В августе 1943 года венгерская фашистская контрразведка получила сообщение из карпатского города Хуста о том, что в районе горы Менчул подобран сброшенный с парашютом мешок, содержимое которого не оставляет сомнений в высадке десанта. В район были направлены дополнительные силы жандармерии и опытные агенты.
Но парашютисты словно сквозь землю провалились...
Их было семь человек, почти все — уроженцы тех мест. Во главе группы — коммунист Ференц Патаки. В это время ему было 50 лет...
Судьба Ференца Патаки необычна. Архивные документы, свидетельства очевидцев дают возможность хотя бы торопливо пройти по дороге этой славной жизни.
В марте 1915 года перед русскими войсками капитулировала крепость Перемышль и в плен попало более 100.000 австро-венгерских солдат и офицеров. Среди них был младший офицер Ференц Патаки.
Сын рабочего, сирота с малых лет, блистательно окончив учительскую семинарию в городе Темешоар, он собирался стать учителем. Но на государственном экзамене отказался сдавать богословие и тем самым лишился права нести педагогическую работу. Пошёл в мастеровые. На заводе стал активистом профсоюза.
В мае 1912 года в Будапеште вспыхнула всеобщая стачка. Ференц Патаки принимает участие в схватках с полицией и войсками. Только случай спасает Ференца от ареста... На этом заканчиваются его довоенные университеты. Через год он курсант офицерской школы, а дальше — фронт, плен...
В красноярском лагере военнопленных он изучает русский язык, связывается с красноярскими большевиками и ссыльными революционерами. Первые уроки по великой правде Ленина ему преподают закалённые в революционной борьбе большевики Боград, Яковлев, Вейнбаум, Дубровинский, Померанцева и другие. Их имена для него на всю жизнь останутся священными.
Октябрьская революция стала для Ференца Патаки главным рубежом судьбы. Не прошло и месяца, как красногвардеец Патаки уходит в бой — участвует в разгроме контрреволюционной банды Сотникова. Весной 1918 года Ференц Патаки становится советским гражданином, а затем членом РКП(б). Его избирают депутатом Красноярского Совета, председателем объединённого исполкома иностранных рабочих. Ференц Патаки организует вооружённые коммунистические интернациональные отряды, тут же отправляющиеся на фронты гражданской войны, редактирует венгерскую и немецкую газеты.
Летом 1918 года Ференц Патаки с большой группой коммунистов попадает в руки колчаковцев. Вынесенный всем им смертный приговор не был сразу приведён в исполнение. Более двухсот человек погрузили в «эшелон смерти» и повезли на восток. Но один из рабочих-железнодорожников сумел сообщить об эшелоне партизанам, и те на станции Забитуй отбили у колчаковцев арестованных большевиков.
И снова Ференц Патаки в бою. В партизанских дружинах, которыми он руководил в качестве начальника штаба, собралось до четырёх тысяч бойцов, и они вместе с горняками бассейна под руководством большевистского комитета установили Советскую власть в Черемхове. Ф. Патаки становится председателем Ревкома Черемховского бассейна. Партизанские дружины захватили поезд самого Колчака и увозимый им золотой фонд России и передали их Иркутскому ревкому. За эту операцию Ференц Патаки был награждён почётным именным оружием.
Три следующих года Ференц Патаки на чекистской работе — в Черемхове, в Иркутске и, наконец, в Москве. Под руководством Ф. Э. Дзержинского он работает начальником отдела по борьбе с бандитизмом и начальником войск ВЧК — ГПУ. Вот какую характеристику дал ему в 1923 году прославленный чекист-дзержииен А. X. Артузов: «Знаю товарища Патаки по работе с 1920 года как весьма энергичного, неутомимого работника, дисциплинированного и обладающего большой личной инициативой и прекрасного товарища. Товарищу Патаки принадлежит значительная доля заслуг в ликвидации бандитизма... Исключительно болезнь и большое переутомление заставили тов. Патаки сделать перерыв в работе в ГПУ...»
Эта характеристика была написана для ЦК РКП(б), в чьё распоряжение откомандировывался Ференц Патаки. Но перерыв, о котором в ней говорится, затянулся на два десятилетия.
Как только началась Великая Отечественная война, Ференц Патаки подаст заявление в Центральный Комитет партии, в Наркомат обороны, в органы безопасности — просит послать его на фронт или во вражеский тыл. Летом 1942 года Ференцу Патаки предложили возглавить группу разведчиков, которая будет заброшена в глубокий тыл врага.
Ференц Патаки немедленно начинает подготовку к операции. В эти дни он, пятидесятилетний, совершает свой первый прыжок с парашютом...
