В конце 1986 года Временная Ирландская республиканскоая армия активизировала свои действия на территории Северной Ирландии. В ответ на это британское правительство приказало усилить наблюдение за её членами, чтобы предотвратить любые инциденты. В рамках эскалации командование SAS направило в помощь Королевской полиции Ольстера (далее КПО) своих оперативников.
Однако, ИРА находилась в состоянии войны уже более 60 лет и за это время хорошо адаптировалась к присутствию растущего аппарата силовиков. К началу 1987 года республиканские партизаны совершили не менее 22 нападений только на полицейские участки. Продолжающейся войне не было видно конца. Однако серия последовавших событий привела к резкому сокращению активности ИРА.
Засада в деревне Лафгалл.
Предыстория.
В 1986 году группа бойцов ИРА использовала фронтальный погрузчик JCB для атаки на полицейский участок в городе Берчес. Машина пробила главные ворота комплекса и въехала во двор. Когда она становилась, из неё выбежали трое вооруженных человека и покинули территорию комплекса. Сразу после этого произошел взрыв. После произошедшего командование полиции Ольстера приказало брать под строгий контроль любые кражи тяжелой строительной техники.
Следите за JCB.
В апреле 1987 года поступило сообщение об угоне погрузчика JCB. Был немедленно объявлен высший уровень опасности, и вскоре технику обнаружили. Она стояла на территории заброшенной фермы всего в 16 км от полицейского участка городка Лафгалл. За местом установили круглосуточное наблюдение, и через неделю выяснилось, что взрывчатка уже доставлена в сарай. Подозревая, что вскоре будет нападение, полицейские срочно связались с SAS.
Бой у полицейского участка.
8 мая оперативники перехватили телефонный разговор, из которого стало ясно, что ИРА готова нанести удар. Совместная команда спецназа КПО и SAS заняла позиции вокруг полицейского участка в Лафгалле. Всех служащих заблаговременно и в условиях конспирации эвакуировали. Снайперы КПО заняли свои позиции, а бойцы SAS рассредоточились по территории комплекса и на близлежащих территориях.
Примерно в 19:20 к участку подъехал синий фургон Тойота. Следом к месту ехал погрузчик. В его ковше виднелись пивные бочонки. Только вместо игристого в них было по 500 фунтов (225 кг) взрывчатки. Пятеро вооруженных людей вышли из фургона и открыли огонь по территории комплекса, чем помешали спецназу перехватить погрузчик. Он прорвался через главные ворота и въехал во внутренний двор. Трое вооруженных бойцов выпрыгнули из кабины и побежали к фургону, но попали под огонь спецназовцев. А секундой позже прогремел взрыв.
Конструкция ковша направила большую часть взрывной волны в сторону участка. Поэтому большая часть главного здания была разрушена. Полностью исчезло маленькое строение, находящееся в 15 метрах от него. Куски штукатурки, стали и дерева разлетелись на сотни метров. В последовавшей перестрелке все восемь нападавших были убиты.
В соответствии со стандартной процедурой контртеррористических операций, разработанной для сохранения анонимности бойцов, на место прибыли вертолеты британской армии и эвакуировали команду SAS.".
Инцидент.
В самый разгар сражения на дорогу вывернул автомобиль Ситроен. Спецназовцы решили, что это подкрепление, и открыли огонь. Водитель погиб на месте, а пассажир получил серьезные ранения. Позже выяснилось, что эти люди не имели отношения к ИРА.
Крот.
В течение некоторого времени после событий в Лафгалле внутри ИРА начались разногласия и споры. Некоторые представители руководства подозревали, что детали операции слил некий "крот". Эта теория вызвала много споров, которые привели к изменениям в правилах конспирации. Поиски "крота" оказались безрезультатными, и было признано, что силы безопасности Ольстера самостоятельно расследовали дело. Потеряв восемь лучших бойцов, руководство решило не мстить за засаду Лафгалл. Но с этого времени конспирация и секретность предстоящих операций должны иметь первостепенное значение.
Операция " Флавий".
Нужно действовать.
После неудачи в Лафгалле, а потом и на выборах, ИРА нужна была победа над британским правительством. Необходимо было продемонстрировать свою жизнеспособность и восстановить доверие сторонников в стране и за рубежом. И выбор цели имел первостепенное значение.
Самая важная операция.
После короткого периода дискуссий было решено, что британские солдаты на Гибралтаре являются наилучшей из всех возможных целей и вот почему:
- Во-первых. Гибралтар считался "легкой мишенью". Британский солдат, попадал туда "в награду" после напряженной и опасной службы в Белфасте.
