Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Московский деревянный ампир. Дом Гавриила Палибина, или Памятник тому, как возрождалась из пепла Москва

Оглавление

Чем дольше я гуляю по Хамовникам, тем больше открываю для себя прекрасных местечек, куда постоянно хочется возвращаться. А когда-то этот старинный район Москвы был мне известен лишь по окрестностям Волхонки, Пречистенки, Остоженки и нескольким арбатским переулкам к югу от Сивцева Вражка. Ну и еще по нескольким точкам, разбросанным по карте между Смоленской, Кропоткинской и Парком Культуры.

Самое интересное, что три недели назад я приехал сюда, чтобы сфотографировать храм Воздвижения Креста Господня и пару послепожарных деревянных домов, до которых в тот день так и не добрался, утонув в красотах и историях Девичьего поля, Архивного, Клинического и Педагогического городков.

Тем не менее, одним из тех двух домиков, до которых я дошел лишь теперь, был...

...Особняк Гавриила Палибина

Сейчас это почти центр Москвы, а когда-то здесь была самая что ни на есть окраина, около полуверсты от Скородома – деревянной крепостной стены Земляного города. По сути, пригород, с пасторальным духом, полями, стогами скошенного сена и сельскими выпасами.

Лишь в середине девятнадцатого века здесь начнут строить величественный и горделивый храм Христа Спасителя, и окрестные улицы приобретут размах и популярность.

-2

Нынешняя улица Бурденко тогда называлась Долгим переулком, то ли по имени знатного домовладельца, то ли благодаря своей длине.

И этот дом – второй от угла с Плющихой – самый настоящий образец послепожарного деревянного ампира. Возможно, один из самых ранних образцов. По документам и планам Москвы того времени он стоял на этом месте уже в 1818 году.

-3

Как кто-то смело, но остроумно заметил, такие дома, построенные после изгнания Наполеона – как бы своеобразные хрущевки того времени. Массовая, типовая застройка с использованием «образцовых фасадов», что разработала Комиссия для строений, возглавляемая Осипом Ивановичем Бове и призванная как можно быстрее дать москвичам...

...Возможность вернуться к нормальной жизни

Этот серо-голубой особняк в один этаж, но с мезонином и полуподвалом, в Долгом переулке построили для коллежского советника Гавриила Александровича Палибина, сотрудника Московской Межевой канцелярии.

-4

Могу предположить, что возрождающейся из пепла Москве были совершенно необходимы положительные эмоции. И новые дома, которые строились повсеместно, стремились оформлять по возможности ярко и индивидуально. При этом – не выбиваясь из строго утвержденного стиля, облика фасадов и даже закрепленного набора колёров.

Вот и этот дом украсила белоснежная гипсовая лепнина: растительные и геометрические орнаменты, маскароны и необычные создания – гиппокампы с туловищем коня и рыбьими хвостами (7 фото)

А цвет для дома выбрали довольно скромный, «дикий» – серо-голубой. Собственно и сам особняк был невелик.

«Вообще дозволять красить дома нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно-желтым, светло-серым, диким, бледно-розовым, сибиркою, но с большею примесью белой краски, и желто-серым. От Министерства полиции доставлены будут в губернии дощечки, сими красками выкрашенные, для показания настоящих цветов»
(Из Указа, регулирующего колористику городов Российской Империи)

К примеру, несколько лет назад, до последней реставрации, он выглядел даже ярче, чем сегодня (3 фото).

Вход, который теперь располагается в правой части фасада, появился уже позднее, при следующих владельцах дома. Первоначально он был устроен сбоку, в восточном торце, то есть слева, если смотреть с улицы (3 фото).

Гавриил Александрович прожил здесь до своей тихой кончины 24 ноября 1844 года в возрасте 76 лет и был похоронен на кладбище Спасо-Андроникова монастыря.

Новый владелец, надворный советник Лев Иванович Недринский...

...В 1847-1849 годах слегка перестроил дом

Его увеличили в размерах, добавив со стороны двора новую пристройку с антресолями.

А следующий хозяин, штабс-капитан в отставке Александр Иванович Редриков, в 1857 году пристроили две застекленные веранды.

-8

Украсили дом и изнутри – росписью по потолку и стенам (ее наносили на слои бумаги, которой обклеивали комнаты, таким образом предвосхищая изобретение промышленных обоев) и живописными печными изразцами.

Во время реставрации мастера обнаружили следы той уникальной отделки. И это притом, что в советские годы дом превратили в обычное общежитие, разбив и без того невеликие по размеру помещения на еще более мелкие фрагменты. А как неприхотливые советские граждане, обитавшие в коммуналках, «заботились» о сохранности интерьеров – наследия ненавистного царизма – можно лишь догадываться.

(3 фото)

Зато, в то время как большинство зданий той эпохи до наших дней не дожили, этот дом не только уцелел, но и до последнего сохранял свое изначальное предназначение, оставаясь жилым.

(3 фото)

Дом Палибина пережил три реставрации: в 1950-х и 1980-х годах обновляли фасад, а буквально только что закончили третью, в процессе которой возродили исторический вид и планировку середины девятнадцатого столетия.

Конечно, оригинальные интерьеры не сохранились, обстановку лишь устроили «под старину». Зато по фрагментам уцелевших полов удалось воссоздать щитовое напольное покрытие, а по архивным фотографиям – дверную и оконную фурнитуру.

В галерее ниже фото, заимствованные с сайта Mos.ru, показывающие, какими стали интерьеры дома Палибина после реставрации (12 фото).

Удивительно, что эти расписанные вручную живописные «обои» сумели сохраниться до наших дней. Кто-то из жильцов дома после революции, спасаясь от холодов, обил стены и потолок войлоком и оштукатурил его сверху, таким образом законсервировав уникальные артефакты на целый век.

Изразцовые печи, украшенные «мещанскими» изразцами, покрыли белым кафелем, но сами изразцы, к счастью, не уничтожили, а запасливо снесли в подсобку, где они чудом и сохранились.

-12

Но еще более удивительно то, что вообще потребовалась последняя масштабная реставрация. Ведь с 1980-х годов здесь располагался...

...Государственный НИИ реставрации

В особняке устраивали выставки, семинары и мастер-классы. Видимо, ГосНИИР и занимался ремонтом дома в восьмидесятых.

Но вот в дальнейшем на реставрацию штаб-квартиры реставраторов государство уже ничего не выделяло. И то сказать, время наступило тяжелое и непредсказуемое. Все работы, которые были необходимы, арендаторы проводили на свои средства и собственными силами.

А недавно здание передали «Фонду по содействию в создании, развитии и поддержки художественных промыслов религиозного назначения во имя Святого Архангела Михаила».

«Министерство культуры обвиняет реставраторов в том, что они запустили здание. Однако как можно делать такие заявления, когда финансирования на реставрацию чиновники последние годы почти не выделяли? Все, что можно было делать, ГОСНИИРовцы пытались делать собственными силами и силами волонтеров. И вот теперь под этим предлогом их же и выселяют»
(из интервью с сотрудниками ГосНИИР)

Дом Палибина теперь так и принадлежит Фонду Архангела Михаила. Но попасть в него можно лишь в Дни исторического культурного наследия или если угодить на особые мероприятия Фонда, хоть в нем и планировалось создать постоянную экспозицию.

-13
Жилой дом Г.А. Палибина, достопримечательность, ул. Бурденко, 23, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!