го студийного альбома легендарной британской группы Pink Floyd.

"The Division Bell" - единственный альбом Pink Floyd, записанный и выпущенный в 1990-х, и последний "прижизненный" альбом группы.

В обзоре ставятся задачи описать предысторию создания альбома, историю его записи и тура в его поддержку, сделать разбор треков, а также оценить его звучание, художественные особенности и положение в дискографии группы.

В конце обзора приводятся результаты двух опросов, посвященных альбому, и проходивших на канале в октябре 2023.

Ранее творчеству Pink Floyd и музыкантов группы были посвящены такие публикации канала, как: "Розовая книга", "Оттенки розового", "Вечное лето любви", "Розовый рейтинг", "Блюдце, полное чудес", "Последний отрезок пути" и "Top-10. Pink Floyd". О дебютном альбоме Pink Floyd, "The Piper at the Gates of Dawn" (1967), упоминалось в обзоре "Дебютник".

К сожалению, в 2022 Pink Floyd удалили с официальных цифровых площадок на данной территории свой контент, поэтому альбом можно послушать в Сети по иным адресам, например здесь.

оригинальная обложка альбома: один из вариантов
оригинальная обложка альбома: один из вариантов

Как уже говорилось в обзоре "Признаки жизни", тур в поддержку предыдущего альбома "A Momentary Lapse of Reason" окончился в 1989, а в 1990 Pink Floyd ждало только одно выступление.

И, как бы не говорил в июне 1989 Дэвид Гилмор в интервью советскому журналу Огонек, о том, что группа "раньше следующего года в студии не окажется", ни через год, ни через два, Pink Floyd в студии так и не появились.

В 1991-1992 о Pink Floyd почти ничего не было слышно. Ник Мэйсон участвовал в автомобильных гонках, Дэвид Гилмор несколько раз эпизодически выходил на сцену, а в ноябре 1992 вышел 8-дисковый box set "Shine On".

обложка box set
обложка box set

Трио Pink Floyd - Дэвид Гилмор, Ник Мэйсон и Ричард Райт, начали разработку нового материала в январе 1993, работа над альбомом заняла год.

Она началась в Лондоне на принадлежащей Pink Floyd студии Britannia Row Studios, которая со времен своего открытия в 1976 стала куда лучше приспособлена для работы. Здесь музыканты около месяца нарабатывали идеи для композиций альбома.

Затем Pink Floyd переместились на плавучую студию Гилмора Astoria, где с февраля по май занималась тем, что Ник Мэйсон назвал "развитием ядер композиций". В конце мая началась работа на студии Olimpic в городе Барнс, где большая часть композиций приобрела окончательный вид.

во время записи альбома на Астории
во время записи альбома на Астории

После летних каникул, финальный этап работы над альбомом вновь проходил в Астории, где к трио присоединились продюсер Боб Эзрин и гостевые музыканты. В композициям были добавлены новые партии инструментов, оркестровки (их вновь доверили Майклу Кэмену), звуковые эффекты, проводились микширование и мастеринг записей. Часть партий были перезаписаны в студиях Abbey Road, Metropolis и The Creek.

В работе над альбомом принимали участие продюсер Боб Эзрин, звукоинженер Энди Джексон, плюс технический персонал студий. Гостевыми музыкантами на альбоме стали: Гай Пратт (бас-гитара), Гэри Уоллис (перкуссия), Тим Ренвик (гитара), Дик Пэрри (саксофон), Боб Эзрин и Джон Кэрин (клавишные), а также вокалистки Кэрол Кэньон, Дурга Макбрум, Джеки Шеридан, Ребекка Лей-Уайт и Сэм Браун.

Дэвид Гилмор и Полли Сэмсон
Дэвид Гилмор и Полли Сэмсон

В основном, музыка пластинки была написана Дэвидом Гилмором и Ричардом Райтом, а тексты песен посвящены преимущественно теме общения, непонимания и потери контакта между людьми. Значительную помощь в создании текстов оказала Полли Сэмсон, журналистка The Sundey Times, в июле 1994 ставшая супругой Дэвида Гилмора и соавтором текстов на его последующих сольных работах. Всего дуэт Гилмора и Сэмсон написал слова к 7 из 9 треков альбома. Слова к еще двум песням были написаны Энтони Муром ("Wearing the Inside Out") и Гилмором единолично ("Coming Back to Life").

Ник Мэйсон: "Получившийся альбом ощущается очень домашним, там ясно чувствуется совместная игра группы в одном и том же месте. Думаю, на сей раз Рик почувствовал существенно большую заинтересованность... Было приятно снова с ним работать".

