Атомную отрасль Франции снова лихорадит. То трещины в трубах, из-за которых в 2022-м пришлось остановить половину всего парка реакторов (26 из 57), то небывалая засуха, которая тоже приводила к сбоям работы АЭС, т.к. вода нужна для охлаждения реакторов (между прочим реактор мощностью 1000 МВт потребляет воду со скоростью 50 м3/с - столько же, сколько потребляет город 5 млн человек).
Как сегодня пришла новость о вмешательстве ещё одной стихии - огня. Французская госкомпания EDF (Electricite de France) - оператор всех атомных станций - заявила, что на АЭС "Шинон" в центре Франции два реактора были остановлены из-за пожара. С одной стороны всё в порядке, он "за пределами ядерной зоны". А с другой - уж слишком часто случаются во Франции неполадки на АЭС.
Удивительного в этом мало. Та же "Шинон" - одна из старейших французских АЭС и была введена в эксплуатацию ещё в 1980-х годах. То было время превращения Франции в одну из ведущих атомных держав мира. С тех пор "утекло много воды", и французская атомная отрасль уже не та, к чему немало усилий приложил, к слову, и сам господин Макрон. Однако в своё время Париж, действительно, сделал мощный скачок, превратившись в главного экспортера электроэнергии Старого Света.
Собственно, если говорить аналогиями, то во Франции тоже были свои "Сталин" и "Берия" (в аспекте атомного проекта). Так, роль первого играл основатель Пятой республики генерал Шарль де Голль. В 1946 году по его личной инициативе в результате национализации более чем 1700 частных энергетических компаний была создана вышеупомянутая компания EDF (Electricite de France). И уже в 1948 году был запущен первый французский атомный реактор Zoe, который и начал эру французской атомной мирной (и не очень) программы.
Тогда как роль французского "Берии" сыграл Пьер Мессмер - верный голлист, участник 2МВ, длительное время управлявший колониями Франции. В 1972-74 годах он являлся премьер-министром при президенте Помпиду, в связи с плохим здоровьем которого Мессмер фактически руководил страной. Именно в эти три года он и сумел "продавить" выделение денег на атомную программу, которую начал реализовывать де Голль. В 1970-х во Франции началось массовое строительство АЭС.
Столь радикальное решение Мессмера во многом было спровоцировано мировым нефтяным кризисом 1973 года, когда резкий рост цен на нефтепродукты вызвал серьёзнейшие экономические потрясения во всем мире и во Франции в частности. Идея о том, что нельзя тотально зависеть от поставщиков углеводородов была наглядно доказана. И Мессмер сделал ставку на атом.
Изначально французские атомщики опирались на сотрудничество с американской компанией Westinghouse в рамках работы совместной компании Framatome (букв. французско-американский атом). Договорённость состояла о том, что определённое количество атомных энергоблоков строится совместно с Westinghouse, однако после достижения критической величины технологии переходят французам, которые могли ими и пользоваться, и совершенствовать.
Строительство энергоблоков шло в три этапа. Стоит отдать должное, за 10-15 лет сумели построить 59 реакторов. Темпы строительства буквально поражают. А теперь сравните это с финской "Олкилуото", которую те же самые французы стоили аж 25 лет. Причиной подобной деградации стала т.н. "атомная пауза", длившаяся с 80-х годов (к слову, первая крупная авария на АЭС была вовсе не в Чернобыле, а на АЭС Три-Майл-Айленд в США в 1979-м). Специалисты ушли на пенсию, оборудование и технологии устаревали. Затем результат "шлифанули" и "эффективные менеджеры":
В итоге теперь Париж имеет то, что имеет. К 2030-м годам стареющие энергоблоки необходимо будет выводить из строя, предположительно заменяя новыми. Сможет ли Франция работать в "темпе Мессмера" - вопрос большой, однако что-то мне подсказывает, что нет. Достаточно посмотреть, какими темпами и за какие деньги они сейчас строят АЭС в Британии.