Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

XIX век в русской живописи. Продолжая традиции прошлых веков

Русская культура в XIX веке достигла небывалых высот. В художественном творчестве этой эпохи отражались все знаковые события: Отечественная война 1812 года​ и восстание декабристов​, Крымская война и крестьянский вопрос. А еще на работы художников влияли новые веяния, которые появлялись в Европе. Читайте, как в русском искусстве возникли романтические тенденции​ и реалистическое направление​, кто привез в Россию картины импрессионистов​ и как полотна именитых отечественных живописцев становились известны широкой публике.

Александр Иванов. Явление Христа народу (фрагмент). 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Иванов. Явление Христа народу (фрагмент). 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В XVIII веке Россия пережила множество реформ: Петр I​ налаживал культурные и научные контакты с другими странами, Елизавета Петровна развивала искусство, а Екатерина Великая обратилась к идеям Просвещения. В эту эпоху российских художников начали отправлять за границу, чтобы они изучали опыт европейских мастеров. Это называлось «пенсионерство», поездки оплачивало государство. Живописцы возвращались с идеями и развивали на родине новые стили — барокко​, рококо​, классицизм​ — и жанры: натюрморты​, пейзажи​, городские виды и парадные портреты​. Работа художника стала профессией, а учили молодых живописцев в специальном заведении, Академии художеств​.

В начале нового, XIX столетия русская живопись продолжала следовать по тому же пути. Среди стилей в это время господствовал классицизм. Его поощряла Академия художеств, он стал фактически официальным художественным направлением и со временем получил название «академизм»​.

Федор Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В основе классической живописи тех лет лежало античное искусство, полотна было принято писать на исторические, мифологические и библейские​ сюжеты. Исторический жанр развивал Андрей Иванов — отец Александра Иванова​, который позже стал известным автором картины «Христос в пустыне». Алексей Егоров​ предпочитал библейскую тематику. Он преподавал живопись Карлу Брюллову​, который довел до абсолюта классические приемы. Братья Карл и Александр Брюлловы учились в Италии — как пенсионеры Академии художеств. Полотна они создавали в разных жанрах и стилях: Александр стал мастером акварели и работал в прохладных тонах, а Карл Брюллов писал красочные живописные образы в насыщенных теплых оттенках.
Первый самостоятельный жанр XVIII столетия — портрет — в начале XIX века почти не развивался. Он оставался популярным у дворян, но приобрел значение современной фотографии. Портреты заказывали на память или использовали как элемент декора. Появился даже жанр акварельных мини-портретов, из которых составляли семейные альбомы. Парадные полотна, напротив, стали более салонными: людей писали в изысканных одеяниях и украшениях, на фоне красивых интерьеров. Такие картины помещали в гостиных и столовых на обозрение гостей. Портреты известных деятелей эпохи создавали Тимофей Нефф и Владимир Гау.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент). 1830–1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент). 1830–1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Возрастал престиж художественного труда — к профессии приобщались и дворяне. Одним из первых стал Федор Толстой, позже он занял пост вице-президента Академии художеств. А при Николае I​ закрепили и расширили сословие именитых граждан времен Екатерины II​. «Почетными гражданами» могли стать художники, которые закончили Академию, и иностранные деятели искусства. Развитием искусства занялись на государственном уровне: выпускники Академии получали госзаказы, вне столицы открывали новые центры художественного образования. Первая такая школа появилась в Арзамасе в 1802 году, ее возглавил живописец и педагог Александр Ступин.

Петербуржцы стали посещать частные галереи — «Русский музеум» издателя и собирателя Павла Свиньина и «Русскую галерею» при Эрмитаже​. Со второй четверти XIX века для гостей открыли и некоторые выставки в Академии художеств.

Автор: Татьяна Григорьева