"The Division Bell" вышел на EMI 28 марта в Европе, и на Columbia 4 апреля в США.

Выход альбома сопровождался промо-акциями. Так, 10 января 1994 на бывшей американской военно-морской авиабазе в Северной Каролине состоялась пресс-конференция, в рамках которой были анонсированы новый альбом и мировое турне. Специальный дирижабль Skyship 600, разработанный в Великобритании, летал над США, пока не вернулся в Виксвилль, где 27 июня был уничтожен грозой. Обломки воздушного судна были распроданы в качестве сувениров.

21 марта в Великобритании Pink Floyd провели еще одну пресс-конференцию. На этот раз был использован прозрачный, раскрашенный под рыбу, дирижабль A60, который совершил полет над Лондоном с журналистами на борту. Подсвечиваемый изнутри, чтобы быть заметным в ночном небе, дирижабль был также пущен в Северной Европе.

Pink Floyd promo zeppelin
Pink Floyd promo zeppelin

Наиболее важной часть пресс-конференции было представление Ричарда Райта как постоянного участника группы (в 1981 он покинул группу из-за разногласий с Уотерсом, и на предыдущей работе выступал как сессионный музыкант).

Несмотря на разные отзывы критиков об альбоме, пластинка заняла хорошие рейтинговые места и хорошо продавалась. Уже 1 апреля 1994 года в Британии пластинка получила статус серебряной и золотой, спустя месяц стала платиновой, а 1 октября — дважды платиновой. В США диск стал дважды платиновым 6 июня 1994, а 29 января 1999 удостоился статуса трижды платинового.

Что же касается критиков, то альбом получил немало критических откликов. Так, Том Синклер из Entertainment Weekly поставил ему низкую оценку, написав при этом, что "жадность — единственное возможное объяснение для этого бойкого, праздного альбома, примечательного главным образом своим тошнотворным соединением помпезности прогрессивного рока с бренчанием нью-эйджа". Том Грейвс из Rolling Stone раскритиковал исполнение Гилмора, заявив, что его гитарные соло стали так же легко забываться, как когда-то они не стирались из памяти, и добавил, что "только в "What do You Want from Me" Гилмора волнует звучание".

Тем не менее, в 1995 альбом был выдвинут на соискание премии Brit Awards в номинации "Лучший британский альбом", однако в итоге уступил альбому "Parklife" группы Blur. В марте того же года за композицию "Marooned" группа удостоилась Грэмми в категории "Лучшее инструментальное рок исполнение".

один из вариантов издания альбома на кассете
один из вариантов издания альбома на кассете

Как и в случае с предыдущим альбомом, название новой работы было взято из строчки песни. Сначала рассматривались несколько вариантов (например, Дэвид Гилмор предлагал "Pow Wow", а Ник Мэйсон "Down to Earth"). Точку в спорах неожиданно поставил Дуглас Адамс, автор романа "Автостопом по Галактике", и давний друг и поклонник Pink Floyd. Он просто выбрал словосочетание из текста, а группа с ним согласилась.

Вообще, в Великобритании термином "The Division Bell" называли колокол в парламенте, в который звонят перед голосованием, но в целом через тексты песен проходит тема непонимания и недостатка коммуникации между людьми, и далее, тем одиночества и старения, поэтому альбом можно назвать частично концептуальным.

Что же касается обложки альбома, то она получилась одним из лучших воплощений названия и идей альбома, и оформлений в истории группы вообще. После того, как была утверждена предложенная Стормом Торгерсоном и Hipgnosis концепция голов, для создания фотоснимков были изготовлены металлические и каменные головы.

Головы из металла для CD-обложек были выполнены бюро Model Solutions. Это скульптуры высотой более 3 метров и общей массой около 1,5 тонн. Две дополнительные скульптуры из камня выполнил Aden Hynes, их высота около 7,5 метров. Их можно было в оформлении аудио-кассет и виниловых пластинок. Четыре источника света между ртами скульптур были установлены на шестах в 30 метрах от них.

карта с указанием расположения собора и скульптур
карта с указанием расположения собора и скульптур

Фотографированием занимались ассистенты Торгерсона, Tony May и Rupert Truman. Снимки делались несколько недель, поэтому на разных вариантах обложек хорошо видна разница в освещении и погодных условиях. На всех них виден собор Ely Cathedral в Кембридже.

