Найти тему
Только о хорошем

Сериал «Цербер» как большая удача в безнадежном деле

Детектив в декорациях 19-го века с участием исторических личностей.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

И это что-то. Тут вам и декабристы, и Пушкин, и Николай I, и Бенкендорф. Но такие… условные – местами как вывески или цитаты из википедии, но больше как обычные человеки. Сюжет сумбурен и неправдоподобен до невероятия. Сшит белыми нитками, склеен не пойми из чего – от вполне реального восстания декабристов до фантастических отравления Александра I польской заговорщицей и покушения на действующего императора Николая Палыча, которому воспрепятствовал исключительно вовремя поданный крендель. К мотивам героев в большинстве случаев невозможно отнестись серьезно. Финал – нелепейший, оставляющий с вопросом «и что это было?». И при всем том из надуманной и нескладной истории кино выбивает такую искрУ, что мало не покажется, а персонажи все таковы, что про каждого хочется посмотреть отдельно снятый фильм. Мне понравилось!

В завязке сюжета серия жестоких убийств в Петербурге: гибнут свидетели по делу о декабристах, выдавшие товарищей – кары зашифрованы в пушкинском стихотворении. Из Москвы в столицу приглашен опытный сыщик. А дальше – любовь, заговор, дуэли, погони. Все как мы любим!

В картинке – ледяной Петербург 1826 года, цветущие луга Псковской губернии как бы в районе Михайловского и суровая каменно-дровяная Петропавловская крепость. Хороши также интерьеры и костюмы пушкинской поры.

В сериале масса достоинств и удовольствия для киноманов. Каждая сцена, отдельно (от всеобщего сумбура) взятая – практически киношный шедевр.

Персонажи яркие и харизматичные, ни одной проходной роли. И прекрасные актерские работы. Запомнились:

Тимофей Трибунцев в гриме, степень преображения которого можно сравнить разве что с гримом Евгения Цыганова в роли стареющего режиссёра в замечательном киноспектакле Д.Крымова «Дон Жуан. Генеральная репетиция» (то есть, когда актер совершенно неузнаваем – впрочем, Трибунцева все же можно узнать по мимике, выражению глаз и голосу (и от этого наблюдать за ним еще интересней), а Цыганов менял еще и тембр, и манеру речи; достопамятного Высоцкого в исполнении Сергея Безрукова не берем, очень уж он был не киногеничен), играет хитроватого, грубоватого, беспринципного, но по-своему гениального частного пристава – сыщика, вызванного в северную столицу на сложный случай, но мечтающего вернуться в спокойную Москву, где не бывает дел большой государственной важности и нет необходимости отчитываться за каждый чих перед начальством, зато можно и «плюшками» (калачами дармовыми) побаловаться и между делом свидетеля в тазу утопить… Розыск он чинит со своими двумя подручными-обалдуями. Здесь шикарная роль у Кирилла Кяро, которого все привыкли видеть в заглавных – а тут как бы и небольшая, зато веская! за нее сразу цепляется внимание. Актер Владимир Крылов тоже удачно подыгрывает всей честной компании. Троица эта отыгрывает эксцентричную и комичную часть драмы.

Сергей Марин, которого вижу впервые (как-то мы ходили по параллельным дорожкам в сериальном мире) – дворянин на службе III отделения, красавец-мужчина, влюбленный в заговорщицу. По всему видно, Марин – отличный актер, но здесь ему как бы негде развернуться (лучшая сцена – убиение полицмейстера в цветущем поле).

Евгений Цыганов – в роли графа и хозяина жизни. Еще один красавец-мужчина. Тоже влюблен. В ту же прекрасную польку. Его бы тоже побольше!

Алексей Трофимов – в роли Николая I, рефлексирующего любителя поэзии, не вставшего еще на путь реакции как бы – забавно!

Евгений Лямин (новое лицо для меня) – в роли заключенного по имени Илья Фабер. Тоже вроде бы недолго в кадре, а какой живой, трогательной и убедительный образ (наивного романтика, идеалиста, агнца на заклание).

Лев Зулькарнаев – в роли Пушкина-какого-то-мальчишки (поэту было в ту пору 26, и по тем временам это уже ого-го!). Говорит поэт в кадре какую-то околесицу, но очень к месту – и вот эта сцена с ним, бегущим вприпрыжку по лестницам Павловска после аудиенции у императора, завершившейся хитрой фразой «тут как ни закончи, все успех», очень даже по-человечески верна. И к слову сказать, АС действительно был против бунтов, за просвещенный путь исправления властей ратовал.

Прекрасны также Александр Горбатов в практически безмолвной, но убедительно-страдательной (веришь, сочувствуешь!) роли благородного мстителя и Мариетта Цигаль-Полищук в роли хозяйки дешевого борделя – на нескольких минутах экранного времени актриса успевает выдать такую яркую эксцентрику и здесь же настоящую трагическую ноту, что только аплодисменты.

В общем рекомендую. Это такое кино-кино! А бардак-с с историческими фактами в таких случаях как раз дает полезную мотивацию – узнать, как же оно было на самом деле.

И даже больше.

Сериал этот, конечно, по жанру, совсем не исторический. Это историческое фэнтези, рассказывающее не о событиях истории, а лишь вплетающее исторические факты в вымысел, который в первую очередь развлекает, но и дает пищу для ума – в хорошем смысле, провокация на подумать. Вот сцена с фантастическим покушением на Николая I в павловском (царскосельском?) саду: симпатичный мститель Ушаков с его стоической манией уделал бы скорее всего царскую особу (ненависть и месть – сильные чувства и силы дают великие, да и в жизни это потом случится, с другим императором), если бы не детское создание, протянувшее сдобный кренделек в неподходящий момент – из воспитанности («меня учили, бедных жалеть надо») и бесхитростного взгляда на жизнь. И вот уже тут и Федор Михайлович со «слезинкой ребенка», и готовый вопрос: есть ли такая идея-принцип, стоящая того, чтобы переступить через человеческое? Его можно было бы задать хоть выдуманным, хоть реальным декабристам, и не только им. Сцена дуэли юного идеалиста Фабера с матерым дуэлянтом Бошняком тоже «говорящая» – о том, как легко манипулировать человеком, играя на его лучших чувствах (жажде справедливости, стремлении не быть трусом), используя его светлую энергию (привет моей любимой дораме) на недоброе, ненужное дело.

В общем кино это и на полюбоваться (красотами и прелестями разными – кто чего (или кого) себе найдет), и на хорошо посмеяться, и на подумать годится!

Сыщики. Кадр из фильма. (К.Кяро, В.Крылов, Т.Трибунцев)
Сыщики. Кадр из фильма. (К.Кяро, В.Крылов, Т.Трибунцев)
Главный сыщик. Кадр из фильма. (Т.Трибунцев)
Главный сыщик. Кадр из фильма. (Т.Трибунцев)
Дворянин Бошняк. Кадр из фильма. (С.Марин)
Дворянин Бошняк. Кадр из фильма. (С.Марин)
Граф Витт. Кадр из фильма. (Е.Цыганов)
Граф Витт. Кадр из фильма. (Е.Цыганов)

А как бы вы определили жанр этого сериала?

#цербер #мини-сериал #рецензии #трибунцев #марин #цыганов #кяро

Также на канале: