Найти в Дзене
Дороги Войны

Цикл публикаций «Воспоминания очевидцев об оккупации Орла периода 1941-1943 гг» ч.4/5

Вы слышали, где в городе находились склады продовольствия или горючего?

ЛВ: Помню, что наши, отступая, сожгли элеватор и многие жители с тележками (это очень дефицитный был транспорт) ездили на элеватор. Мои соседи по фамилии Гл…. - дядя Федя ездил туда и два или три больших мешка с гречихой привёз. Потом они сидели, перебирали, но ни одного зёрнышка хорошего не нашли там. Я помню эти два мешка с гречихой, они были такие лёгкие, ведь это жжёное зерно. Эти мешки они поставили на окна, чтобы было теплее зимой и безопаснее.
Кстати, интересный был случай такой. У соседей этих был кирпичный дом, это такой длинный дом на три квартиры. И когда начинали бомбёжку, все уже перестали в подвал бегать и ходили к ним: кирпичный дом всё-таки. Соседи В… тоже к ходили к ним. В общем, все три семьи сидели у них при бомбежках. Был праздник Вознесения, 1942 год. В тот день была ужасная бомбёжка на Пересыханке. Один осколок залетел в комнату через верхнее стекло. А там сидела Лина, соседка. У неё длинные косы были в пучок на затылке завязаны. И этот осколок прямо в пучок и попал. Она рукой: «Ой, горячо, горячо!!» Все схватились - где, что!?! Вытащили осколок. Ранения не было, ничего не перевязывали.
Говорили, что горючее хранилось на Курских, на 2-й или на 1-й Курской - где-то там. Взорвали один склад наши подпольщики.
На 5-й Курской (это ул. Фомина теперь), дом №2 - там была небольшая пекарня. Здесь выпекали хлеб для немцев. Мы знали, что это за хлеб. Немцы ходили по домам, квартирам и приносили бельё грязное с просьбой постирать. Для этого приносили кусочек мыла, типа туалетного. Моя мама тоже стирала. За кучу белья – буханку хлеба. Потом наши женщины осмелели и требовали уже две буханки и больше мыла. Немцы поначалу отказывались: «Нихт, нихт». Раз «нихт», то так и будем стирать, как сумеем этим мылом постирать. Потому позже за кучу белья давали уже две буханки. Хлеб, конечно, это дефицит был большой. Одну буханку хлеба можно было поменять ещё на что-то, например, на картошку.

Как взрослые вам объясняли происходящее вокруг?

ЛВ: Нам объяснять ничего не нужно было. Немцы - это немцы. Это наши враги. Почти у всех были люди на фронте. Наверное, только у тех, у кого не было родственников на фронте пошли сотрудничать с немцами.

Действовало несколько школ, вы ходили в какую-то школу?

ЛВ: Рядом с нами была школа. Школа до войны носила номер три. К нашему дому примыкало трёхэтажное здание - дореволюционная женская гимназия Гитерман. Когда только оккупировали наш город, там жили немцы, потом их куда-то перевели, а потом начался ремонт. Я помню, мы туда ходили, когда немцы оттуда ушли. Все стены были разрисованные, женщины были нарисованы - помню, мы ходили смотреть.
Первого сентября мы пошли в школу. Были парты, было очень чисто всё, аккуратно. Дисциплина была жесткая: в первую смену девочки, вторую мальчики - было раздельное обучение. Моя первая учительница - Мария Леопольдовна. В соседнем классе (по-моему, это третий класс) была учительница в пенсне - Евдокия Андреевна. Были вечера, и в частности, был один вечер, нам сказали, чтобы все были с родителями - отмечали день рожденья Гитлера. Играл на сцене какой-то на скрипке товарищ, потом ещё что-то и всё. Выступала директор школы, звали её Римма (отчество забыла). Играла на пианино учитель музыки, дама - Тамара Аполлоновна. Она была всегда шикарно одета, пожилая уже, всегда очень накрашенная. Выступала с докладом директор, а потом эта Евдокия Андреевна. В 1943 году её арестовали и посадили на 10 лет. Я её видела через 10 лет. Она очень изменилась, похудела, конечно. Но я её сразу узнала.

Школа располагалась в 3-х этажном здании у Мариинского моста. На фото зима 1942 г.
Школа располагалась в 3-х этажном здании у Мариинского моста. На фото зима 1942 г.

Под новый год был очень хороший вечер. Все были выстроены вдоль стены в актовом зале. Все были в костюмах. У меня был костюм бабочки. Костюм шили из марли, красили синькой, крылья из проволоки делали. Танцевали, пели. Аккомпанировала Тамара Аполлоновна. Присутствовал инспектор немец. Кстати, он однажды был у нас и во время урока. Шёл урок, а он зашёл вместе с директором. Прошёл по рядам, посмотрел в тетради, но ничего не сказал. Посмотрел, как мы пишем, как работаем. Всем сказали купить буквари. Каждый родитель подписал фамилию на этом букваре. Мы их сдали учителю, ведь это были советские буквари. В них вырезали портреты Ленина, Сталина и вклеили отдельные листы, напечатанные в типографии. Это были задания для чтения. Никаких агитационных материалов там не было.

