Общественный транспорт по-прежнему остается одной из самых проблемных тем областного центра. Куряне недовольны транспортной реформой – долгое ожидание на остановках и давка в переполненных автобусах. Чиновники объясняют: сложности есть, но систему можно отрегулировать в ручном режиме. На минувшей неделе состоялся брифинг, на котором обсудили наболевшее.
Нечищеные дороги и выделенные полосы
Проблемы копятся с начала зимы, отметил первый замминистра регионального транспорта и автодорог Александр Васильченко, курирующий реформу. Это и плохо убранные дороги после аномальных осадков. И перекрытия, связанные с реконструкцией трамвайных путей, из-за которых возникают заторы в Железнодорожном и Центральном округах. Сказалась и сезонная заболеваемость ОРВИ. «Водители – живые люди, они тоже болеют. Это создало временные трудности», – отметил Александр Васильченко.
Самая сложная ситуация – утренний час пик. Решать ее планируют, скорректировав утреннее расписание маршрутов. «Сместим расписание ближе к 7 часам, чтобы людям было удобно добираться», – пояснил Васильченко.
В перспективе – организация дополнительных выделенных полос, чтобы автобусы не стояли в пробках. В частности, вторая выделенка должна появиться на улице Ленина. Но конкретных сроков реализации еще нет. Изменения в схему движения на центральной улице планируют внести вместе с реконструкцией пешеходной части.
– Проект реконструкции уже завершен, но он еще не прошел экспертизу, – пояснил первый заместитель главы Курска Николай Цыбин, отметив также, что средства на масштабные работы еще не выделены.
На брифинге отметили и положительные моменты транспортной реформы. В первую очередь это масштабное обновление автопарка. Действительно, такого количества новых автобусов город не получал никогда. Еще одно позитивное изменение, о котором редко вспоминают в соцсетях, заключается в том, что сейчас весь транспорт доступен льготникам.
Нехватка водителей и их зарплаты
Выпустить все автобусы на рейсы не могут, в частности, из-за того, что не хватает водителей. Проблема дефицита кадров возникла с началом транспортной реформы и актуальна до сих пор.
Минтранс ищет водителей, в том числе и в других регионах. Но, как пояснил Александр Васильченко, схожие сложности испытывают и соседи, поэтому приток кадров невелик.
– Произошел разрыв возраста. Профессиональные водители – это люди 55–60 лет. Молодежи нет. В итоге нет тех, кто готов прийти на смену, – пояснил замминистра, подчеркнув, что это проблема не только транспортной отрасли.
При этом курские шоферы не всегда довольны политикой поиска кадров в других регионах. «Водители автобусов получают 400 рублей в час минус налог. Командировочные, прибывшие к нам на помощь, получают 600 рублей в час. Хотя работу мы выполняем одинаковую. К тому же иногородним оплачивают жильё. Думаю, если бы предложили зарплату местным хотя бы 500 рублей в час, желающих было бы больше», – рассказал сотрудник одной из транспортных компаний.
Ранее сообщалось, что водителям общественного транспорта в Курске предлагают заработную плату от 60 до 120 тысяч рублей. С оговоркой, что 120 тысяч – это «потолок», ради которого надо работать все смены, на что далеко не все готовы.
– Все зависит от отработанных часов. Корректная цифра при полной занятости от 65 тысяч рублей. Условно, это 8-часовой рабочий день. Есть водители, которые работают день через три, два через два или пять через два. У всех разный график и разные зарплаты, – пояснил управляющий директор обособленного подразделения в Курске «Волгоградский автобусный парк» Константин Марьясин.
Частично дефицит кадров удалось пополнить за счет переобучения водителей коммерческого транспорта, тех самых пресловутых «ПАЗиков», которые убрали с улиц города.
По словам представителя перевозчиков, они рады видеть среди соискателей вакансий и тех, кто ранее не работал в сфере пассажирских перевозок. Переобучение водителей на права категории D предприятие компенсирует сотрудникам при трудоустройстве.
Замминистра транспорта попал в пробку в автобусе
Транспортную реформу придумали люди, которые сами не пользуются общественным транспортом – на этом несоответствии куряне не раз акцентировали внимание. В региональном минтрансе утверждают, что это нет так: активное участие в разработке и корректировке новых маршрутов принимают общественники, активно пользующиеся транспортной сетью.
Ближе к народу решил стать и Александр Васильченко, который всю минувшую неделю вел прямые репортажи из курских автобусов. В утренние часы пик он проехал на разных маршрутах и пообщался с пассажирами.
В первый день он ехал на Красную площадь из Железнодорожного округа. «Время в пути составило 28 минут, это чуть дольше, чем спрогнозировал «Яндекс транспорт». На работу добрался вовремя. Возможно, мне повезло... Пробок не было, и водитель достаточно профессионально ехал», – рассказал чиновник.
В следующий раз он добирался в центр города с Магистрального проезда с пересадкой. Как потом отчитался на своей странице в «ВК», время в пути составило 49 минут.
Везение закончилось, когда чиновник отправился на проспект Дериглазова, откуда также решил доехать до Красной площади. Автобус попал в затор. Из-за пробок на относительно недлинный маршрут ушло 50 минут. В качестве эксперимента одновременно с Александром Васильченко от той же остановки выехал сотрудник министерства на автомобиле, он добрался до конечного пункта всего на 8 минут раньше.
В соцсетях куряне поддержали инициативу чиновника, отметив, что о реальных проблемах сложно узнать, находясь в кабинете. Но была и критика. В частности, горожане указывали на то, что в 8–9 утра, когда совершал поездки замминистра, утренний час пик уже заканчивался и автобусы шли относительно пустые.
«Час пик с Магистрального и Волокно – это 7:00, так как чтобы успеть на работу к 8, надо ещё постараться влезть в автобус и ехать около часа, где раньше было не более 30 минут», «Все к 8 утра едут на работу и учебу. Чтобы прочувствовать всю глубину проблемы, нужно в 7:45 сесть на 46-й автобус с Парковой или Черняховского в сторону центра», «Александр Владимирович, приглашаю вас проехать на 41-м или 99-м маршруте с остановки «Клыкова», начиная с 7 утра. Вы увидите, сколько людей на остановках!» – и подобных комментариев множество в соцсетях.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1530/new/018955/.
Архив статей газеты ~ № 7 (1530) 13 февраля ~ 2024 год.