Найти тему
Алексей Ярцев

Говорящие головы

Оглавление

Как перестать быть скучным?

В это статье разберём, как перестать быть "говорящими головами". Поехали.

Говорящие Головы.

Проблема говорящих голов совсем не заметна в обычной жизни. Человек годами может проживать в пустую свою жизнь и только на импров курсах осознать, что и вспомнить то ему нечего.

Проблема в том, что люди взаимодействуют, но только на диджитальном уровне.

Пример:
Оля и Денис играют сцену, в которой им задан только сеттинг: Рыцарский Турнир. Не сказано кто они: может быть два рыцаря, может быть рыцарь и оруженосец, может быть рыцарь и прекрасная принцесса, за чью симпатию он борется. Не сказано. Импровизация.

● Нам пора собираться на турнир.

● Да, кстати, где мое копье?

● А ты разве не оставил его в оружейной палате?

И при этом два героя просто стоят друг напротив друга и разговаривают. Вы легко можете проверить не стали ли вы говорящими головами, если заткнете уши и пересмотрите сцены на видео: если по вам не понятно кто вы, то скорее всего вы - говорящие головы.

Правильно было бы играть эту сцену двигаясь как рыцари: например изображая будто бы вы на лошади, переваливаться с ноги на ногу и держаться за повода. Или руками изображать в руках шлем.

Фокус в том, что память физического действия (ПФД) запускает вашу мыслительную деятельность. Вы начинаете мыслить как рыцарь, если двигаетесь как рыцарь. Это уже доказано, что не только мозг управляет телом, но и тело управляет мозгом.

Не верите? Проверьте: встаньте в уверенную позу: руками помашите над головой, руки в боки, пройдитесь в вразвалочку размахивая плечами, грудь колесом. А теперь попытайтесь что-то неуверенно промямлить.

Поэтому как только услышали сеттинг - начинайте двигаться как люди того времени и тех мест, начните что-то ДЕЛАТЬ. Молча. Пусть тело само подскажет, о чем эта сцена. К тому же у вас есть партнер, который как-то отреагирует и шестеренки закрутятся.

Однако сколько я ни видел новеньких групп - все начинают с говорящих голов.

Увы, но люди проживают целые жизни говорящими головами. Чаще всего избыточная полнота это явный сигнал о том, что человек ведет очень скучную жизнь. В лучшем случае - интеллектуальную.

Они ходят в театр, где сидят и разговаривают, смотрят как кто-то другой действует, они ходят в зоопарк смотреть, как животные живут свою жизнь. Они даже не замечают, что с ними самими ничего не происходит. Их тела - это просто носители голов, которые наблюдают и обсуждают.

Двигайтесь, играйте в театре, а не только смотрите его, снимайте кино, хотя бы на уровне ТикТоков - это даст вам гораздо больше жизненного телесного опыта, чем смакование Бергмана и умничанье о том, как глубоко он высказался.

Подражайте животным в зоопарке, где еще вы сможете накопить такую палитру редких движений. Шевелитесь. Не дайте себе быть скучным.

Правда в том, что многие люди не получают повышения по работе потому что они предпочитают говорить, чем делать. И самое страшное, что не замечают этого. привычка слишком глубока, а опыта действия слишком мало, чтобы заметить, что «что-то тут не так».

Многие девушки не замечают как не получают приглашения на второе свидание, именно потому что всю первую встречу просто разговаривали. Они не бегали, не приседали, не отыгрывали персонажей, не касались партнера, не взаимодействовали, не танцевали. Страшно, когда люди этого не замечают.

О действии и о том как его натренировать. Об инициативности, которую необходимо вырастить в себе и написана эта книга. Действуйте. Действуйте. Проживайте.

Теория: Инициатива

-2

На мой взгляд это главное, чему учит импровизация. Когда начинается сцена - вы несете ответственность за то, чтобы развлечь публику. Именно этой ответственности большинство и избегает и это отражается на всей их жизни.

Те же, кто начинают свой путь в импровизации еще даже не представляют насколько сильно она улучшит их жизнь.

В начале пути вы будете ждать инициативы от партнера, а потом шаг за шагом научитесь вести сцену за собой.

Сначала вы будете давать вопросы, перенося ответственность на партнера, а потом привыкните сами добавлять что-то в сцену: добавлять объекты, добавлять информацию, действовать и предлагать инициативы.

Теория: Действие

-3

Важным философским понятием для сценической импровизации и жизни в целом является действие. Вы много слышали про такие понятия как проактивность, инициативность, лидерство. Это было полезно слушать на умных форумах десятилетиями.

Проблема заключается в том, что действие и «проактивность» нельзя (было) измерить. Что приводит к девальвации понятий. Потому что каждый бизнес-тренер начинает сам измерять собственную проактивность и продуктивность в собственных единицах измерения. Часто интуитивных.

Когда опытный и авторитетный мотиватор сталкивался с публикой состоящей из начинающих он мог легко торпедировать их самооценку обесцениванием их проактивности. Сказать, что зарабатывают они мало, лежат на печи много. В большинстве случаев они правы, однако это приводит только к еще большей дезориентации, ведь человек старался и начинал он с того, что вообще ничего не делал и не читал. Вот только начал, а тебе говорят, что этого преступно мало.