- Во-вторых. Меры безопасности на Гибралтаре слабыми не назовешь, но они не могли сравниться даже с теми, которые были предприняты в самых спокойных районах Северной Ирландии. Британские солдаты на Гибралтаре продолжали находиться на службе, но обычно могли там расслабиться.
С точки зрения ИРА, решение было идеальным.
Гибралтар был одним из немногих мест в мире, который еще представлял колониальную мощь Великобритании. Во многом аналогичную той, которую британцы навязывали в Северной Ирландии. По этой причине нападение на заморский военный контингент нанес бы удар в самое сердце Лондона. Для проведения операции "Флавий" были выбраны опытные и преданные члены ИРА: Шон Сэвидж, Мэрид Фаррелл и Дэниел Макканн.
Начало конца.
Несмотря на усиленные меры безопасности, в ноябре 1987 года Сэвидж и Макканн были замечены в Испании мадридскими сыщиками. После наблюдения за ними и передачи полученной информации в МИ-6 было принято решение, что "парочка" может находиться на Гибралтаре только по одной из двух причин:
- Атака на британский контингент в Коста-дель-Соль.
- Атака на британский контингент на Гибралтаре.
В результате совместного с испанской разведкой расследования было предположено, что целью ИРА, скорее всего, будет традиционная смена Главного караула у резиденции губернатора Гибралтара в ноябре. Для того чтобы успеть разработать операцию, мероприятие решили перенести на март 1988 года. Для прикрытия было объявлено, что изменение в расписании связано с запланированным ремонтом гауптвахты. Это сработало.
1 марта испанские оперативники сообщили британцам о некой ирландке, путешествовавшей под вымышленным именем Мэри Паркин. Это была Мэрид Фаррелл. В течение месяца наблюдений они установили, что девушка неоднократно наблюдала за церемонией смены караула. Сомнения отпали. Девушка ведет разведку.
Время пришло.
На следующий день Объединенный разведывательный комитет в Лондоне принял решение, что атака неизбежна, и пришло время действовать. Через два дня разными рейсами и в разное время на Гибралтар прибыла команда из шестнадцати оперативников SAS. Операция под кодовым названием "Флавиус" заключалась в аресте всех подозреваемых до того, как они смогут совершить задуманное. Сведения, предоставленные команде, указывали на то, что члены ИРА хорошо вооружены, а способом атака почти наверняка будет бомба с дистанционным управлением, заложенная в машину.
Licence to kill.
По этим причинам бойцы SAS получили разрешение на применение оружия на поражение:
"Для того, кто применит огнестрельное оружие, должны быть разумные основания полагать, что деяние, ставящее под угрозу его жизнь или жизни людей, уже совершается или вот-вот будет совершено. Он должен быть уверен, что нет другого способа предотвращения преступления, кроме применения огнестрельного оружия на поражения.".
Если ИРА планирует взорвать бомбу с дистанционным управлением, то исполнители могут сделать это простым нажатием кнопки на миниатюрном устройстве. Например, в кармане. Для опытного оперативника это означает, что любое движение, например, рука потянулась в карман или сумку, может указывать на попытку привести в действие СВУ.
6 марта 1988 года.
В 14:50 по местному времени двое подозреваемых направились к центру города. Немногим ранее Сэвидж покинул отель на белом автомобиле Renault 5 и направился к Главной площади. Там он припарковал машину рядом с местом, у которого позже должна будет произойти смена караула. После короткой прогулки по площади ирландцы встретились у автомобиля и через несколько минут направились пешком на север.
Что в автомобиле?
Воспользовавшись случаем, эксперт спецназа по обезвреживанию бомб подбежал к машине и бегло осмотрел его на предмет наличия каких-либо признаков бомбы. Он сообщил, что хотя и не видит следов СВУ, оно может быть внутри. Факт, который нельзя установить, не отогнав машину в безопасное место и не разобрав ее. Об этом, конечно, не могло быть и речи. Оперативники предположили, что Рено действительно заминирован. Основываясь на полученной информации, комиссар полиции Гибралтара передал оперативникам SAS полномочия на арест. Команда из четырех человек, следовавшая за "троицей" получила добро на задержание.
Стечение обстоятельств.
Начальник полиции вызвал по рации одного из своих людей, чтобы тот двигался к площади, чтобы держать машину наготове для доставки арестованных в отдел. Офицер ответил на вызов. Однако он оказался в огромной пробке. Чтобы ускориться, он включил "люстру" и выехал на встречную полосу движения. На небольшом расстоянии от городской площади раздался вой сирены.
