В первой части обзора были представлены предыстория и история создания альбома "The Division Bell", а также проведены разбор треков и оценка звучания пластинки.
Тур в поддержку "The Division Bell" стартовал через два дня после выхода альбома, 30 марта (Сан-Бернардино (Калифорния, США)), и продолжался до 29 октября того же 1994 (Лондон, Великобритания). Он включал 110 концертов в 68 городах по обе стороны Атлантического океана, а по масштабности и финансовым показателям стал одним из крупнейших мировых туров 1990-х, хотя по объему выступлений и уступал предыдущему мировому турне группы примерно в 2 раза.
Вот как завершил свой отзыв об одном из выступлении зритель: "Когда мы вернулись в действительность южной флоридской ночи, я посмотрел на друга, который никогда раньше не видел концертов Pink Floyd. Перед тем, как вымолвить слово, я подумал, что и сам не видел ничего подобного раньше! В самом деле, концерты Pink Floyd стали бесподобными в мире музыки. Они же сюрреалисты в области современных музыкальных представлений, использующие стадион как холст для своих уникальных произведений".
На концерты тура было продано 5 с половиной миллионов билетов. Был отменен только один концерт тура (1 сентября в Хельсинки из-за низкой реализации билетов), и перенесено тоже лишь одно выступление (12 октября в Лондоне, см. далее).
Спонсором тура выступила немецкая компания Volkswagen.
Тур с самого начала предполагался как стадионный (то есть, охват максимального количества публики при относительно небольшом количестве выступлений за счет размера площадок). Однако, проведение летом 1994 в США чемпионата по футболу существенно изменило маршрут и логистику тура, повысив расходы на его организацию. Оценив перспективу удорожания зрительских билетов, менеджмент группы пошел на привлечение спонсора, а также уменьшение гонораров артистов за выступления.
Состав приглашенных музыкантов для выступлений в туре во многом напоминал таковой в студийной работе и предыдущих гастролях: Гай Пратт (бас-гитара), Гэри Уоллис (перкуссия), Тим Ренвик (гитара), Дик Пэрри (саксофон), Джон Кэрин (клавишные), а также вокалистки Дурга Макбрум, Сэм Браун и Клаудиа Фонтейн. Концертный состав группы по ходу тура не изменялся.
Первый, американский отрезок тура проходил с незначительными изменениями в сет-листе, и включал вещи из классических работ Pink Floyd и двух последних альбомов. Из раннего периода группы игрались открывающая сет "Astronomy Domine" (в Европейском отрезке тура открывала вторую часть концертов), которую играли впервые с 1970 года, и "One of These Days". Также, группа эффектно добавляла в сет "Hey You".
15 июля в г. Понтиак (Мичиган, США), за несколько концертов до окончания американского отрезка тура, был сыгран альтернативный сет-лист, в котором группа воплотила свою давнюю задумку, и во второй части концерта целиком исполнила культовый "The Dark Side of the Moon". В дальнейшем эти два сет-листа чередовались до конца тура.
В общей сложности, из 11 композиций альбома игралось 9. Минимальное число раз - всего 2, игралась инструментальная пьеса "Marooned" (на обоих концертах в Норвегии).
Оформление сцены было выполнено в виде полусферы, что создавало особую атмосферу камерности. Летающий свин уступил место хряку, покачивающемуся сбоку от сцены в своем "хлеву", добавились еще несколько декораций. Также, тур сопровождало грандиозное световое шоу, самое масштабное за всю историю группы (интересно, что в команду был также включен Питер Уинн Уилсон, который разрабатывал световые постановки на заре группы).
Интересный факт: по ходу тура возникла некая загадка, связанная с группой и туром. 11 июня анонимный интернет-пользователь с ником Публиус заявил на одном из первых форумов группы о существовании некой тайны с обещанием приза тому, кто ее разгадает. Далее последовали еще несколько публикаций с очень смутные подсказки, предлагающие фанатам анализировать тексты песен, музыку и дизайн альбома "The Division Bell".