В ночь с 18 на 19 августа 1943 года группа «Закпрпатцы» из семи человек сброшена севернее Хуста. Поначалу дело шло трудно. Один участник группы при приземлении сломал ноги. Мешок с грузом отнесло в сторону — он-то и попал в руки жандармерии, которая немедленно начала охоту на парашютистов. Вот где пригодились боевой сибирский опыт руководителя группы Ф. Патаки и то, что вместе с ним оказались уроженцы этих мест. Группа ушла из кольца облавы и вынесла раненого товарища.
Уже через неделю радиостанция «Закирпатцев» появилась в эфире и Центр получил первую информацию. Вскоре вокруг «Закарпатцев» образовался актив помощников-антифашистов. Начинается постоянная систематическая работа по сбору сведений о противнике.
После этого, как и было предусмотрено планом операции, Ференц Патаки вместе с одним из радистов перебрался в Будапешт, вернулся в город своей юности. Он находит своих прежних друзей, заводит новые знакомства. Он не только разведчик, но и политический боец партии и верный сын Венгрии, порабощённой фашистами. Он верит в здоровые силы своего народа и неутомимо ищет людей, которых можно объединить на борьбу с фашизмом.
Венгерская фашистская охранка знала, что в районе города Хуста действует антифашистская группа, и бросила туда своих ищеек. А некоторые из участников группы самоуспокоились и вели себя, мягко говоря, не осторожно. Начались повальные аресты. Более 500 украинцев и венгров были заточены в Мараморошсигетскую тюрьму. Там творился суд скорый и беспощадный.
Сам Ференц Патаки продолжал в Будапеште свою исполненную риска работу. Получив донесение о разгроме группы и о том, что о нём как о руководителе известно жандармерии, он решил сменить свои будапештские адреса. Но было поздно...
Венгерская контрразведка знала, что в их руки попал советский разведчик, и не просто разведчик — руководитель. Палачи хотели получить от него данные о его связях в Закарпатье и Будапеште. Допросы сопровождались избиениями, пытками, но Ференц Патаки был непреклонен. Его переводят из одной тюрьмы в другую, в третью... Бесконечные очные ставки, допросы... Ференц Патаки молчит.
Находясь в строжайшем заключении, он отыскивает возможность отправить письмо жене. Проделав сложнейший путь из рук в руки честных людей, оно в конце концов доходит до адресата. Письмо датировано 30 августа 1944 года — днём суда: «В общем... я не грущу. И если вскоре мне предстоит умереть, спокойно встречу свой час...»
За несколько часов до казни он с надёжным человеком отправляет на волю ещё одно письмо — в Будапешт своему давнему другу. Это письмо тоже в конце концов дошло по назначению.
Этот друг Ференце Патаки был разносторонне талантливый человек — художник, журналист, инженер... Он со школьных лет тоже стал активным борцом против фашизма. Сейчас совершенно ясно, что Ференц Патаки, перебравшись из Закарпатья в Будапешт, встретился с ним и они действовали вместе, используя широкие связи друга.
Будапештский период боевой деятельности коммуниста Ференца Патаки ещё ждёт своего тщательного исследования. Кое-что уже проясняется. Есть, например, свидетельство венгерского коммуниста Иштвана Ковача, который оказался вместе с Ференцем Патаки в Шопронской военной тюрьме. Он рассказывает, как твёрдо держался Ференц Патаки, как долго не доверял и ему, Иштвану, прежде чем стал рассказывать о себе... Он сообщил, например, что, находясь в Будапеште, упорно искал возможности воздействовать на различных политических деятелей Венгрии, чтобы убедить её правительство вступить в переговоры с Советским Союзом о выходе из войны... Ференц Патаки говорил, что он регулярно имел связь с Москвой, передавая туда подробную информацию об обстановке в Венгрии, и из передач московского радио на Венгрию он видел, что его оценка обстановки совпадает с мнением центра.
4 ноября 1944 года во дворе тюрьмы фашисты расстреляли девять венгерских коммунистов-подпольщиков и двух советских разведчиков. Ференца Патаки казнили последним. Направляясь к выщербленной пулями стене и проходя мимо солдат-новобранцев, построенных во дворе тюрьмы для «воспитательного наблюдения», он громко сказал: «Счастливо вам, ребята!..» Об этом есть свидетельство одного из бывших солдат...
Такова славная судьба верного сына венгерского народа и нашей Родины, бойца-интернационалиста Ференца Патаки. Он прожил жизнь — точно песню спел. Песню, из которой слова не выкинешь и в которой слова не прибавишь.
В Венгрии в городе Шопроне ему установлен памятник. В Будапеште в Пантеоне героев венгерского рабочего движения имя его высечено на мраморной плите...
Василий АРДАМАТСКИЙ (1976)
☆ ☆ ☆