Пример:

Девушка 27ми лет хвастается, что начала читать «Алхимика» Паоло Коэльо. Выкладывает обложку в соцсетях. Подружки лайкают. Пишут ей, какая она молодец, что читает книги. Они то вообще не помнят, когда читали последний раз.

Приходит бизнес тренер, который читает по 2 книги в месяц и «Алхимика» прочитал в 16 лет и сравнивает самооценку девушки с землей. Для него хвастаться такими достижениями, все равно, что мужчине в сорок лет хвастаться тем, что устроился на работу в БургерКинг на кассу.

Импровизационные же игры, описанные в этой книге дают возможность прийти к общей системе координат и посмотреть на игровых примерах, как работают ваши мозги, когда вы коммуницируете. Насколько вы инициативны и насколько вы деятельны.

Отдельным преимуществом именно таких игр является то, что ни один директор отдела не сможет укрыться за регламентами и выдуманной «необходимостью» вести себя таким образом, так как в играх вы перестаете играть социальные роли, которые «носите» в реальной жизни и остаётся только «голая» психика, «голый» интеллект. Только ваши общие принципы принятия решений.

В игре вы пират, оруженосец рыцаря, фея, принцесса, или даже дельфин. И то, как вы будете себя вести в роли пирата и покажет, как на самом деле работает ваша психика без социальных ролей.

Типичные ошибки: говорящие головы, отрицание, абуза вопросами - все это проявляется уже на первом занятии. И все это лечится разбором и играми.

В играх комедийной импровизации вы играете без своих привычных статусов - вы обнуляетесь и есть реальная возможность изменить свою жизнь, потому что принципы поведения и взаимодействия, которые вы приобретёте тут вы сможете применять и в реальной жизни.

Один из них - это действие. В этих играх большинство из вас обнаружит, что и дракона и инопланетянина и летучую обезьяну и русалку вы играете головой. Это нормально для начала - дайте себе время.

Каждый раз, когда чувствуете, что сцена замедляется - двигайтесь. Поменяйте свою позицию относительно партнера: были слева, встаньте с права, начните вглядываться в даль, возьмите что-то воображаемое в руки - это спровоцирует и вас и партнера придумать, почему вы себя так ведете и сцена придет в движение.

В жизни точно также - двигайтесь, как только чувствуете утомленность или депрессию. Поменяйте место жительства, отправьтесь в путешествие или снимите кварту в соседнем городе на две ночи, ходите на работу новым маршрутом, сходите в новое кафе или попросите лучшего друга позвать на встречу приятеля, которого вы не знаете.

Если говорить о сценической импровизации, о выступлениях, то если в вашем шоу и есть один номер из говорящих голов, то пусть он будет только один. Даже в таких шоу как «Что было дальше» или «ПрожекторПерисХилтон» персонажи часто вскакивают со своих мест или двигаются резко. В импровизации зритель приходит не за тем, чтобы вслушиваться в ваши попытки пошутить, для этого есть стендап, - в шоу Импровизации он хочет увидеть другие миры. Покажите им их!
Начните двигаться так, как двигаются только в этих мирах.

Такой взгляд очень быстро заставит вас наблюдать за движением в фильмах и сериалах. Чем отличается движение детектива от движения героя аниме? Сможете сыграть это без слов?

Основная цель этой книги дать молодому поколению импровизаторов вижен, видение, оптику, через которую вы сможете увидеть бескрайние возможности, которые дарует вам то ремесло, которым вы увлеклись.

Сразу скажу, что эта книга написана не для тех, кто плохо учился в школе. Встречались мне такие ученики в реальной жизни, которые считали подлым со стороны преподавателя использовать такие слова как синоним, антоним и гипербола.

Простите, но это не слова из узкоспециализированных областей, которые проходят в ВУЗах. Это слова из школьной программы. Если вы забыли, то они гуглятся за доли секунд в наше время.

Для тех же, кто в школе учился хотя бы на твердую тройку тут будет все понятно.

Чёрное Зеркало

-4

В одной из своих предыдущих книг про работу на сцене я упоминал про метод запоминания текста, который вроде бы лежит на поверхности, но почему то игнорируется людьми, которые хотят освоить публичные выступления.

Записывать себя на аудио и прослушивать.

То же самое можно применить к актерской игре или методу ведения дебатов, переговоров, и конечно же к главной теме этой книге - работе в импровизационной труппе.

Обязательно снимайте себя на видео и пересматривайте.

В своем «Воскресном Стендап Клубе» я много раз отводил целые уроки на то, чтобы посмотреть на большом экране с замедлением и повторами поведение своих учеников, когда они выходят на сцену, приветствуют зрителей, как подают свой монолог, как работает движение их глаз и мимика.

Разбирал и свое собственное поведение. Это очень помогает расти, потому что переходишь от интуитивного восприятия себя к профессиональному. У меня лично до сих пор мне не нравятся проскальзывающие порой заискивающие жесты, сложенные ладошки, хватание за стенку или стул, чтобы принять третью точку опоры.

