Двухэтажная квартира с маленькой собачкой, жизнь в полуподвале исторического дома, уникальные проходные дворы и просто старые дворы. Рассказывают читатели.
Вокруг Арбата
Нина Лихачёва
Бабушки наши, арбатские и с Гоголевского бульвара, ушли потихоньку. Осталось щемящее воспоминание детства в Кривоарбатском переулке и визиты к бабушкиной сестре, балерине Большого театра, в её чудесную двухэтажную квартирку на Гоголевском.
Там от входа в квартиру, сразу после маленькой прихожей, вниз устремлялась красивая деревянная лестница - прямо в гостиную с большим окном на два этажа. А у окна стоял сказочный рояль. И всегда у моих бабушек были маленькие собачки. Собачки, по естественным причинам, сменяли одна другую, но звали их всех одинаково - Ченка.
Дом Моссельпрома
Жила в Калашном переулке, 2/10, в доме Моссельпрома, у тети в полуподвале. Были отдельные два входа в общий коридор полуподвала. А там две "квартиры" - двухкомнатная и однокомнатная. В наших квартирках были: кухня-прихожая с газом и раковиной с холодной водой и комната метров 13 с двумя, окнами. Ванная и туалет были общими - в конце коридора.
Расселили нас всех из подвалов-полуподвалов в 1970 годы, спасибо хрущёвками. Многие наши соседи получили квартиры на улице Вилиса Лациса. Общались долгое время после переезда.
Лет 6 назад съездила и посмотрела, что теперь в нашем полуподвале - магазин цветов. А из одного нашего окна сделал вход.
Калашный переулок
Мы жили в Калашном переулке, 14, в квартире 16. Особнячок наш, бывшая усадьба Чижова, был украшением переулка. Среди жителей - много консерваторских, так как консерватория рядом — на Герцена (Большая Никитская).
Хочу напомнить про проходные дворы Калашного. Они были исключительно тайным знанием аборигенов. Пройдя через них, можно было существенно сократить путь до Суворовского бульвара (Никитский). Их было несколько, с нечетной стороны переулка.
Мы их обожали, хотя и побаивались - мрачноватыми они были, с высокими цилиндрическими помойными баками, между которыми изредка пробегали такие же мрачноватые коты. А обожали мы их за то, что в них жило исключительно гулкое эхо. Можно было покричать или просто сильно потопать. Отклик был потрясающий!
Дом для служащих Московской конторы Государственного банка, построенный в 1913 году архитектором Б. Нилусом (Никитский бульвар, 12), занимает целый квартал между Никитским бульваром и Калашным переулком и имеет пять проходных дворов, в том числе один «колодец» (там проход через арку). Чистый Петербург!
Нижний Кисловский
Родители моего отца жили на Нижне-Кисловском переулке (Нижний Кисловский), в бывшем доходном доме № 5, кв. 29. Работали они в гараже Верховного Совета, который долгое время находился в здании Манежа.
Многие годы бабушка была главбухом этой конторы. (Из Манежа гараж переехал потом на Пресненский вал). В эту комнату в коммуналке привезли из роддома отца, а потом и меня.
Наш дом - во дворе, ближе к Воздвиженке - был всегда 6-этажным, не надстраивался. А другие его строения, которые видны со стороны переулка, - 4-этажные. Они более старые и ветхие. Вход в основной дом был через старые кованые ворота, их на ночь дворник запирал. Дошкольников выпускали одних гулять во двор и были спокойны - бабульки, мамаши, няни, дворник следили, чтобы никто из них не выходил на улицу.
Во всех квартирах нашего дома был дубовый паркет и дубовые двери. Лестничные клетки - из литого чугуна, вдоль ступеней - бронзовые планки для заправки ковров, лифт, обшитый дубом, 2 х 2 м, старые медные краны. Тогда это казалось в порядке вещей, об их ценности не думали.
Lenny
Какое атмосферное фото двора двора в Нижнем Кисловском! Сразу чувствуется запах отсыревшей штукатурки и папиросного дымка, мужичок высунулся в окно втихаря покурить и перекинуться парой слов с соседом (На что снимаешь? "Зоркий"? А футбол вчера смотрел?), а рядом за окном с фикусами гремит посудой его жена и ворчит, что за пивом сходил, а за молоком сходить некому. За большим окном справа сидит старушка "из бывших" и раскладывает пасьянс. В большой комнате на третьем этаже все окна и балкон распахнуты настежь: молодежь танцует под патефон, жарко им...
Галина Цветкова
Тётушка жила на Малой Бронной в коммунальной квартире. Эта квартира когда-то принадлежала директору гимназии, но при советской власти пришлось потесниться. Оставили две комнаты, а остальные отдали нуждающимся. В этих комнатах жила дочь директора, она тоже когда-то преподавала, но в 1975 году эта была уже бабушка. У неё была прислуга тетя Лена, которая мне всегда рассказывала всякие сказки и истории, например, "Вий" Мне было 7 лет.
Рядом был вход в Театр на Малой Бронной, а окно нашей комнаты на первом этаже выходило на служебный вход.
Все воспоминания о Кисловском (и Калашном!) можно почитать здесь.
А здесь более подробные рассказы о местах, где жили авторы: