По какой-то причине, многие люди проводят прямую аналогию и ставят знак равенства между грамотностью и письменностью. Из-за этого начинают искать различную "руническую письменность", "черты и резы", любые проявления "славянства". Потому что без своего языка и своей письменности получается вроде как "неправильный народ". Что характерно, к этому обычно относят сугубо "русских славян", забывая, что славяне населяли всю восточную Европу вообще-то! Видимо все дело в недостатке знаний, которые дает школа...
"Классическая" версия условного "среднестатистического россиянина" такова: наука нам говорит, что жили себе некие славяне, разговаривали на своем славянском языке, но были все безграмотные, а потом пришли умные и добрые Кирилл с Мефодием и дали славянам азбуку, научили их писать и читать. И в голове сразу рисуется образ каких-то наивных, неспособных ни на что самостоятельное дурачков, которых опять осчастливили чем-то со стороны добрые дяди!
Начать следует с того, что если мы говорим о наших предках, проживавших на территории условной Киевской Руси, то они Кирилла с Мефодием в глаза вообще никогда не видели, как и не могли от них ничего получить. "Знатоки" как-то забывают всегда, что славянами были не только будущие русские. И в тот момент, когда у нас еще шастали по лесам поляне с кривичами, в Восточной Европе уже существовали вполне оформившиеся славянские государства и протогосударства. Именно оттуда мы получили письменность, а не изобретали ее специально для нас.
Автор славянской азбуки, Кирилл (до принятия схимы-Константин), был типичным "церковным ученым". Дело в том, что иных ученых на тот момент просто не существовало. Более того, по некоторым данным, он был даже не православным, а чистокровным католиком, хоть и родился на севере Греции, а значительную часть жизни провел в Константинополе. Напомню, что раскол церквей произошел в середине 11-го века и ничего удивительного в таком факте нет. Преподавал философию в Константинопольском (Магнаврском) университете, получив прозвище "Константин Философ". Некоторое время ездил с "официальными визитами" по миру (в том числе посещал Хазарский каганат), с целью пропаганды христианства при помощи философских "бесед".
Дальше начинается его собственно просветительская деятельность. Он отправлен с братом Мефодием в Великую Моравию. Не сам решил поехать, замечу, а отправлен церковью для конкретной цели: "объяснять веру местным новым христианам на их родном языке". То есть, как специалист по лингвистике и весьма опытный философ, участник множества религиозных дискуссий и диспутов. Которые в то время были основой теологии и христианских учений в целом. В отличии от современности, в то время и православие, и католицизм имели десятки крупных и мелких течений, пытавшихся выработать некую "правильную" концепцию христианства.
Из жития Мефодия мы узнаем важную подробность. Обращаясь к Константину (Кириллу), император говорит следующее: "Слышишь ли, Философ, речь сию? Никто другой не может сделать этого, кроме тебя. Так на тебе дары многие, и, взяв брата своего игумена Мефодия, ступай же. Ведь вы с ним солуняне, а солуняне все чисто по-славянски говорят". Кто такие эти "солуняне"?! Дело в том, что Фессалоники был двуязычным городом, там проживало множество славян. По некоторым версиям и сами братья-просветители были славянами, а совсем не греками. На севере жило сразу несколько славянских племен, а сами Фессалоники имели славянское название "Солунь".
Другими словами, в Моравию отправили не просто неких специалистов, которые должны были учить славянский язык и потом церковные книги на него переводить, а людей, которые в этом славяно-греческом двуязычии выросли, оно для них родное! Шаг, прямо скажем, очень и очень толковый. Из Моравии Кирилл с Мефодием были вызваны в Рим к папе (что и является основой версии о католичестве). В Риме папа Адриан II утвердил Глаголический обряд, то есть католическое богослужение на старо-славянском языке и рукоположил Мефодия в архиепископы Моравии и Паннонии. Вполне возможно, что сам Кирилл разработал не кириллицу, а именно глаголицу, почему и назван обряд "глаголическим".
А где же тут будущие русские?! Да не было их еще, не до этих язычников, братья-христиане Европу делили!!! Причем, отнюдь не православная церковь основной вклад внесла в просвещение, как кажется многим, а патентованные католики отчаянно за это боролись. Но не надо думать, что все просветительство это было по широте христианской души. В этот момент начиналась жесткая конфронтация между папским престолом (его активно поддерживал Константинополь) и Священной Римской империей (германцами), чьи немецкие священники активно пытались распространить на славян свое влияние. В Риме Кирилл заболел и умер, а Мефодий вернулся через Паннонию в Моравию. В это время, князь Великой Моравии Ростислав потерпел поражение от Людовика Немецкого и естественно, что ситуация с "правильным" христианством кардинально поменялась. Мефодия (действующего архиепископа, между прочим) банально посадили в тюрьму, а "правильным" архиепископом вновь "назначили" священника из Зальцбурга, баварца. Три года шли тяжелые переговоры. В итоге Мефодия освободили, но запретили вести богослужения на славянском языке.
Еще через пять лет "немецкие латиняне" против него начали новый процесс, поскольку "славянские" богослужения он со временем возобновил. Мефодий в Риме блестяще оправдался по всем статьям и получил официальную буллу, разрешающую богослужения на славянском языке. Однако, едва Мефодий скончался, многие его ученики были казнены (некоторых признали еретиками и сожгли, некоторых без затей тихо прирезали), остальные бежали в Болгарию и Хорватию. Чехия и Моравия больше славянского богослужения не знали, за редчайшими исключениями. Но Кирилл и Мефодий работали не сами по себе, создав целую школу переводчиков-писцов. Именно ими в Болгарском царстве выпущена та самая кириллица, которой мы пользуемся до сих пор.
