35 лет назад, 7 сентября 1987, вышел 13-й студийный альбом легендарной британской рок-группы Pink Floyd, получивший название "A Momentary Lapse of Reason" ("Мгновенное помутнение рассудка").
Запись и выход альбома, а также последовавший грандиозный мировой тур в его поддержку стал одним из важнейших событий как в истории группы, так и во всей хронологии #рок-музыки.
В настоящем обзоре нашли освещение сложная предыстория, а также история создания пластинки, оценка ее звучания и художественных достоинств, хронология последовавшего тура и связанные с ним события.
"A Momentary Lapse of Reason" - первый #альбом #Pink Floyd за 4 с половиной года, второй и последний альбом группы 1980-х, единственный альбом, записанный в период, когда официальными участниками группы являлись только Дэвид Гилмор и Ник Мэйсон.
"The Final Cut" - предыдущий, 12-й альбом Pink Floyd, был записан во второй половине 1982, и вышел в марте 1983. В целом, он стал довольно мрачной страницей в истории группы. Это единственный альбом, в записи которого не принимал участие клавишник Ричард Райт, последний альбом, в записи которого принял участие Роджер Уотерс, и единственный альбом (не считая посмертной записи "The Endless River" (2014)), в поддержку которого группа не выступала.
Пластинка была создана в условиях выраженных личных и творческих противоречий между автором/басистом/вокалистом Роджером Уотерсом и соавтором/гитаристом Дэвидом Гилмором, вышла довольно неровной, и получила противоречивые отзывы публики и критики.
Еще до ее выхода #Уотерс и Гилмор занялись разработкой сольных проектов, результатом которых стал выход в 1984 сольных альбомов, названных, соответственно, "The Pros and Cons of Hitch Hiking" (ставший для Роджера дебютным альбомом), и "About Face" (ставший для маэстро вторым сольником). После выхода альбомов музыканты отправились на гастроли в их поддержку с сопровождающими составами.
Ранее краткий обзор сольной карьеры Уотерса и Гилмора, и их специфического творческого соревнования был сделан в публикации "Оттенки розового", получившей большое внимание читателей и подписчиков канала.
Было бы неверно полагать, что неудачное студийное сотрудничество и отсутствие совместных гастролей свели коммуникации между тремя оставшимися в группе музыкантами к нулю.
Ник Мэйсон: "В 1984 году у нас даже состоялась относительно спокойная и расслабленная встреча в японском ресторане, где мы, наслаждаясь суши и саке, обсуждали все наши прошлые ошибки.
А затем Стив (О`Рурк, менеджер коллектива - прим. РОКЛЯ) присоединился к нам, чтобы тоже послушать. Вне всякого сомнения, Роджера ввела в заблуждение наша общая доброжелательность и уступчивость. Он посчитал, что вопрос о "Pink Floyd" представляется нам практически закрытым.
Тем временем мы с Дэвидом думали, что теперь, когда Роджер закончил альбом "Pros and Cons", все может пойти по-старому. В конце концов, у нас и раньше случались периоды отчуждения.
Теперь Роджер видит в той встрече скорее двуличность, нежели дипломатичность, - однако тут я с ним не согласен. Очевидно, наши общие навыки общения по-прежнему оставляли желать лучшего. Короче говоря, мы покинули японский ресторан с диаметрально противоположными мнениями о принятом нами решении".
Разумеется, среди поклонников коллектива и в журналисткой среде периодически циркулировали слухи о возможном воссоединении группы. Например, некоторые полагали, что оно произойдет на международном благотворительном фестивале Live Aid, состоявшемся в июле 1985.
Однако, из всех музыкантов Pink Floyd на сцене фестиваля выступил только Дэвид Гилмор, и то в качестве участника поддерживающей группы одного из артистов. Впрочем, это выступление сыграло положительную роль в дальнейших событиях: именно на этом фестивале Дэвид познакомился с клавишником, а точнее мультиинструменталистом, Джоном Кэрином.
В конце 1985 Роджер Уотерс сделал заявление, что покидает Pink Floyd. Таким поступком, как полагал один из основателей коллектива, и автор наиболее значительной части прославленного материала классических работ, он завершит историю группы, которая, по его мнению, стала представлять из себя "выдохнувшуюся творческую единицу". Однако, дальнейшие события показали, что он ошибся.
