Найти в Дзене
Только о хорошем

«Поцелуй» и «Меч короля» – исторические драмы из Дании с братьями Миккельсенами

Много ли вы видели датских фильмов? Мне вот довелось за месяц аж два. И в обоих снялись братья Миккельсены – звездный Мадс и менее известный, но не менее хороший (актер) Ларс. Оба чрезвычайные молодцы – украсили своими работами картины. Начну с «Меча», который сейчас в прокате. Действие происходит в Дании в середине 18-го века. Король Фредерик V решает освоить обширные пустоши на полуострове Ютландия, с целью принести в эти земли цивилизацию и увеличить налоговые поступления в казну. Отставной капитан Людвиг Кален (Мадс Миккельсен), прошедший не одну войну и готовый оставить это кровавое дело, берется выполнить задачу (основать первую колонию для будущих поселенцев), рассчитывая получить в награду дворянский титул и поместье (ему, как бастарду, это важно). На вересковых пустошах капитану предстоит столкнуться с разбойниками, силами природы и встретить свою любовь. «Меч короля» – яркое и очень фактурное кино. Кожа, сукно, шерсть и атлас исторических костюмов красуются в кадре так, что

Много ли вы видели датских фильмов? Мне вот довелось за месяц аж два. И в обоих снялись братья Миккельсены – звездный Мадс и менее известный, но не менее хороший (актер) Ларс. Оба чрезвычайные молодцы – украсили своими работами картины.

Начну с «Меча», который сейчас в прокате. Действие происходит в Дании в середине 18-го века. Король Фредерик V решает освоить обширные пустоши на полуострове Ютландия, с целью принести в эти земли цивилизацию и увеличить налоговые поступления в казну. Отставной капитан Людвиг Кален (Мадс Миккельсен), прошедший не одну войну и готовый оставить это кровавое дело, берется выполнить задачу (основать первую колонию для будущих поселенцев), рассчитывая получить в награду дворянский титул и поместье (ему, как бастарду, это важно). На вересковых пустошах капитану предстоит столкнуться с разбойниками, силами природы и встретить свою любовь.

«Меч короля» (2023, Дания). Постер фильма. Мечей не будет – только мотыги и ружья. И рыцарское благородство. Название фильма в российском прокате отсылает к тому,  как сам герой называет и ощущает себя, вписавшись в королевский проект по освоению неплодородных земель и встав на защиту интересов короны против произвола помещиков. Личный же его интерес связан с обстоятельствами рождения – оригинальное название «Bastarden».
«Меч короля» (2023, Дания). Постер фильма. Мечей не будет – только мотыги и ружья. И рыцарское благородство. Название фильма в российском прокате отсылает к тому, как сам герой называет и ощущает себя, вписавшись в королевский проект по освоению неплодородных земель и встав на защиту интересов короны против произвола помещиков. Личный же его интерес связан с обстоятельствами рождения – оригинальное название «Bastarden».
-2

«Меч короля» – яркое и очень фактурное кино. Кожа, сукно, шерсть и атлас исторических костюмов красуются в кадре так, что хочется пощупать. Прекрасны пейзажи – от вересковых полей до поместий аристократов в окружении лесов и парков. Сама земля, вереск и даже картофель – главный герой освоения ютландской пустыни – тоже выглядят смачно. Но лучше всех, конечно, в кадре смотрится сам капитан – Мадс Миккельсен харизматичен, блестяще держит крупный план, неотразим в любом ракурсе, а еще и двигается с особой статью. Воистину, Мадс Миккельсен на большом экране – человек на своем месте. И наблюдать за ним интересно.

В отличие от ярко-красочного визуала сюжет картины совершенно «черно-белый»: конфликт держится напряжением между двумя полюсами – абсолютно положительным героем (добрый, чуткий, справедливый и самоотверженный капитан) и его исключительно отрицательным антагонистом (съехавший с катушек от ощущения безнаказанности и болезненной жажды превосходства помещик-психопат, чудовище во плоти (голубоглазый Симон Беннебьёрг)).

На капитана выльются все ушаты испытаний на прочность – от социальной несправедливости и сословного неравенства до расовых предрассудков и невежества местного и пришлого населения. Равнодушная к дерзаниям человеков природа внесет свою лепту. И не только дело жизни, но и сама жизнь капитана попадут под удар. То, как персонаж Мадса Миккельсена справляется с этими невзгодами и упомянутым исчадьем ада, и предстоит наблюдать зрителю.

В финале этой «черно-белой» партии «белые» выиграют, но развязка будет не совсем ожиданной и, на мой взгляд, фантастичной. Но такой жанр. Сканди-вестерн – приключение с кровью и потом и хэппи-эндом.

В центре сюжета «Поцелуя», на первый взгляд, тоже совершенно положительный герой – с благими намерениями во всем, готовый всем услужить и всем быть приятным. Но именно эта «положительность» окажет ему дурную услугу. Фатальную. И это не вестерн. И не хэппи-энд.

