Я постоянно говорю, что люблю гулять по спирали, зигзагами, из конца в конец и по диагонали. Но тем не менее все чаще я начинаю открывать для себя такие районы, которые хочется исследовать тщательно, последовательно и аккуратно.
Районы, которые раньше всегда пробегал, не глядя, которые помню по одной-двум точкам на карте. Например, этот уголок Хамовников недалеко от Плющихи я всегда ассоциировал лишь с храмом Воздвижения Креста Господня.
Просто потому, что ничего больше здесь не знал. А вот теперь не могу остановиться, расхаживая вдоль улиц Девичьего поля, любуясь местными красотами и рассказывая о них.
Но, пожалуй, сейчас я временно прервусь с рассказами о Клиническом городке, хотя и обязательно вернусь к ним в свое время. И обращусь к другим достопримечательностям района – и к знаменитым, о которых только ленивый не рассказывал, и к тем жемчужинам архитектуры, каких здесь поистине целые созвездия, но которые не так известны.
Немного отклонюсь от улицы Еланского и Пироговских улиц с их переулками...
...В сторону местечка под названием Чистый вражек
В одной из старых заметок я объяснял, что старорусское слово «вражек» обозначает попросту овраг. Писал про Сивцев и про Успенский вражки. У второго еще была забавная история с названиями.
Любопытна история названия и этого вражка-овражка. Более того, вы совершенно точно вспомните аналогичную.
Когда-то он неблагозвучно прозывался Помётным. Сюда, в глубокую рытвину, что образовалась вдоль верхней террасы левого берега Москвы-реки, свозили, извините, навоз из царевых конюшен. Затем овраг, по-видимому, вычистили и переименовали в Чистый. Вспоминаете? История один в один как с Погаными / Чистыми прудами.
Здешние земли – от Плющихи до берега Москвы-реки – в ту пору занимали ростовские архиерейские слободы, имевшие свой деревянный храм. А первый каменный, во имя Воздвижения Креста Господня, на этом месте...
...Заложили в 1640 году
Строился он долго, целых 18 лет. Главный престол нового храма освятили в 1658-м.
Это был двусветный четверик с полукруглой апсидой и трапезной.
В 1701 году стольник Василий Шереметев перестроил тот храм, сохранив в обновленном объеме часть старой кладки. А в 1708-м с севера к храму пристроили придельную церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость».
Перестраивали храм с тех пор неоднократно, и со временем он совершенно перестал напоминать свой первоначальный облик. Алтарь увеличили в объеме, выросла трапезная. А над четвериком вознесся восьмерик светового барабана, который, к сожалению, до наших дней не дошел.
Храм сильно пострадал от нашествия французов, но уже в 1813 году его восстановили (15 фото).
Спустя тридцать с небольшим лет на средства купца Блохина и фабриканта Ганешина построили колокольню со шпилем (5 фото).
В трапезной устроили придел Архангела Гавриила, а в 1887 году на пожертвование купца второй гильдии Ивана Ивановича Виноградова церковную территорию обнесли белокаменной оградой на гранитном цоколе. Храм стоял на склоне оврага, и эта стенка служила дополнительной защитой от осыпания (7 фото).
Свой окончательный облик храм приобрел в 1894-1895 годах, когда его...
...Перестроил архитектор Федор Никитич Кольбе
Церковное здание в очередной раз сделали просторней (15 фото),
обновили северный (4 фото)
и южный приделы (7 фото).
Среди прихожан Крестовоздвиженского храма всегда было немало знаменитостей: Мусины-Пушкины, Долгоруковы, Шереметевы...
Знаменит он и тем, что в его стенах в 1901 году венчался Антон Павлович Чехов.
В июле 1921 года здесь служил литургию, а в январе 1924-го всенощное бдение патриарх Тихон.
Совершал богослужение в Крестовоздвиженском храме на Чистом вражке и митрополит Серафим Чичагов, позднее расстрелянный на Бутовском полигоне.
(9 фото)
Но недолго новые власти терпели существование храма, и...
...В 1930-м его окончательно закрыли
Правда, еще в 1918 году его начали грабить, хоть пока и не запрещали богослужений. И было что грабить! Многие представители московского купечества и знати несли сюда свои приношения, и храм числился одним из богатейших в Москве.
Более четырехсот пудов серебряной утвари вывезли отсюда большевики.
А в 1930-м совсем закрыли. Сломали купол и колокольню, снесли богадельню и дом причта, а настоятеля, протоиерея Николая Сарыевского отправили в ссылку.
Уникальную настенную роспись замазали, а в церковном здании устроили общагу.
А потом стало происходить странное. Побелка начала осыпаться, и сквозь нее частично проступили росписи. Проявляющиеся изображения сбивали вместе со штукатуркой и заново закрашивали.
Но две трети росписей все-таки уцелели (20 фото).
Над их восстановлением трудился художник, реставратор монументальной живописи и преподаватель Игорь Владимирович Мясников.
Храм вернули верующим в 1992 году и приступили к реставрации. Поврежденное, изуродованное здание восстановили по сохранившимся чертежам Кольбе, и к концу 2000 года он заново обрел свой прежний облик. А иконостас и внутреннее оформление, как подсказывают мои дорогие подписчики в комментариях, восстанавливали еще долгое время после этого.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!