Тем временем, Дэвид Гилмор, отметившийся в целом ряде сторонних проектов, был настроен на новую сольную работу. Однако, 1986 можно считать переломным в судьбе Pink Floyd годом, когда окружение музыканта постепенно убедило его, что новый проект станет новым альбомом именно группы. Одним из аргументов в пользу этого стали относительно скромные рейтинговые и туровые достижения "About Face" - большинство ожидало новых работ Pink Floyd.
В специальном пресс-релизе Pink Floyd отмечали, что "сила Pink Floyd всегда заключалась в талантах всех четырех участников группы. Сказать по правде, нам будет не хватать художественного вклада Роджера. Однако, мы будем продолжать работать вместе, как прежде".
Исследователи этого периода истории группы сходятся во мнении, что на ход событий в 1986 повлияла непосредственно жизненная и творческая позиция Дэвида Гилмора. Он справедливо полагал, что в свое время Pink Floyd справились без Сида Бэррэта, так почему же они не справятся сейчас без Роджера Уотерса?
"Роджер - собака на сене, и я собираюсь побороть его, - заявлял Гилмор в интервью. - Пока никто, кроме него, еще не утверждал, что "Pink Floyd - это я". Тот, кто утверждает подобное - в высшей степени самонадеян".
"Дело в том, что Роджер ушел, и я - единственный, кто мог бы взвалить на плечи этот груз и нести его. Если я не хочу зачеркнуть двадцать лет моей работы и снова приняться за сольную карьеру, значит это - то, что мне нужно было делать".
Ник Мэйсон, которого с Уотерсом некогда связывала крепкая дружба, тоже оказался на стороне Гилмора:
"Хотя в прошлом я обычно объединялся с Роджером, который был одним из самых старых моих друзей, меня оскорбило предположение, что я ничего не принес в группу и что теперь, без Роджера, я ни на что не способен".
"Обозлившись, мы принялись рыть траншеи для удержания своих позиций и наотрез отказывались идти на уступки. Роджер разжег войну, объявив всему миру о том, что группа распалась. Остальные были с этим не согласны и почувствовали еще большее стремление выпустить новый альбом".
Наконец, дополнительными факторами, сыгравшими на стороне Гилмора, стали его высокий авторитет в музыкальной среде, и, в отличие от Уотерса, хорошая коммуникабельность с коллегами и журналистами, а также личные лидерские качества.
Когда Роджер Уотерс узнал, что динозавр по имени "Pink Floyd" не только жив, но и уже начал разработку своего нового путешествия, 31 октября он обратился в Верховный суд Великобритании с иском, в котором требовал запрета на использование великого бренда. Логика искового заявления была построена на том, что четверо из пяти основателей Pink Floyd - Боб Клоуз, Роджер Уотерс, Сид Бэррэт и Ричард Райт уже покинули группу в разное время.
Однако, противостоящая сторона была настроена не менее решительно. Вопрос, какой из факторов сыграл наиболее решающую роль в судебных разбирательствах, нуждается в отдельном изучении, однако в общих чертах можно отметить, что использование названия "Pink Floyd" не было закреплено должным образом в соответствующих соглашениях, а вклад Дэвида Гилмора в историю группы уже на тот момент был несомненен.
По итогам судебного разбирательства, продлившегося почти год, стороны пришли к соглашению, по которому Гилмор и Мэйсон уступали Уотерсу права на концепцию шоу "The Wall" и различные спецэффекты, а Уотерс признавал право Гилмора и Мэйсона использовать название "Pink Floyd".
10 ноября бессменный менеджмент группы в лице мажор-лэйбла EMI опубликовал заявление, что "Pink Floyd существуют, находятся в прекрасной форме и записываются в Англии".
Запись альбома проходила с ноября 1986 по июль 1987 в семи студиях: Astoria, Britannia Row, Mayfair Studios и Audio International в Лондоне (Великобритания), и, с февраля 1987, в A&M, Can Am Recorders, Village Recorder в Лос-Анджелесе (США).
Студия Astoria до сих пор расположена в одноименном плавучем доме на Темзе.
Astoria была построена в 1911 году для импресарио Фреда Карно, который хотел иметь лучший плавучий дом на реке. Он спроектировал его так, что на палубе мог играть оркестр из 90 инструментов.
В 1986 плавучий дом был приобретен Дэвидом Гилмором, который "провел полжизни в студиях звукозаписи без окон и без света, а на этом боте куча окон с прекрасными видами".
Здесь были записаны три последних студийных альбома Pink Floyd, а также два последних сольных альбома музыканта. Также, здесь микшировались и концертные альбомы.