Ник Мэйсон: "Как-то холодным февральским деньком я навестил место фотосъемок: вид был просто поразительный, головы торчали прямо из болотистой почвы. Одной из наших самых крупных проблем стала попытка спрятать их от прессы..."

Так получилось несколько вариантов оформления обложки альбома. Также предлагался вариант с флагами между ртами голов, но он не был одобрен группой.

проект обложки альбома: вариант с флагами
проект обложки альбома: вариант с флагами

Очевидно, что одним из преимуществ идеи с головами является амбивалентность - их одновременное восприятие как две головы, или как одно лицо, то есть специфическая оптическая иллюзия.

Ныне головы из металла стоят в Rock and Roll Hall of Fame (Кливленд, США) а каменные иногда выставляются на выставках.

Также, для альбома был разработан некий символ, который хорошо виден на шарах в клипе к "High Hopes", и который использовался в оформлении обложек, сувенирной продукции, и даже автомобилей спонсора тура.

символ альбома
символ альбома

Оценивая звучание альбома, сразу стоит отметить глубокий и плотный звук, насыщенную атмосферу, разнообразные аранжировки, массу студийных находок. Несомненно, что на это повлияла командная работа группы (в отличие от ситуации с предыдущей работой, когда Дэвид Гилмор написал основную часть партий, все инструменты были записаны им или приглашенными музыкантами, а Мэйсон и Райт записали только пару тактов, и выступали больше в роли советников).

В определенном смысле, на этом альбоме Pink Floyd доводят свое композиторское и аранжировочное мастерство до максимальных вершин. Да, альбом лишен невротических порывов и социальной рефлексии работ с Уотерсом, но зато в нем куда больше глубины и атмосферы, а гармония между текстами и музыкой, о важности которой говорил Гилмор еще при созданий предыдущей работы, чувствуется намного больше.

После выпуска альбома последовал выход двух синглов.

31 мая вышел сингл "Take It Back", содержащий полную и сокращенную (на полторы минуты) версии заглавной песни, а также концертную версию "Astronomy Domine".

обложка сингла
обложка сингла

10 октября вышел "High Hopes", второй и последний сингл к альбому. Он содержал сокращенные версии заглавной композиции и "Keep Talking", а также концертную запись "One of These Days".

обложка сингла
обложка сингла

Трек-лист альбома включает 11 композиций, 2 из которых инструментальные. Продолжительность звучания пластинки составляет 66 с половиной минут.

1. Cluster One

Как и на всех классических и поздних работах Pink Floyd, первая композиция начинается с нескольких секунд тишины, которая перерастает в первые звуки. Это шорох подземных грунтов, вставить запись которого в свое произведение группе предложил G. William Forgey, сейсмолог из Калифорнии.

"Первый кластер" - типичная для позднего Гилмора, "утренняя" инструментальная настроенческая композиция, построенная на перекличке гитары и пианино. (Интересно, что под кластером в английском, особенно техническом языке, часто называют группу абонентов, что отсылает нас к центральной для альбома теме общения и его отсутствия).

Единственная композиция альбома, никогда не исполнявшая на концертах.

2. What Do You Want from Me

Первая песня альбома встречает слушателя средним темпом, акцентированным проигрышами и прекрасной вокальной работой Дэвида Гилмора. Партия бас-гитары напоминает о "Have a Cigar".

Название "Чего ты хочешь от меня?" происходит от фразы, брошенной Гилмором сгоряча новой пассии во время творческого процесса. В поэтическом плане, это дебют Полли Сэмсон в Pink Floyd:

"Вот ты смотришь в зал сейчас
Место занял, свет погас
Хочешь моей крови, моих слез?
Так чего ты хочешь?
Чего ты хочешь от меня?.."

3. Poles Apart

Очень атмосферная песня, построенная на перекличке акустической и электрической гитар, которая перерастает в прекрасное заключительное соло Гилмора.

Соавтором текста "На полюсах" является давний коллега Гилмора, Ник Лэйрд-Клоуз. Сэмсон считает, что первые строчки текста - о Баррэтте и Уотерсе (хотя Гилмор это и отрицал):

"Знал ли ты
Во что это обернется для тебя?
Ты разглядел
Чем это обернется для меня..."

Впрочем, последняя строчка песни ("Я не думал, что погаснет свет твоих глаз"), подтверждает версию Сэмсон.

4. Marooned

Великолепная среднетемповая инструментальная композиция, выстроенная вокруг гитарных партий Гилмора. Название, которое можно перевести как "Высаженный", также намекает на тему одиночества и потери связи (вообще, "марунинг" - пиратский способ расправы, когда неугодного высаживали на необитаемый остров. Также, "марунами" называли одичавших беглых рабов).