Экранизация романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца». Не уверена, был ли «Поцелуй» в прокате, ко мне он выплыл в одном из онлайн-кинотеатров и есть в открытом доступе.

Дания накануне первой мировой. Молодой человек по имени Антон Абельгор из обедневшего дворянского рода видит единственный путь к благосостоянию (и восстановлению доброго имени семьи, запятнанного каким-то скандалом в прошлом) в карьере военного. Поступив в кавалерийский полк, он служит ревностно и честно в какой-то глубинке и скоро добивается признания и уважения начальства. Все идет по плану. Антону даже подфартит – счастливый случай поможет ему свести знакомство с местным аристократом и стать желанным гостем в поместье, где кроме владельца живут только его дочь и племянница. Антон будет рад расширить и улучшить «качество» своих социальных связей. К тому же дочь барона незамедлительно влюбится в него.

«Поцелуй» (2022, Дания). Кадр из фильма.
«Поцелуй» (2022, Дания). Кадр из фильма.

На этом идиллическом фоне с бережно воссозданной в кадре атмосферой довоенной Европы (костюмы, интерьеры – от казармы до обстановки старинного поместья с его дубовыми панелями и фарфоровыми сервизами на кофейных столиках) датчане вслед за Цвейгом расскажут очень жизненную историю, которая в финале приведет героев совсем не туда, куда они изначально стремились, несмотря на свои благие намерения и лучшие чувства. И сыграют ее датские актеры на высшем уровне – в такой исключительно классической манере по-станиславскому.

Эсбен Смед – в роли лейтенанта Антона Абельгора. Актер с лицом-зеркалом, мгновенно передающим тончайшие нюансы настроений, эмоций и переживаний. Клара Росагер – в роли дочери барона Эдит, девушки в инвалидном кресле (героиня не может ходить) с напряженным и гипертрофированным вниманием ко всему, что проникает извне в ее «золотую клетку». «Поцелуй» (2022, Дания). Кадр из фильма.
Эсбен Смед – в роли лейтенанта Антона Абельгора. Актер с лицом-зеркалом, мгновенно передающим тончайшие нюансы настроений, эмоций и переживаний. Клара Росагер – в роли дочери барона Эдит, девушки в инвалидном кресле (героиня не может ходить) с напряженным и гипертрофированным вниманием ко всему, что проникает извне в ее «золотую клетку». «Поцелуй» (2022, Дания). Кадр из фильма.
Ларс Миккельсен – в трагической роли отца, до одержимости готового на все ради любимой дочери, но бессильного помочь в главном. «Поцелуй» (2022, Дания). Кадр из фильма.
Ларс Миккельсен – в трагической роли отца, до одержимости готового на все ради любимой дочери, но бессильного помочь в главном. «Поцелуй» (2022, Дания). Кадр из фильма.

«Поцелуй» заряжен напряжением, создаваемым условностями света, стереотипами общества, социальными ограничениями, и говорит о том, где и как в отношениях людей возникают границы между внешними приличиями и искренностью, жалостью и милосердием, трусостью и равнодушием, самопожертвованием и эгоизмом, страхом и страстью, надеждой и самообманом.

Оба фильма будируют интерес к истории. Недаром это исторические драмы.

После «Меча короля» вам скорее всего захочется копнуть факты о поселенцах –откуда и зачем они идут к капитану. И по ходу дела вы выйдете на «картофельных немцев», первых иммигрантах в Дании. А отсюда повьется веревочка к большой теме о немецких колонистах, затронувшей не одну страну Старого и Нового света, и знакомой нам по сюжетам с приглашением немецких крестьян в Россию Екатериной Великой. Получите представление о тяжелейших условиях сельскохозяйственного производства накануне индустриальной революции в Европе и заодно узнаете, что крепостное право будет отменено в Дании только (или уже, если сравнивать с Россией) в 90-е годы 18 века. Ну, то есть, познавательный эффект присутствует.

«Поцелуй» же – пример того, как в камерном сюжете можно высказаться и о глобальных событиях истории: судьбы главных героев втянутся в воронку катастрофы, в то время как Европу будет тащить в воронку войны, личное и историческое схлопнутся, а в лейтмотиве этой совсем не военной истории прозвучит пронзительная антивоенная нота.

После просмотра «Меча» и «Поцелуя» складывается впечатление, что датчане умеют снимать фактурно, уверенно играют по-классике и мастера разрабатывать исторический контекст. В итоге, хорошее такое, крепкое кино – что называется, и уму, и сердцу.

«Поцелуй» (2022, Дания). Кадр из фильма.
«Поцелуй» (2022, Дания). Кадр из фильма.

Также на канале:

Сериал «Цербер», как большая удача в безнадежном деле

«30000 ли до Чанъаня», или любите ли вы Ли Бо?