Дэвид Гилмор: "Мне только что довелось найти это прекрасное судно, которое было построено в виде плавучего дома и было очень дешевым, так что я купил его. И только после покупки я подумал, что мог бы, возможно, использовать его для записи. Диспетчерская — это комната 30 футов на 20 футов. Это очень удобная рабочая среда — три спальни, кухня, ванная комната, большая гостиная".
Студия Britannia Row была создана самими Pink Floyd в 1976 и впервые использовалась для записи альбома "Animals" (1977).
Сопродюсером Гилмора при работе над новым альбомом стал принимавший ранее участие в записи "The Wall" и "About Face" Боб Эзрин, он исполнил часть партий клавишных инструментов и помог Гилмору написать музыку к композициям "Signs of Life" и "Learning to Fly".
Боб Эзрин: "Работа на этом судне была самым волшебным опытом, какой я когда-либо мог получить. Проводя каждый день на палубе и наблюдая полет диких гусей, катание детей на лодках и старых английских рыболовов на берегу, мы ощутили атмосферу реки, которой проникся весь альбом".
В качестве звукооператора к работе над альбомом привлекли Эндрю Джексона, ранее он записывал вместе с Джеймсом Гатри саундтрек к фильму "The Wall", также помощь Гилмору в написании текстов оказал участник группы Slapp Happy Энтони Мур.
По ходу записи не забывали об отдыхе, иногда выбираясь в Лондон или устраивая пикники на природе. А тем временем, общественность гадала, как будут звучать Floyd без Уотерса.
Ник Мэйсон: "Однажды к нам заявилась с визитом целая непрошеная бригада теленовостей, которая, так и не добившись доступа в плавучий дом, натянула водолазные костюмы и записала нашу работу из-под воды.
Должно быть, журналисты очень долго там пробыли и страшно околели в попытке заполучить хоть клочок приглушенного водой звука".
Когда для работы над альбомом потребовался большой выбор аппаратуры и оборудования, запись перенесли в Лос-Анджелес. Там же музыканты начали работу над первоначальным микшированием.
"A Momentary Lapse of Reason" был полностью записан в цифровом формате, что стало первым опытом такого рода для Pink Floyd. Наконец, для группы ушли в прошлое проблемы с зажевыванием и склейкой пленки, "плаванием" ритма и прочими издержками аналоговых записей.
Начало записи производилось с использованием 24-канальной аналоговой аппаратуры, в дальнейшем выполнялась перезапись на цифровые магнитофоны Mitsubishi. При работе над альбомом был впервые задействован существенный объем сэмплирования, работа с корректором ритма ударных, звуковыми эффектами и т.п.
Говоря о музыкантах, записавших альбом, прежде всего нужно упомянуть Дэвида Гилмора - лидера коллектива, вдохновившего его на запись и тур. Он сочинил основную часть материала пластинки и сыграл на целом ряде инструментов.
К началу работы над альбомом у Гилмора уже были подготовлены demo записи нескольких композиций, в создании которых Гилмору помогал Боб Эзрин, приехавший в Великобританию летом 1986. Представитель CBS Стивен Ральбовски, прослушав их, заявил, что они "не имеют ничего общего" с музыкой Pink Floyd, и тогда было решено кардинально переработать имеющийся материал - к середине 1986 решение о новом альбоме Pink Floyd уже созрело.
Впрочем, #Гилмор, по словам Эзрина, уже и раньше думал о полной переработке подготовленных записей, чтобы сделать звучание композиций узнаваемым и сохранить высокое качество и специфическую атмосферу, отличавшие музыку Pink Floyd. Это стремление Гилмора полностью совпадало со стремлением остальных участников группы, представителей звукозаписывающих компаний, издававших записи Pink Floyd, и всех прочих заинтересованных сторон.
В реализации этого проекта велика и роль Ника Мэйсона. Прежде всего, нужно отметить, что не присоединись бессменный ударник группы к Гилмору, и новой инкарнации группы не состоялось бы в юридическом плане. Далее, Мэйсон немало поработал в студии над звуковыми эффектами для пластинки, и выступил как стихийный советник Гилмора.
Несмотря на то, что на обложке его роль обозначена как "звуковые эффекты, электрические и акустические ударные", его роль при записи непосредственно партий ударных для альбома оказалась довольно скромна.