Чтобы опровергнуть сомнения форумчан, Публиус наконец согласился предоставить доказательства своей подлинности. Он объявил, что даст о себе знать мигающими белыми огнями в понедельник 18 июля. Вечером 18 июля прожекторы на сцене во время концерта Pink Floyd в Ист-Резерфорде буквально на какое-то мгновение "написали" слова "ENIGMA PUBLIUS"...
Больше Публиус не появлялся, и единственная проблема его загадки оказалась в том, что он так и не сообщил, в чем заключена эта самая злополучная загадка!..
Позже Ник Мэйсон вспоминал, что один из работников выпускающего лейбла, увлекающийся конспирологией, просто решил так поднять интерес к группе.
Тур завершился 14 концертами в лондонском Earls Court (ныне не существует). Это были первые концерты Pink Floyd в этом зале после финальных выступлений группы, в классическом составе, в поддержку альбома "The Wall" в июне 1981.
На первом концерте 12 октября, как только в зале погас свет, обрушилась трибуна с 1200 зрителями. По счастью, было госпитализировано только 8 человек, а концерт был перенесен на 17 октября.
28 октября на сцену с группой, в свой день рождения, вышел Дуглас Адамс.
29 октября 1994 Pink Floyd плюс гостевые музыканты, в последний раз выступили в эпоху трио. Это произошло в Лондоне - городе, где за 30 лет до этого начиналась история группы.
Ник Мэйсон: "Во время представлений в Эрлс-Корте одним неожиданным, но очень званным визитером за кулисами оказался Боб Клоуз [гитарист группы на заре ее истории - прим. РОКЛЯ].
Я не видел Боба со времен The Tea Set в середине шестидесятых, хотя по случайному совпадению он женился на моей старой школьной подруге из Френсхэма".
Из туровых записей был составлен двойной концертный альбом "P.U.L.S.E.", который вышел 29 мая в Европе, и 6 июня 1995 в США на тех же лейблах. Продюсерами альбома выступили Дэвид Гилмор и Джэймс Гатри.
Оформлением его весьма впечатляющей обложки вновь занимались Сторм Торгерсон и Hipgnosis. Согласно их концепции, все виды материи пульсируют в едином ритме с природой, и нужно лишь почувствовать эту гармонию. В центре обложке размещен гигантский глаз со зрачком, одновременно намекающий на круглый концертный экран группы, на его периферии видна Луна как символ самого известного альбома группы.
Остается отметить, что столь стильное оформление оригинального издания пластинки дополнялось пульсирующим красным светом светодиодом.
В отличие от "Delicate Sound of Thunder", при студийной работе над "P.U.L.S.E." партии не перезаписывались, но в некоторых песнях вставлены сольные партии из других выступлений.
Альбом звучит очень ярко и свежо даже по прошествии трех десятилетий. Слушая его, невозможно перестать восхищаться масштабностью и гармоничностью музыкальной мысли творческой лаборатории Pink Floyd тех лет.
Несомненно, что главное преимущество альбома - это ощутимая гармония между партиями всех музыкантов, тонкое взаимодействие между ними как полноценными участниками коллектива - не только как концертной группы, но и как группы, создававшей материал.
В целом "P.U.L.S.E.", в противовес "Delicate Sound of Thunder", звучит более сдержанно, академично и как бы расслабленно, но оба эти альбома, безусловно, находят своего слушателя, в основном в одном и том же лице.
Концертный фильм "P.U.L.S.E." содержит полное лондонское выступление Pink Floyd от 20 октября. Он вполне передает не только звучание коллектива, но и масштабные сценические и световые решения тура.
В 2006 этот концерт был выпущен на DVD, дополненном обширным и качественным бонусным материалом.
Среди некоторого количества бутлегов с записями выступлений тура, можно обратить внимание на "Live in USA 1994" и "Your Favorite Disease Pasadena CA Rose Bowl", где записана "Poles Apart" (качество записи среднее).
После тура в поддержку "The Division Bell" Pink Floyd больше не вели активной творческой жизни, хотя он и не анонсировался как последний. Однако, группа как трио больше никогда не собиралась для записи нового материала, а в 2005 провела короткое реюнион-выступление с Роджером Уотерсом, то есть в классическом составе.