Метод просмотра видео самого себя я назвал «Черное Зеркало». Поверьте первые разы это еще неприятнее, чем слушать свой голос впервые. Кажется, что и одет и двигаешься ужасно и улыбаешься по-уродски.

На видео становится очевидно, что микродвижения, которые мы себе «прощаем» на самом деле влияют на зрителя. Он видит. Не анализирует, но видит и реагирует на них.

Например, классическая ошибка у новичков в стендапе - это отсутствие зрительного контакта со зрителем.
Если вы игнорируете зрителя - зритель невольно начинает игнорировать вас.

Отражаясь в «черном зеркале» вы можете работать со своим телом не как с данной вам обузой, а как с инструментом коммуникации с людьми.

Вы понимаете, как влияют широко раскрытые руки, как зрительный контакт улучшает картинку. На моем юутб канале есть цикл видео с разбором поведения знаменитостей. С их ошибками и лучшими практиками. Посмотрите его обязательно, когда почувствуете, что готовы перейти на следующий уровень.

А пока конечно займитесь импровизацией.

Так вот импровизация - это мини сцены. Мини взаимодействия с партнером, в которых никакой режиссер или сценарист вам заранее не сказал, как вам двигаться и что вам делать.

А значит полная свобода. А значит этот чистый лист, как лакмусовая бумажка покажет, как работает ваша психика в отсутствии социальных ролей.

Что вы будете делать, когда можете делать всё, что захотите. Что вы будете делать с партнером?

На сцене, даже на репетиции первые десять лет мы находимся в состоянии аффекта.

То есть такого сильного возбуждения и перенапряжения психики, что все животное нутро проявляется. Кто-то начинает слишком много хихикать, кто-то зажиматься, защищаться и прятаться, кто-то орать и перекрикивать - все это будет в начале.

Более одробно моя книга Юмор. 78 игр, в которые играют люди. Психология. Упражнения. Тренинг

К тому же вы не будете отдавать себе отчет в том, как себя ведете: задаете ли вы вопросы в сценах или предлагаете решения, двигаетесь ли телом или стоите на месте, слышите ли партнера или глушите его шквалом своих идей.

Именно «черное зеркало» позволит вам перейти в другую социальную роль. В роль режиссера собственных спектаклей и посмотреть на себя со стороны. Посмотреть на себя как на актера, которым вы способны управлять. Это почти мистическая возможность, которую нам подарили цифровые технологии и не пользоваться ею - грех.

Однако, несмотря на то, что мы уже 10 лет фотографируем свою еду, в таком важном деле как импровизация разборов видео все еще мало.
Сделайте это стандартной практикой. Смотрите на себя со стороны. Будьте профессионалами.

Далеко ходить не надо - инстаграм-дивы и тиктокеры делают миллионы дублей, прежде чем выбрать одну единственную фотку с одним единственным ракурсом и мимикой, которая наберет больше лайков.

Постоянно практикуясь в отборе красивого ракурса, рабочей стороны, удачного падения закатного света, фильтров, взмаха бровей эти люди не просто кривляются - они режиссируют себя.

Они изучают и узнают себя, свою внешность как инструмент воздействия на людей. И каждый раз, когда я слышу от артистов старого театра пренебрежительный тон в сторону инстаграмщиков и тиктокеров - я понимаю, что это лишь защита и зависть. Их цифровые методы значительно сильнее.

Ирина Горбачева и Антон Лапенко более востребованы и любимы, чем увесистые профессионалы старой школы. Потому что ТикТок и Инстаграм способны дать вам «образование» получше, чем в театральных ВУЗах и телешколах.

  1. они актуальней для зрителя
  2. обратную связь вы получаете от публики, а не от «мэтра»
  3. требования публики выше, чем требования преподавателей, которые получает зарплату за то, чтобы вам тут было весело
  4. тиктокеры видят себя в сотнях неудачных ракурсах отбирая лучшие - студенты театральных кружков видят преподавателей и друг друга

Я убежден, что при честолюбивом подходе телефон с ТикТоком актеру и импровизатору даст больше, чем бесконечные походы на кастинги.

В школах танцев - все стены в зеркалах, если их нет это просто наив. То же самое не пересматривать видео своих импровизаций и не разбирать транзакции общения, которые происходили между вашими персонажами. Не работайте в слепую.

Конечно это относится только к тому этапу развития вашей труппы, когда в ней останутся исключительно те, кто имеют амбиции впечатлять зрителя выступлениями.

Абсолютно нормально что 80% учеников на импровизационных курсах хотят потусоваться и выступить пару раз, чтобы просто почувствовать себя на сцене. Более строгое и честолюбивое отношение к делу нужно тем, кто решил стать артистом.

Видео для актера, для артиста, будь то певец, шоумен или стендап комик - это всё равно, что зеркала для танцора. Только на видео он сможет увидеть специфику своего поведения и стать улучшенной версией себя.

Также вы можете накопить несколько видео своих выступлений и обратиться к Алексею Ярцеву, автору этой стать и за индивидуальным разбором.