Ник Мэйсон: "Я уже четыре года не играл всерьез, и мне не нравились ни ощущение, ни звук собственной игры. Возможно, меня порядком деморализовал конфликт с Роджером. Однако я определенно сумел в конце концов удовлетворительно исполнить некоторые партии.
А когда время стало поджимать, я передал некоторые партии кое-кому и лучших сессионных музыкантов в Лос-Анджелесе, включая Джима Келтнера и Кармана Эпписа, что вызывало у меня довольно странное чувство.
Все это пахло пораженчеством, но также означало, что мне придется выучить все эти чертовы барабанные партии для исполнения их "живьем"".
Тем не менее, не будем забывать, что Мэйсон оказался для Гилмора незаменимым компаньоном в организации тура (о чем будет сказано далее), а также прекрасно справился со своей ролью во время тура.
Несомненно, весомости новому проекту придавало и участие в нем клавишника классического состава группы, Ричарда Райта. Дэвид Гилмор сравнил ощущение от первой записи, сделанной втроем с Мэйсоном и Райтом, с ощущением того, словно "надеваешь старую, удобную пару обуви", а атмосферу записи охарактеризовал, как в корне отличную от той обстановки напряжения и изоляции, в какой записывались альбомы Pink Floyd с Роджером Уотерсом.
Ричард Райт подключился к работе над альбомом на достаточно позднем этапе, когда бо́льшая часть партий клавишных была уже записана Дэвидом Гилмором, Джоном Кэрином и Бобом Эзрином. Вклад Райта в запись альбома ограничился игрой на органе Hammond и фортепиано Rhodes, а также несколькими вокальными гармониями.
Его воссоединению с группой предшествовала встреча с Гилмором летом 1986. Дело в том, что когда до Райта дошли слухи о том, что Гилмор, отдыхавший в это время на греческом курорте в Линдосе, решил записывать альбом Pink Floyd без Уотерса, Ричард, по совету своей супруги Франки, встретился с Гилмором, сообщив ему о своей готовности работать над планируемым альбомом. Тогда Гилмор дал уклончивый ответ, однако, уже осенью Райт был приглашен в студию Astoria для работы над новым альбомом, став своеобразным "секретным оружием" группы в борьбе с Уотерсом, и за симпатии публики и критики.
Как бы то ни было, Pink Floyd второй половины 1980-х, после возвращения Ричарда Райта, вновь объединила троих участников своего классического состава. Гилмор отметил, что возвращение Райта придало группе "силы и с юридической, и с музыкальной точек зрения" (обратим внимание на акценты).
В то же время, клавишник не стал полноправным участником и деловым партнером Pink Floyd, так как в договоре 1981 года об уходе Райта из группы был пункт, по которому клавишнику было запрещено возвращаться в нее. Адвокаты Райта предупредили его о том, что став участником Pink Floyd, он автоматически станет ответчиком по судебным искам группы. Исходя из этих причин, было решено официально включить Райта в список сессионных музыкантов, записывавших "A Momentary Lapse of Reason", а во время турне, начавшегося после выхода альбома, Райту была назначена фиксированная зарплата.
В самом начале работы над альбомом было задействовано 15 сессионных музыкантов. В дальнейшем, на разных этапах записи пластинки, к работе подключались еще 18 музыкантов и техников. На бас-гитаре в новом проекте Pink Floyd сыграл Тони Левин из группы King Crimson (он также исполнил партии на стике), на ударных инструментах, как уже говорилось — Джим Келтнер и Кармайн Аппис, на клавишных инструментах — Джон Кэрин, который также внес свой вклад в сочинение музыки к песне "Learning to Fly".
Пэт Леонард, ставший соавтором композиции "Yet Another Movie", сыграл на альбоме на синтезаторе. Кроме того, были приглашены: Стив Форман — перкуссия; Джон Хелливелл — саксофон; Майкл Ландау — гитара; Скотт Пейдж — саксофон; Донни Джеррард, Дарлин Колденхейвен, Филлис Сент-Джеймс, Кармен Твилли — бэк-вокал, и другие музыканты.
Полностью работа над альбомом была завершена в июле 1987.
Закончив работу над альбомом, Pink Floyd никак не могли определиться с его названием. Рассматривались такие варианты, как: "Of Promises Broken" ("О нарушенных клятвах"), "Signs of Life" ("Признаки жизни"), ""Delusions of Maturity" ("Заблуждения зрелого возраста").