Когда в 2006 Дэвид Гилмор выпустил свой первый пост-флойдовский, и третий сольный альбом, он обмолвился, что "решил, что это будет мой сольный альбом". Так что, вероятно, и сама группа пришла к завершению своей карьеры пассивно, просто вследствие ее не-продолжения.
"The Division Bell" переиздавался к своим 20-ти и 25-летию. На box set "The Later Years 1987-2019" (2019) впервые изданы несколько нереализованных ранее студийных записей рассматриваемого периода группы ("Blues 1", "Slippery Guitar", "Rick's Theme", "David's Blues", "Marooned Jam", "Nervana" и "High Hopes (Early Version)"), ремиксы альбомов "The Division Bell" и "P.U.L.S.E.", видео-съемки, сделанные по ходу тура.
В 2012 носители названия "Pink Floyd" Дэвид Гилмор и Ник Мэйсон решили из более чем 20 часов черновых студийных записей, оставшихся от сессий 1993, создать новый альбом. "The Endless River" вышел в 2014, и стал 15-м, и "посмертным" студийным альбомом группы. В него была включена только одна песня, остальные места трек-листа остались за инструментальными композициями. В поддержку этого альбома концерты не давались.
В завершение обзора хотелось бы ознакомить уважаемых читателей и подписчиков РОКЛЯ с результатами двух опросов, проходивших на канале в октябре 2023.
В первом опросе предлагалось оценить художественную ценность альбома (допускался один вариант ответа).
Как видно, 2/3 участников опроса оценили альбом очень высоко.
Во втором опросе предлагалось выбрать лучшие композиции с альбома (допускалось несколько вариантов ответов).
В целом, результаты опроса совпадают с оценками, данными в обзоре.
РОКЛЯ выражает благодарность участникам опросов!
При подготовке обзора были использованы материалы Википедии, сборника "Pink Floyd. Книга песен" и книги Ника Мэйсона "Pink Floyd. Личная история".
Для автора обзора, "The Division Bell" стоит в одном ряду с остальными семью альбомами подряд, список которых открывается "The Dark Side of the Moon", венчая этот ряд более чем достойно.
Завершение истории Pink Floyd выглядит преждевременным, но и то, что достигнуто, продолжает радовать и удивлять поклонников Рок-музыки.
В заключение хотелось бы привести, с незначительными сокращениями, небольшую рецензию об альбоме, с которой автор обзора полностью согласен.
Blakknot, Darkside.ru: "Альбом очень целостен и гармоничен: о его второстепенности, малозначительности может говорить только тот, кто не в состоянии принять творчество группы во всей его многогранности.
Все песни окрашены вечерним колоритом рефлексии: пронзительная гитара и грустные клавишные являются как бы соучастниками размышлений лирического героя. Очень украшают альбом созерцательные инструменталы “Cluster One” и “Marooned”, демонстрирующие ту эмоциональную полноту и музыкальную завершенность (тончайшие оттенки, переливы), которых музыкантам было бы никогда не достигнуть под диктатурой Уотерса.
Большинство песен альбома носят характер исповеди, некоторые кажутся откровенно сольными номерами Дэвида Гилмора (“Coming Back to Life”, “Lost for Words”, “Poles Apart”); в наличии также обладающая прекрасным психотерапевтическим эффектом композиция от Райта в лице “Wearing the Inside out”.
Вместе с тем здесь есть драйвовый хит “Take It Back”, показывающий осовремененное лицо группы; композиция “Keep Talking”, исполненная былой прогрессивности и опять же, как и предыдущая, затрагивающая некоторые проблемы времени; “What Do You Want from Me” - воплощение гитарного гения Дэвида Гилмора и его недюжинного вокального мастерства, выгодно подчеркиваемого присутствием хора. Ну и, наконец, – монументальное прощание великой группы под названием “High Hopes”, где звон колокола символизирует закат жизни, ударные подчеркивают все величие утраченных надежд, а гитара… гитара плачет, являя нам свой грустный монолог".