Однажды московским властям понадобилось новое помещение, в котором было бы можно разместить городской архив. Город жил, и старых помещений учрежденного в 1852 году Архива, что располагался в здании Сената московского Кремля и на Старой Басманной, в Константиновском межевом институте, стало не хватать.
Тогда историк и археограф Николай Васильевич Калачов заговорил о новом, большом собственном здании, где можно будет устроить достаточный объем помещений…
…С подобающими условиями для хранения бумаг
Здание это выстроили на Девичьем поле по проекту петербургского зодчего Абрама Ивановича Тихобразова.
Город безвозмездно выделил для этого землю – с тем условием, что помимо ресурсов Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного и Государственного архива старых дел здесь будут храниться и документы, связанные с историей Москвы.
В 1883 году здание было готово, но отделка и установка необходимого оборудования заняли продолжительное время. В результате Московский архив министерства юстиции отметил новоселье лишь в феврале 1886 года.
К Большой Царицынской улице обратились окна читальных залов и рабочих кабинетов, а в помещениях со стороны двора расположились хранилища и библиотека из более чем двухсот тысяч томов (5 фото).
Даже сегодня те, кто имеет доступ в государственные архивы, могут здесь найти удивительные раритеты: завещания русских великих князей, начиная с Ивана Калиты, летописи – включая Никоновскую, а также единственный сохранившийся список Судебника Ивана Третьего и даже подлинник «Апостола», изданный Печатным двором в 1564 году.
А уж обычные архивные документы – купчие, планы, челобитные, гражданские и церковные акты – и подшивки российских журналов и газет, начиная с восемнадцатого века, и упоминать не стоит.
(3 фото)
Фасад Архива зодчий украсил в византийском стиле, а интерьеры решил оформить в духе итальянского Ренессанса – с мозаичными наборными полами, коваными перилами, сводчатыми потолками и роскошной лепниной.
(7 фото)
Тем временем страна росла, а затем и вовсе превратилась совсем в другую страну с совершенно другим государственным строем. Менялся и город Москва, снова превратившись в столицу.
Молодой Стране Советов понадобилось еще больше помещений под архивы. Создать их решили здесь же, на Большой Пироговской улице( бывшая Большая Царицынская к тому времени уже носила новое название).
Да и место было знаковым. Город готовился к грандиозному строительству Дворца Советов на месте снесенного храма Христа Спасителя, и через все Девичье поле должен был пройти новый парадный проспект, что соединил бы Ленинские горы с будущим Дворцом высотой до небес и статуей Ильича, касающегося рукой облаков.
Иными словами, по всему выходило, что…
…Лучшего места для Архива Октябрьской революции не сыскать
И Архивный городок сам собой, самым что ни на есть естественным образом обосновался по соседству с Клиническим и Педагогическим городками.
В 1929 году составили смету, подготовили всю необходимую документацию и объявили всесоюзный конкурс на лучший проект. Однако и проект был особо важен, и премии за семь лучших предложений велики, велика и сама цена всего мероприятия, посему конкурс в конечном итоге решили устроить не открытый, а закрытый.
Авторитетное жюри рассматривало четыре варианта. Вначале предпочтение отдали совместному проекту Даниила Федоровича Фридмана и Владимира Ивановича Фидмана. Однако чтобы его осуществить, пришлось бы вырубить целую рощу из 250 деревьев на Большой Пироговке. Конечно, Моссовет с таким вариантом не согласился. Тогда решили рассмотреть проект архитектора Круглова, но и он чем-то не устроил.
В результате за окончательную версию приняли чертежи Алексея Федоровича Волхонского, который предложил ориентировать основную часть постройки…
…Вдоль Малой Пироговской улицы
Строительство шло очень медленно. То не хватало материалов, то подрядчика приходилось менять на другого. Лишь только к концу 1930-х годов появился первый корпус, протянувшийся между Большой и Малой Пироговскими вдоль переулка Хользунова.
Это был на тот момент очень редкий для столицы образец архитектуры постконструктивизма. Москва стремительно меняла свой облик и эстетику, с одной стороны стремясь приобрести новую социалистическую индивидуальность, с другой – присматриваясь к европейскому и американскому опыту строительства высотных зданий. И то сказать, в Москве проживало на тот момент уже три миллиона советских граждан. Только-только начал зарождаться стиль, который позднее назовут «сталинским ампиром» (5 фото).
Торец со стороны главной улицы украсили барельефы с революционной тематикой (7 фото).
Авторами композиции из семи барельефов с изображениями Владимира Ильича, революционных матросов, красноармейцев, рабочих и работниц – пять в верхней части куба и два внизу – стала группа советских скульпторов-монументалистов под руководством Георгия Ивановича Мотовилова.
А сами изображения на них – скульптурные вариации по мотивам подлинных фотографий Октябрьских событий в Петрограде (5 фото).
Второй этап строительства Архивного городка пришелся на конце пятидесятых годов.
На Малую Пироговскую с фасада постконструктивистской громадины уставились подчеркнуто вертикальные, высокие окна, а со стороны переулка Хользунова наверху, если присмотреться, можно увидеть сохранившийся до сих пор постамент, на котором по замыслу архитектора должен был расположиться скульптурный ансамбль из группы красноармейцев, героев Революции и Гражданской войны. Но скульптуру отчего-то так и не установили.
Забавно, что за необычные очертания всего комплекса, архивную постройку в народе вскоре начали называть «хамовнической расческой».
Говорят, что сравнительно недавно проскальзывали идеи часть корпусов снести, но, по-видимому, эти планы все-таки отверглись.
И по сей день здесь располагаются Государственный архив Российской Федерации и Российский Государственный архив древних актов.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!