Как вели себя немцы, в последние месяцы оккупации, чувствуя приближение Красной Армии??

ЛВ: Сельское население угоняли в Германию. Из нашего дома, я знаю, две молодые женщины незамужние добровольно уехали в Германию. Не буду называть фамилии, но я хорошо их помню. Одну звали Вера, другую Люба. Они работали у немцев где-то, в каком-то здании двухэтажном. (Комсомольская улица со стороны, где сейчас кинотеатр «Современник»). Я не знаю, что они конкретно делали, но знаю, что работали на немцев. Они договорились с каким-то немцем, что они будут направлены по определённому адресу с тем, чтобы они у хозяина или у родственников каких-то работали. Знаю, что в 1943 году, когда немцы отступали, две семьи из нашего дома ушли с ними. Тоже хорошо помню этих людей. Одна семья, как я сейчас понимаю, семья А…. а их дочь Нина общалась с Паулем, (Пашкой, который был переводчиком у немцев) И, видимо у них общение было уж очень тесным, раз в 1943 году они сбежали. И их соседи тоже (не буду называть их фамилию, глава семьи работал на мясокомбинате, делал колбасу). Жили-то они хорошо, не голодали. Когда наши пришли в 1943 году, естественно, они тоже отъезжали, но где-то их развернули и они вернулись. Лошадь достали, на телеге уезжали. И глава семьи сразу пошёл в военкомат и добровольно пошёл в армию. И потом даже после войны я к ним заходила, а у них на стене в рамочке висела грамота, которой был награждён вот этот товарищ.

Где располагались немецкие и наши госпитали?

ЛВ: В 1941 году точно знаю, что наш госпиталь находился в школе №3, там, где я училась во время оккупации. Там был наш госпиталь. Немецкий был в здании, где до революции находился институт благородных девиц. Там был госпиталь, одна женщина из нашего дома там работала уборщицей. Во время отступления немцы взорвали этот дом, но часть дома сумели восстановить и часть эта – сейчас дворец пионеров и молодёжи им. Гагарина на ул. Салтыкова-Щедрина.

Как отразилось на жизни города приближение Красной Армии?

ЛВ: Была нервозность. Нам детям говорили никуда не высовываться. Но мы всегда из подворотни выскакивали на мост, смотрели, всё видели, даже сквер Первомайский.

ул.Гостиная. Июнь-июль 1943 г. (Подпись на обратной стороне «Hauptstrasse. Sommer 1943»)
ул.Гостиная. Июнь-июль 1943 г. (Подпись на обратной стороне «Hauptstrasse. Sommer 1943»)

Кто-то говорил, что хватали людей и куда-то отправляли, видимо на строительство оборонительных сооружений. Им же нужны были рабочие руки. Я помню даже не рынок не ходили, боялись.

Как выглядел город в первых числах августа 1943 года?

ЛВ: Кругом стояли машины - мы ходили смотреть. Полевые кухни стояли. Солдат было очень много. Заборов уже практически никаких не было. Больших зданий не было, всё было взорвано, кругом одна щебёнка. Там где свободная была территория и где улицы были расчищены - стояли танки, машины, полевые кухни и очень много войск. Мы ходили в первомайский сквер, видели сожженных танкистов. Видели и как их хоронили.

Расскажите про парад партизан осенью 1943 года

ЛВ: Кто-то сказал, что будет парад партизан. Сказали, что они будут собираться на площади Ленина. Там был митинг, а потом они огромной колонной чуть ли не через всю Ленинскую шли сверху вниз к мосту.

Моста не было. То ли они на берег выходили, то ли был понтонный мост, не помню. Собрался весь город, не разрешали выходить на саму улицу, но можно было стоять на тротуаре возле дома. Я пробралась к улице Ленина через первые ворота - они и сейчас существуют. Они ведут во двор, где раньше была 17-я школа. Я вышла на тротуар. Пройти было невозможно, но я пролезла. Все были одеты очень плохо, в разных шапках, на шапках красная лента. Шли они колонной шириной человек по шесть, быстрым шагом. Внизу свернули на правую сторону улицы.

Есть даже хроника, запечатлевшая это важное историческое событие.

ВКонтакте | ВКонтакте

Также смотрите в профиле: Мусорная яма

Ставьте лайки, по возможности подписывайтесь и делитесь своим мнением в комментариях. Нам важна обратная связь!

ВК https://vk.com/vipkdorogivoyni

Instagram https://www.instagram.com/dorogi_voiny/