5. A Great Day for Freedom

"Великий день свободы" можно рассматривать как аллюзию к серии "бархатных революций" в Европе начала 1990-х, а также как ответ на помпезную постановку "Стены" Роджером Уотерсом в Берлине в 1990:

"В день падения стены
Оковы были сброшены
Мы все бокалы подняли
Свобода началась..."

В музыкальном плане, это довольно минималистичная песня, выстроенная вокруг эффектных вокальных партий, с темпом ниже среднего и фирменной гилморовской меланхоличной атмосферой.

6. Wearing the Inside Out

"Вывернутый наизнанку" была задумана Райтом еще в 1975. В песне ему принадлежит также ведущая партия вокала. Так на "The Division Bell" Ричард Райт впервые с 1973, когда группа выпустила культовую "The Dark Side of the Moon", исполнил партию ведущего вокала.

Текст песни создал Энтони Мур. В музыкальном и текстовом планах, это меланхоличная песня с темпом ниже среднего, в вокальном плане она необычна пением Райта и женскими вокальными партиями:

"...Я вновь вползаю в жизнь
Нервы на пределе
Я вывернут наизнанку..."

Песня не исполнялась Pink Floyd, но игралась во время сольного тура Дэвида Гилмора в 2006.

7. Take It Back

Единственная темповая композиция на альбоме. Своим танцевальным ритмом и игривым, отчасти философским текстом, соавтором которого вновь является Ник Лэйрд-Клоуз, "Это все вернуть" чем-то напоминает о "One Slip":

"Ее любовь как дождь, как легкий бриз
Дыхание слышу, внутри бушует море
Все думаю о ней, впадая в гнев и распаляясь
Мы углубляемся во тьму, горит земля..."

Первая из двух песен альбома, к которой был снят клип с намеками на силы природы.

8. Coming Back to Life

"Возвращение к жизни" - атмосферная песня с приятным средним темпом, которую в поэтическом плане можно рассматривать как разрыв с бывшими коллегами, так и оживление романтической жизни маэстро в отношениях с Полли (с предыдущей женой Джинджер Дэвид развелся в 1988):

"Где ты был, когда я был разрушен?
Когда дни плыли мимо моих окон
Где ты был, когда я пал и обессилел?.."

(Во всяком случае, в многостраничном буклете эту песню сопровождает сцена искусственного дыхания на морском берегу, что подтверждает вторую версию).

9. Keep Talking

"Говорящие" продолжает развивать тему общения, и открывается словами известного ученого Стивена Хокинга, произнесенные им через вокодер для рекламного ролика (Стивен страдал тяжелым заболеванием нервной системы, и был способен говорить только с помощью генератора речи).

В музыкальном плане, одна из самых необычных песен группы, со скудными гитарами, обилием синтезаторных партий, звуковых эффектов и женского вокала. Пожалуй, самая недооцененная песня альбома.

10. Lost for Words

"Мимо слов" - относительно простая для альбома песня, раскрашенная партиями акустической гитары Гилмора. Единственное произведение на альбоме, которое можно считать отсылкой к творчеству Уотерса и Баррэтта:

"Я в тоске проводил все время
Я купался в юдоли невзгод
Я был точно парализован
Верил, что мир меня ждёт..."

(Интересно, что "fuck myself", встречающаяся грубость в тексте песни, обычно относят к опыту судебных тяжб, полученных Гилмором).

11. High Hopes

Ошеломительная по силе эпическая композиция, которая является предметом гордости автора. В музыкальном плане, это многочастная песня, которая начинается с колокольного перезвона одного из храмов Кембриджа, и изобилует великолепными партиями инструментов. Как поэтическое произведение, текст "Высоких надежд" мастерски повествует о юных годах Гилмора и Баррэтта в Кембридже, и ностальгии по ним:

"Трава свежее, и свет был ярче
С друзьями рядом, в ночах отрады..."

В конце песни записано несколько секунд телефонного разговора между менеджером группы Стивом О'Рурком и сыном Полли Чарли, когда последний после взаимного приветствия бросает трубку, что вновь намекает на непонимание и разрыв отношений как центральную тему альбома.

Вторая из песен альбома, к которой был снят просто потрясающий клип.

одна из бесконечных вариаций на тему голов обложки
одна из бесконечных вариаций на тему голов обложки

Во второй части обзора нашли описание тура в поддержку альбома, и событий, последовавших за ним.