Замечу, все эти "христианские разборки" (а местами банальная и самая откровенная резня) вокруг письменности и языка проходили задолго до формирования протогосударства на территории Руси. И речь шла не о грамотности или письменности, а об обычном, вполне светском влиянии в Восточной Европе. Сборы "десятины", подчинение населения, насаждение своих законов и традиций-вот эти все вещи, а не "просветительство" играли главную роль в церковной деятельности. Что характерно, знаменитая схизма, раскол православия и католицизма, произошел так же совсем не по теологическим разногласиям. Была захвачена Италия, нормандцы неугомонные активно поучаствовали. Как и в Англии, предводителем их тоже был Вильгельм, правда не "Завоеватель", а "Железнорукий". В Италии весь юг и часть центра, исторически имела православный обряд (и по совместительству византийские гарнизоны). После захвата, обряд быстро сменили на католический. Как говорится, денежки неплохие, чего ради им утекать за море. Моментально с обеих строн последовали взаимные обвинения в ереси и случился тот самый раскол.
Но перейдем к "нашим" делам. Когда произошло "крещение Руси", у православных наставников была уже масса переведенной на славянский литературы и богатейший лингвистический опыт. Был готовый обряд богослужения на славянском языке, была готовая письменность. Пусть диалекты и различались, однако отличия не были кардинальными. Но письменность эта для "простых людей" не предполагалась, это сугубо церковный язык, церковные правила и уставы письма. И в этом месте обычно и возникает главный вопрос-неужели у наших предков славян не было грамоты?! Ведь были же купцы, известны некоторые переписки. Ответ довольно простой.
Конечно же наши предки беспомощными идиотами не были и близко! Хватало грамотных людей везде, кроме может самых глухих лесов. Но вот что это была за грамота-вопрос уже куда более сложный. Для межплеменного или межобщинного общения в лесах никакая "грамота" не нужна. Любое послание нет нужды корябать на табличке, поскольку оно не по волшебству будет доставлено, а человеком. И человек может сообщить речью куда больше информации, чем можно зашифровать значками, поэтому заниматься "письмами" у людей банально нет нужды. Да и просто слишком мало возможной информации, которую в принципе требовалось бы сообщать соседям.
Но ведь не все славяне жили в лесу. И вот этим славянам, соседям Хазарского каганата, например, поневоле приходилось учить грамоту этих соседей. Одни славяне знали хазарское письмо, другие греческое, третьи германское и даже то самое церковно-славянское! Это ведь не вопрос аморфной грамотности в вакууме, а совершенно обычное средство коммуникации. Повторюсь, любой человек поневоле будет вынужден учить грамоту соседей, это естественный и закономерный процесс. Если некий славянский купец плавает через "хазарскую" Волгу и Каспий к персам, то уж будьте уверены, прекрасно он знает и хазарскую грамоту, и "персидскую", и арабскую вдобавок. Более того, он совершенно точно знает, и как правильно мацу приготовить хазару, и как "Аллаху Акбар" правильно ввернуть арабу, и почему свинину не надо с собой тащить.
Просто потому, что те, кто не знает, долго не заживется. Кроме этого, нужно учитывать еще один немаловажный факт. Такому условному купцу совсем не обязательно владеть чужим языком, как родным и уметь правильно писать философские трактаты. На уровне бытового и профессионального (торгового) общения достаточно нескольких недель "обучения в среде носителей". Говорить, что "без своей письменности нет народа" просто глупо. Даже сегодня есть масса народов, которые вообще-то используют не некую национальную письменность, а почти целиком заимствованную. В северной Греции, например, жившие там славяне разговаривали на своем славянском языке, а писали на греческом. Позже восприняв такую же кириллицу, как и русские. И никаких проблем им это не доставляло. Или вот основная часть монголов совсем не знала никакого письма, оно так же не нужно кочевникам в степи, как и славянам посреди леса. Когда понадобилась письменность, восприняли ее от уйгуров. Без всякого ущерба для "национального самосознания".
Языковые, да и прочие "национальные проблемы" почти нигде претензий не вызывают. Британию вон кто только не завоевывал, вроде не комплексуют. Но вот в России эти вопросы вызывает какую-то болезненную реакцию. Было у нас все свое, мы такие вот уникальные! Выискивают чуть ли не на Луне славянские буквы да руны. По различным летописным данным, даже ранние русские князья знали и свободно говорили на нескольких языках. Отец Владимира Мономаха знал латинский, германский, половецкий, булгарский, литовский. Это человек "дома сидел", никуда не выезжал. И уникумом его никто не считал, то есть дело обыденное по тем временам.
И вот предположим, что есть некий славянский купец из Ладоги, который владеет пятью-семью языками, умеет на трех-четырех писать и читать, применяет свои знания постоянно, но одна беда-нет у него родной, "исконной" славянской письменности. Это человек грамотный или нет?! На мой взгляд, намного более грамотный, чем подавляющее большинство современных "славянских патриотов Древней Руси", которые думают, что для торговли на Готланде, в Ганзе, Дербенте или Константинополе необходимы "черты и резы"...