Идущие вместе Макканн и Фаррелл, и без того напряженные после нескольких дней, проведенных за планированием, застыли. Оглядевшись, они заметили оперативника SAS, находящегося всего в 10 метрах позади от них. Макканн начал движение рукой, и второй спецназовец открыл огонь, попав ему в спину. В этот момент Фаррелл потянулась к своей сумочкой. Полагая, что в сумке может быть детонатор, полицейский дважды выстрелил в неё, убив на месте. Раненый Макканн был дoбuт.
Сэвидж услышал стрельбу и повернулся назад. Позади себя он увидел двух оперативников. Ему было приказано остановиться, но вместо этого он правой рукой потянулся в карман куртки. Итог понятен. В течение нескольких секунд все члены ИРА были уничтожены.
Последствия.
На фоне обвинений SAS в том, что они даже не планировали арест подозреваемых, было инициировано специальное расследование. Свидетели среди гражданских утверждали, что члены ИРА показывали агентам жесты, что согласны сдаться, но по ним все равно открыли огонь. Кроме того, выяснилось, что ни один из них не был вооружен и не имел при себе устройств дистанционного подрыва. И самое главное. При осмотре автомобиля не было обнаружено даже следов взрывчатки. Несмотря на это, комиссия оправдала действия оперативников. Но операция "Флавиус" и по сей день остается в Великобритании предметом громких дебатов. В самой Ирландии существует группа инициативных граждан, которая почти каждый год подает петицию с требованием возобновить расследование и наказать виновных в расстреле безоружных ирландцев.
Дополнение по расследованию.
Несколько свидетелей заявляли, что спецназовцы не давали Макканну и Фаррелл никаких сигналов сдаться. Они просто подошли сзади и открыли огонь. Эти же люди сообщали, что не слышали никакой сирены.
Свидетель мисс Проэтта рассказала телеканалу Thames Television: "Они [спецназ] ничего не делали ... они просто подошли и застрелили этих людей. Вот и все. Они ничего не говорили, не кричали, не вопили, они ничего не делали. Эти люди повернули головы назад, чтобы посмотреть, что происходит, и когда они увидели, что у этих людей в руках оружие, то подняли руки вверх. Выглядело так, будто мужчина защищал девушку, потому что стоял перед ней, но шансов не было. Я имею в виду, что они сразу же упали на землю.".
Свидетель Стивен Баллок, находившийся в 150 метрах от места и другой независимый свидетель видели, как Дэн Макканн упал навзничь, держа руки на уровне плеч. На следствии Баллок заявил: "Я думаю, что [спецназовец] мог протянуть руку и коснуться человека, в которого стрелял.".
Позже в Ирландии.
Менее чем через 14 дней после событий в Гибралтаре пять человек в Белфасте погибли при странных обстоятельствах. 16 марта 1988 года на кладбище Миллтаун в Белфасте состоялись похороны Сэвиджа, Макканна и Фаррелл.
Вооруженный пистолетом и гранатами член противоборствующей группировки "Ольстерские добровольческие силы" Майкл Стоун ворвался на похороны и напал на присутствующих. В результате погибли трое гражданских и один член ИРА Кевин Брэди. Более 60 человек были ранены. Когда у Стоуна закончились патроны, он выбежал на автомагистраль и попытался остановить машину. Его схватила обезумевшая толпа, но прибывшие на место офицеры Королевской полиции не дали самосуду свершиться. В бессознательном состоянии его доставили его в больницу. Позже его осудили и до конца своих дней он сидел в одиночной камере.
Весь инцидент был запечатлен телевизионными камерами. Без проблем найдете их в сети. Камеры также присутствовали и три дня спустя на похоронах людей, убитых Стоуном. Так же легко ищется.
Когда похоронный кортеж двигался по Андерсонстаун-роуд, в процессию влетел серый Фольксваген Пассат. Автомобиль удалось заблокировать и разъяренная толпа кинулась к нему. Но сразу прозвучал выстрел и люди не на долго расступились. Двое мужчин в машине были британскими военными в увольнении, капралы Дэвид Хоуз и Дерек Вуд. В конце концов их вытащили из машины (. . censored . .) а позже увезли в неизвестном направлении. Их тела позже найдут на близлежащем пустыре.
След спецслужб.
Если в действиях Стоуна логику проследить можно. Хотя он понимал, что это самоубийственная затея. А вот, что касается событий следующего дня, то до сих пор не было вменяемых разъяснений, почему двое военных пошли на этот поступок. Сообщалось, что якобы у них были проблемы с веществами. Выдвигались предположения, что на этой почве, возможно, путем шантажа, кто-то заставил их это сделать. Звучали обвинения в адрес британских спецслужб. Особенно позже, когда в свете начавшихся в Северной Ирландии беспорядков удалось усадить ИРА за стол переговоров.
Читать еще:
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!