Ник Мэйсон: "Мы провели обязательные три недели, агонизируя над названием альбома: каждому варианту следовало устроить по меньшей мере одну проверку. Нравилось ли нам название, подходило ли оно к музыке, не смог бы Роджер и критики использовать его против нас? В конечном итоге до нас дошло, что не существует в природе такого слова или фразы, над которыми кто-то при большом желании не смог позабавиться..."
В конце концов, остановились на окончательном варианте, представляющем собой строчку из песни "One Slip".
Для оформления обложки альбома был приглашен Сторм Торгесон — до этого он являлся автором дизайна обложек таких классических альбомов группы, как "The Dark Side of the Moon" (1973) и "Wish You Were Here" (1975). Он впервые, после ухода Уотерса, возобновил сотрудничество с Pink Floyd.
Дизайн обложки построен на строчке из песни "Yet Another Movie", в которой говорится об исчезающих вдали кроватях. Она интересна уже тем, что множество кроватей на ней - не монтаж, а натуральная фотография. Команда дизайнера привезла для фотосессии сотни больничных кроватей на берег пляжа Саунтон Сандз в Северном Девоне, и расставила их на протяжении двух миль.
На мой взгляд, это одна из лучших обложек альбомов Pink Floyd. Не утрачивая фирменной для группы образности и абстрактности, она предлагает и символ альбома - кровать, и ряд важных деталей (собаки, летящий самолет, река), и намекает на главные темы произведений группы. Несмотря на отсутствие у альбома общей концепции, обложка выполняет, таким образом, некую важную интегративную функцию.
"A Momentary Lapse of Reason" вышел 7 сентября 1987 в Европе на EMI Records, и 8 сентября в США на Columbia Records. Он стал первым альбомом группы, вышедшим на всех носителях того времени.
Для правообладания новыми записями группы был создан новый лейбл, Pink Floyd Ltd.
Задолго до появления афиш о концертах группы на родине, в Лондоне с целью промоции альбома, как его главный символ, появилась парящая надувная кровать.
Как это обычно бывает после выхода альбома практически любой группы в ее поздний период, мнения о нем значительно разделились.
Разумеется, первым, кому альбом не понравился, был Роджер Уотерс:
"…когда я ушел, они <Гилмор, Мэйсон и Райт> оказались в такой ситуации, когда некому было осуществлять все это <сочинять и записывать музыку>, но они продолжили делать это, и сделали все при поддержке огромного числа людей, приглашённых для того, чтобы попытаться заменить меня.
При всем уважении к тем людям, которые пошли и купили те записи, они купили просто мусор.<…> В A Momentary Lapse of Reason есть пара действительно хороших мелодий, и если бы я все еще был в группе, эти последовательности аккордов и мелодии могли бы попасть в альбом, над которым работал я. Но в отношении концепции и поэзии — это просто мусор, отчасти потому, что это все ненастоящее. Это как, "Давайте попробуем написать песни, которые звучат так, как будто они написаны Pink Floyd и запишем альбом, который звучит как альбом Pink Floyd"".
Роджер говорил, что послушал альбом ровно один раз и открыто называл его "довольно честной подделкой". Его главный оппонент, Дэвид Гилмор, считал новый альбом воссозданием истинного звучания Pink Floyd:
"У меня было полным-полно проблем с тем направлением, в котором шла группа до ухода Роджера <…> Музыка превратилась в средство для передачи смысла слов и стала не очень интересной … The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here были хороши не только благодаря вкладу Роджера, но и потому, что в них поддерживалось правильное соотношение между музыкой и текстами, не то что на последних альбомах. Именно этого я пытался добиться на Momentary Lapse of Reason — сфокусировать больше внимания на музыке и восстановить утраченное равновесие".
Кстати, его коллеги были довольно осторожны в своих оценках.
Например, Ник Мэйсон посчитал, что "…получился очень "аккуратный" альбом, где мы почти не шли на риск. Все вещи, вместе взятые, заставляют меня испытывать легкую отстраненность от "Momentary Lapse" — до такой степени, что все это уже почти не звучит как "Pink Floyd". Однако от композиции "Learning to Fly" такого ощущения не возникает — напротив, она кажется очень "родным" треком".
По мнению Николаса Шэффнера, автора книги "Блюдце, полное чудес. Одиссея Pink Floyd", "A Momentary Lapse of Reason" не только выглядел как альбом Pink Floyd, но и по звучанию больше всех других похож на классические работы, например "Wish You Were Here". Также, в ответ на критику Роджером Уотерсом текстов песен альбома Шэффнер отмечал, что вряд ли в конце 1980-х был выпущен более поэтичный альбом, чем "A Momentary Lapse of Reason", сравнимый с ним по тиражам.
