Когда Джон Рональд Руэл Толкин придумал своих хоббитов, считалось, что ничего подобного на свете не существует. Легенды о гномах и эльфах были у многих народов, а вот полурослики – чисто авторская фантазия. Так думали все до 2003 года.
После все перевернулось. Потому что в Индонезии на острове Флорес археологи откопали скелет человекоподобного существа, которое впоследствии так и назвали – homo floresiensis («человек флоресский»). То есть его классифицировали как совершенно новый вид человека.
Почти целый скелет изучили и пришли к выводу, что он принадлежал существу женского пола. Ей дали имя по названию острова - Фло. Рост этой девушки составлял всего 1.м 05 см.
Первой мыслью ученых было – что они наткнулись на скелет человекоподобной обезьяны. Но от этого сразу отказались: кости обезьяны и человека сильно различаются. Следующая мысль была, что Фло относилась к виду австралопитеков – этот вид людей известен науке давно и хорошо изучен, - но слишком маленький размер скелета индонейзийской дамы объясняется генетическим сбоем в ее организме. Иными словами – она была больна. Маленький объем ее мозга – всего 417 кубических сантиметров (у современного человека в среднем – 1500 см³) - признак с*индром*а Дауна.
Однако, когда раскопки в пещере Лианг-Буа на Флоресе продолжили, отыскалось еще около десятка скелетов с такими же параметрами. Хотя эти скелеты сохранились не так хорошо, тем не менее, их возраст, как и возраст костей Фло, составлял по приблизительным оценкам – от 13 до 100 тысяч лет.
Ученые были в таком восторге от сенсации, что даже поначалу думали назвать вновь открытый вид людей – homo hobbit, в честь Толкиновских полуросликов.
Но потом, когда в ученом мире начались яростные споры: одни отстаивали теорию случайной мутационной ветви австралопитеков и что никаких полуросликов никогда не существовало, другие доказывали, что флоресский человек – это отдельный вид, и они и есть полурослики-хоббиты. Ну а третьи и четвертые – индонезийские и австралийские археологи и антропологи - и вовсе чуть не передрались просто за право исследования костей.
Дело в том, что начало раскопкам положила экспедиция индонезийца Панджита Суджоно – он копал пещере Лианг-Буа с 2001 года. После работы были продолжены уже под руководством австралийца Майка Морвуда.
Австралийцы обвинили индонезийцев в неграмотности и коррупции, а индонезийцы австралийцев – в империалистическом зазнайстве. Научная ревность и тех, и других привели к тому, что разобиженные индонезийцы в 2005 году вообще закрыли возможность вести исследования на острове Флорес всем, кроме своих отечественных археологов. Более-менее примирились ученые только в 2007 – и тогда снова все дружно начали копать.
Нашли тысячи предметов материальной культуры. Оказывается, флоресские полурослики, даром, что мелкие и с маленьким мозгом, а прожили на острове достаточно долго и весьма ловко научились изготовлять каменные орудия труда, которых оставили после себя огромное множество.
К сожалению, от названия «хомо хоббит» отказались. В науке осталось название по месту находки – человек флоресский. Так как именно место находки - единственный неоспоримый факт во всей этой истории. (Прямо как в фильме «Место встречи изменить нельзя»).
А вот откуда взялся человек флоресский, и почему этот вид такой маленький – на этот счет теории продолжают выдвигать, и их становится все больше.
Одна из таких гипотез – теория островной деградации. Дескать, такой вид не является самостоятельной ветвью развития человека, а просто, попав на остров, небольшое племя австралопитеков измельчало вследствие замкнутости островного общества и генетической обособленности.
Правда, чтобы подтвердить эту теорию, необходимо расшифровать геном флоресского человека. А этого сделать пока не удалось.