summer20 - об особнячке в Калашном переулке, где собрались интеллигентные соседи.
Вспоминаю свой Калашный переулок, 14. Номер квартиры - 16. Особнячок наш, бывшая усадьба Чижова, был украшением переулка. Среди жителей - много консерваторских, так как консерватория рядом — на Герцена (Большая Никитская). Вот они - наши соседи.
Пианистка Зина, которая вышла замуж за сына Антонио Грамши, Юлиана. Они потом сына в честь деда Антонио назвали, но это уже было после того, как мы разъехались.
Юлиан играл на флейте. В теплую погоду мы, дети, танцевали под эту чудную музыку причудливые танцы.
Джулиано (Юлиан) Грамши, сын основателя итальянской коммунистической партии Антонио Грамши, родился в Москве. Окончил Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, затем - курсы иностранных языков по специальности "переводчик". В 1950-1960 гг. работал в оркестре Театра имени Моссовета. С декабря 1962 г. преподавал итальянский язык на кафедре иностранных языков Московской консерватории.
Ольга Вианоровна и Святослав Вианорович. Она - пианистка, он - настройщик фортепьяно. Меня лет в пять попытались с помощью Ольги приохотить к музыке, но не вышло - все закончилось упражнением, называемым "собачка в конурке".
Чудесная Дора Михайловна с супругом, работавшая ученым секретарем в Институте стали и сплавов. В выходные Дора делала огромную сковородищу воздушной кукурузы в расплавленном сахаре и угощала нас, детей. В свое время она помогла моей маме с работой, и мама проработала в том же МИСиСе 40 лет.
Склок и скандалов я не помню вообще. Отношения были доброжелательные и уважительные. Возможно, от того, что жильцы были сплошь московская коренная интеллигенция. Не было мелких счетов, отдельных выключателей на каждую семью.
Взрослые ходили мыться в баню, детей до определенного возраста мыли на коммунальной кухне в корытах. Ванная и еще один туалет появились в 60-х, когда освободилась одна комнатка: мать и дочь, кстати, единственная вредная семейка на всю большую коммуналку, куда-то переехали. Детей было не много, мы очень дружили.
Наши три окна были в самом-самом центре. На подоконниках можно было спать - такой ширины они были. Потолки высоченные: некоторые соседи по мере разрастания семей делали антресоли - как второй этаж, вполне пригодный для жизни.
Кроме сада с сиренью и фонтанчиком перед домом был еще и задний двор с флигелем, в свое время, видимо, предназначавшийся для прислуги, с сараями, клумбами и несколькими столбами с бельевыми веревками. Когда копали ямы для новых столбов, несколько раз выкапывали небольшие клады с золотыми монетами - чей-то схрон.
Мама рассказывала, что чугунные ворота на ночь запирал дворник. Ему и оставляли ключи, когда уезжали во время войны в эвакуацию. Вернулись - все в целости и сохранности. В бомбежку бегали прятаться в метро - оно было прямо напротив выхода из переулка, рядом с кинотеатром "Художественный".
Играя в штандер, мы иной раз перекидывали мяч через забор, и он падал во двор японского посольства. Приходилось идти на поклон к дежурившему на входе милиционеру. Соседство с посольством дало нам исключительную возможность выучить все марки иностранных авто, которые привозили высоких гостей на регулярные посольские приемы. Когда гости разъезжались, из мегафона раздавалось: "Машина посла Румынии к подъезду!" Мы обожали эти мероприятия. Интересно было смотреть, на красиво одетых женщин и мужчин. По выходным часто можно было наблюдать японские семьи с нарядными крошками, идущими на прогулку.
Наш особнячок, который забрал себе "Совэкспортфильм", и сейчас стоит, но такой износившийся и неказистый. А тогда был - картинка. Мама моя общалась с Зиной, женой Грамши, и после переезда и рассказывала, какой талантливый ребенок у них растет.