Об этой книге ранее говорилось в обзоре "Что почитать".
Хью Филдер в статье, опубликованной в британском музыкальном еженедельнике Sounds, сравнивал выход альбома с "возвращением через стену, туда, где бриллианты безумны, а у Луны есть темные стороны, а у матерей — атомные сердца".
В то же время, многие музыкальные критики отмечали сходство нового диска Pink Floyd с сольным творчеством Дэвида Гилмора, и не давали "A Momentary Lapse of Reason" высоких оценок. Например, журнал Q разместил следующий отзыв:
"A Momentary Lapse of Reason — это альбом Гилмора в такой же степени, в какой четыре предыдущих альбома, выпущенных под именем Floyd были альбомами Уотерса <…> Очевидно, что это не только зарабатывание денег или подавленное эго, но и подавленный талант, подвигший гитариста на продолжение карьеры с сохранением брэндового названия группы".
Уильям Рулманн в обзоре альбома на сайте Allmusic.com отметил, что "A Momentary Lapse of Reason" является:
"сольным альбомом Дэвида Гилмора во всем, кроме названия, он демонстрирует стиль атмосферной инструментальной музыки и гитарного звучания Гилмора, типичного для группы того времени, когда Роджер Уотерс еще не полностью взял все в свои руки". При этом альбому "явно не хватает поэтического таланта Уотерса и его умения создавать единое целое".
Журнал Rolling Stone назвал хит "Learning to Fly" "единственным, что осталось от былых успехов Pink Floyd".
Вместе с тем, в обзорном выпуске, посвященном музыке 1980-х, редакция журнала Classic Rock включила альбом "A Momentary Lapse of Reason" в число лучших 20-ти альбомов 1987 (наряду с "Radio K.A.O.S.", выпущенным Уотерсом), а также в число альбомов прог-рока, ставших эталоном звучания, отметив при этом, что "диск можно смело охарактеризовать, как сольник Гилмора. И хотя ему далеко до незабвенных шедевров 70-х, на фоне небогатой новыми именами текущей декады пластинка выглядит вполне достойно…"
Как бы то ни было, "A Momentary Lapse of Reason" продемонстрировал значительные рейтинговые достижения. Он поднялся до третьего места как в хит-параде США, так и в хит-параде Великобритании. В августе 2001 в США альбом стал четырежды платиновым (куплено более 4 млн экземпляров).
Оценка звучания крайне важна при определении художественной ценности любого альбома Pink Floyd, и "A Momentary Lapse of Reason" - в особенности. В этой оценке я согласен с мнением Дэвида Гилмора о том, что смысл его создания - в восстановлении гармонии между музыкой и текстами, смыслами и атмосферой, в обращении к раннему наследию группы, в отходе от невротизма и социальной рефлексии Роджера Уотерса и возвращении к вечным мотивам необычного рядом, внутренних бездн и просторов.
Зарубежные критики иногда называют альбом "обезвоженным" ("waterless"), имея в виду его довольно сухие аранжировки, значительную роль минимализма и авангардистких элементов в композициях. Однако, это не так - музыки на альбоме много, а аранжировки довольно разнообразны. Просто альбом не является "кричащим", плакатным, не призывает на что-то обратить внимание. Его атмосферная пространственность, образы (река, небо, полеты, ощущения одиночества и дисгармонии) и символ кровати весьма органичны, и даже преемственны по сравнению с предшественниками.
Трек-лист альбома включает 10 композиций, его общая продолжительность составляет 51 минуту.
Очень жаль, что весной 2022 Pink Floyd Ltd. приняли решение исключить материал, издававшийся группой начиная с 1987, с доступных нам цифровых платформ. Это делает невозможным привести в настоящем обзоре ссылки на отдельные композиции.
Инструментальная композиция "Signs of Life" ("Признаки жизни"), открывающая альбом, была записана в соавторстве Дэвидом Гилмором и Бобом Эзрином. За ее основу была взята демонстрационная запись Гилмора, сделанная еще в 1978, оставшаяся от работы маэстро над своим дебютным альбомом. Эзрин, в частности, записал звуки скрипа весел и плеска волн при движении лодки по Темзе.
"Signs of Life" - безусловно, лучшая инструментальная композиция Pink Floyd, и самая атмосферная вещь из слышанных мной. Ее звучание просто изумительно, оно задает настроение всему альбому. Настроение этой удивительной вещи прекрасно выражено в не менее атмосферном клипе, созданном как видео-ряд для демонстрации на концертах.
Отдельные элементы второй композиции, песни "Learning to Fly" ("Учусь летать"), претендующей на главный хит альбома благодаря простому мотиву и танцевальным ритмам, появились уже в 1985, сразу после концерта Live Aid - том самом, на котором Дэвид Гилмор познакомился с Джоном Кэрином. Во время работы в домашней студии Гилмора, Кэрин написал вступление и подобрал к ней последовательность аккордов. Основная часть работы над песней проходила на рубеже 1986/87.
По словам Гилмора, период работы над песней совпал с его увлечением авиацией, когда он брал уроки пилотирования, что и вдохновило его на сочинительство. Также, свой вклад в создание песни внесли Энтони Мур, который помог Гилмору с текстами, Ник Мэйсон, который произносит технические команды к взлету, и Боб Эзрин.
Мне всегда казалось, что обучение летному искусству для Гилмора в чем-то сравнимо с примеркой для себя роли лидера успешного коллектива:
"...Дух в напряжении, что учит летать
Урок получен, пришлось испытать
Меня влечет этот небоворот
Земное "Я" не в силах вынести мой взлет..."
Видеоклип к "Learning to Fly" на церемонии музыкальных наград MTV Video Music Awards 1988 занял первое место в номинации "Лучшая идея видео".
Текст для третьей композиции, песни "The Dogs of War" ("Псы войны"), был написан Энтони Муром, а название взято у Фредерика Форсайта ("Псами войны" была озаглавлена одна из его книг о наемниках). Соло на саксофоне исполнил Скотт Пейдж.
Это самая жесткая и эмоциональная вещь пластинки, единственная, напоминающая о стиле Роджера Уотерса. К ней был создан концертный видео-клип.
В основе четвертой композиции, динамичной песни "One Slip" ("Промах"), лежит одна из трех намеченных для разработки совместных композиций Гилмора и гитариста группы Roxy Music Фила Манзанеры, под рабочими названиями "Manz 1/2/3". Только одна из этих композиций была включена в альбом, а две другие так и не были использованы.
Слова к пятой композиции, прекрасной балладе "On the Turning Away" ("Уходя от всего"), завершающей первую сторону винилового варианта издания, написаны Энтони Муром и Гилмором.
Интересный факт: специально для этой песни Боб Эзрин и Джон Кэрин написали оркестровку, а Ричард Райт — органное соло, но при сведении Гилмор решил от них отказаться, посчитав их излишними.
Эта "общечеловеческая баллада" с прекрасным продолжительным соло в финале сразу пришлась по вкусу большинству поклонников коллектива.
В шестой композиции, "Yet Another Movie" ("Еще одно кино"), и моей фаворитке с альбома, претендующей на роль самой недооцененной песни пластинки, работой над партиями ударных инструментов занимались сразу три ударника — Ник Мэйсон, Джим Келтнер и Стив Форман. В песне на втором плане записаны диалоги, взятые из кинофильмов "В порту" и "Касабланка". Соавтором Гилмора в "Yet Another Movie" стал Пэт Леонард, сыгравший собственную тему на синтезаторе.
Это одна из двух, вместе с "Sorrow", самых мрачных песен альбома. Ее гипнотический ритм и вязкие аранжировки завораживают на протяжении всех семи с половиной минут ее звучания, а условная вторая часть (с отметки "3:22") просто потрясает.
В центре ее текста некий внутренний кризис, вполне возможно, намекающий на внутреннее состояние, в разные периоды, Сида Баррэта и Роджера Уотерса:
"...Он смеялся и рыдал
Он сражался, пропадал
Он был похож на остальных
Не хуже и не лучше их...
...Мрачный всадник на коне
Бесцельно жизнь прошла вполне
Слезой кровавой залит взгляд
Он угасает, как закат..."
Для альбома Гилмор написал короткую инструментальную композицию "Round and Around" ("Вокруг и по кругу"), которая воспринимается как продолжение и завершение "Yet Another Movie". Не случайно на CD-издании альбома "Round and Around" следует сразу за "Yet Another Movie", и они проиндексированы как одна дорожка (как "6" и "6а").
Седьмая композиция альбома авторства Гилмора, "A New Machine" ("Новая машина"), была разделена на две части (Parts 1 & 2), одна из которых предваряла, а другая завершала восьмую композицию, гипнотическую инструментальную пьесу "Terminal Frost" ("Предельный холод").
Композиция представляет собой вокальную партию, сопровождаемую редкими органными проигрышами. При записи голос Гилмора был изменен с помощью вокодера. Сам автор назвал эту композицию экспериментальной, имеющей "звук, который я не слышал ни у кого. Шумовые фильтры, вокодеры, открыли нечто новое, что мне показалось чудесным звуковым эффектом, который никто не делал; это своего рода нововведение". Триединство указанных композиций было написано примерно за два года до начала работы над альбомом.
В инструментальной композиции "Terminal Frost" были записаны поочередно сменяющие друг друга мелодии гитары, органа и саксофона, а также вокализ, который по первоначальному замыслу предполагался как дополнение к основному вокалу, от которого Гилмор в итоге отказался.
Завершающая альбом десятая композиция, мрачная песня "Sorrow" ("Скорбь") с темпом ниже среднего, завершающая альбом, была написана Гилмором почти полностью во время уик-энда, который он провел на Astoria. При работе над ней автор впервые вначале написал слова, а затем музыку.
Открывающий гитарный пассаж был записан в Лос-Анджелесе, на одной из спортивных арен, когда Гилмор сыграл его через громкоговорители. Гитарное соло было записано с первого дубля, а в середину композиции включили короткие реверсивные сэмплы.
Также, изначально для альбома была сочинена песня "Be Peace With You" ("Оставайся с миром"), являвшаяся своего рода примирительным прощанием с Роджером Уотерсом. Однако, в связи с начавшимися в дальнейшем судебными процессами между Уотерсом и Pink Floyd, Гилмор посчитал включение этой песни в альбом невозможным.
Существует предположение, что "Terminal Frost" изначально планировалась как кода этой нереализованной песни.
Режиссером клипов на композиции "Signs of Life", "Learning to Fly" и "The Dogs of War" стал Сторм Торгесон.
В видео-ряде к "Signs of Life", который предназначался для показа во время концертного тура, в роли гребца каноэ снялся Лэнгли Идденс, работавший в конце 1980-х сторожем и лодочником на плавающей студии Astoria. Съемки этого видеоклипа проходили на реке Кэм в графстве Кембриджшир.
Для "Learning to Fly" Торгесон снял два видео, одно из них предназначалось для показа на музыкальных телеканалах, другое (в котором также снялся Лэнгли Идденс) — для показа на экране во время концертного исполнения песни.
Сложно не поразиться художественному чутью режиссера: Лэнгли весьма явно напоминает Сида Баррэта, вновь и вновь отсылая нас к корням группы.
Для видеоклипа "The Dogs of War" кадры с концерта группы снимались на представлении в г. Атланта (США) в ноябре 1987, а Гилмор сыграл в этом клипе фрагментарную роль. Видеоклип "The Dogs of War" так же демонстрировался на концертах Pink Floyd на круглом экране, сопровождая исполнение соответствующей песни.
Концертные видео "On the Turning Away" и "One Slip" были сняты на том же концерте в Атланте.
Нужно отметить, что телеканал MTV, приобретший в 1980-х важное значение для шоу-бизнеса, регулярно показывал видео-клипы Pink Floyd. Благодаря этому музыкальному каналу группа получила важное преимущество в их соперничестве с Уотерсом, который в вещании этого канала почти не появлялся.
К альбому было выпущено 4 сингла: "Learning to Fly", "On the Turning Away" и "Dogs of War" в 1987, и "One Slip" в 1988.
Сингл "Learning to Fly" впервые в истории звукозаписи был издан только в CD-версии. Он содержал сокращенные (edition) версии одноименной композиции и инструментальной пьесы "Terminal Frost".
Интересный факт: на некоторых версиях сингла "Terminal Frost" включалась в так называемой "Do Your Own Lead" версии, то есть без ведущей гитары. Это делалось для того, чтобы гитаристы могли предложить свою трактовку этой вещи.
Сингл "On The Turning Away", кроме одноименной композиции, также содержал концертную версию 1987 "Run Like Hell".
Сингл "Dogs of War", кроме одноименной композиции, также содержал концертную версию 1987 "On the Turning Away".
Сингл "One Slip", кроме одноименной композиции, также содержал инструментальную пьесу "Terminal Frost".
Во второй части обзора приведено описание мирового тура в поддержку альбома и событий, связанных с ним.