Найти тему
Московские истории

Калашный переулок: Юлиан играл на флейте, а мы танцевали причудливые танцы

summer20 - об особнячке в Калашном переулке, где собрались интеллигентные соседи.

Калашный переулок, 14, 1984 г. Источник: "О Мокве и москвичах", архив Dosia.
Калашный переулок, 14, 1984 г. Источник: "О Мокве и москвичах", архив Dosia.

Вспоминаю свой Калашный переулок, 14. Номер квартиры - 16. Особнячок наш, бывшая усадьба Чижова, был украшением переулка. Среди жителей - много консерваторских, так как консерватория рядом — на Герцена (Большая Никитская). Вот они - наши соседи.

Фасад со двора дома Н.П. Сергеева (Калашный переулок, 12). Здесь после войны располагалось посольство Японии. 1891 - 1892. Автор: К.А. Фишер. Источник: Художественный сборник работ русских архитекторов.
Фасад со двора дома Н.П. Сергеева (Калашный переулок, 12). Здесь после войны располагалось посольство Японии. 1891 - 1892. Автор: К.А. Фишер. Источник: Художественный сборник работ русских архитекторов.

Пианистка Зина, которая вышла замуж за сына Антонио Грамши, Юлиана. Они потом сына в честь деда Антонио назвали, но это уже было после того, как мы разъехались.

Юлиан играл на флейте. В теплую погоду мы, дети, танцевали под эту чудную музыку причудливые танцы.

Джулиано (Юлиан) Грамши, сын основателя итальянской коммунистической партии Антонио Грамши, родился в Москве. Окончил Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, затем - курсы иностранных языков по специальности "переводчик". В 1950-1960 гг. работал в оркестре Театра имени Моссовета. С декабря 1962 г. преподавал итальянский язык на кафедре иностранных языков Московской консерватории.

Ольга Вианоровна и Святослав Вианорович. Она - пианистка, он - настройщик фортепьяно. Меня лет в пять попытались с помощью Ольги приохотить к музыке, но не вышло - все закончилось упражнением, называемым "собачка в конурке".

Калашный переулок, дом 3, 1985 г. Автор Панков А. С.
Калашный переулок, дом 3, 1985 г. Автор Панков А. С.

Чудесная Дора Михайловна с супругом, работавшая ученым секретарем в Институте стали и сплавов. В выходные Дора делала огромную сковородищу воздушной кукурузы в расплавленном сахаре и угощала нас, детей. В свое время она помогла моей маме с работой, и мама проработала в том же МИСиСе 40 лет.

Калашный переулок, дом 9, 1980 – 1984 г. Источник: "Москва и москвичи", архив Dosia.
Калашный переулок, дом 9, 1980 – 1984 г. Источник: "Москва и москвичи", архив Dosia.

Склок и скандалов я не помню вообще. Отношения были доброжелательные и уважительные. Возможно, от того, что жильцы были сплошь московская коренная интеллигенция. Не было мелких счетов, отдельных выключателей на каждую семью.

Взрослые ходили мыться в баню, детей до определенного возраста мыли на коммунальной кухне в корытах. Ванная и еще один туалет появились в 60-х, когда освободилась одна комнатка: мать и дочь, кстати, единственная вредная семейка на всю большую коммуналку, куда-то переехали. Детей было не много, мы очень дружили.

Тот самый сын Юлиана и Зины - Антонио Грамши, ученый, педагог, мультиинструменталист, родившийся после расселения Калашного, 14.
Тот самый сын Юлиана и Зины - Антонио Грамши, ученый, педагог, мультиинструменталист, родившийся после расселения Калашного, 14.

Наши три окна были в самом-самом центре. На подоконниках можно было спать - такой ширины они были. Потолки высоченные: некоторые соседи по мере разрастания семей делали антресоли - как второй этаж, вполне пригодный для жизни.

Наш дом, Калашный 14. 1984 г. Источник: "Москва и москвичи", архив Dosia.
Наш дом, Калашный 14. 1984 г. Источник: "Москва и москвичи", архив Dosia.

Кроме сада с сиренью и фонтанчиком перед домом был еще и задний двор с флигелем, в свое время, видимо, предназначавшийся для прислуги, с сараями, клумбами и несколькими столбами с бельевыми веревками. Когда копали ямы для новых столбов, несколько раз выкапывали небольшие клады с золотыми монетами - чей-то схрон.

Мама рассказывала, что чугунные ворота на ночь запирал дворник. Ему и оставляли ключи, когда уезжали во время войны в эвакуацию. Вернулись - все в целости и сохранности. В бомбежку бегали прятаться в метро - оно было прямо напротив выхода из переулка, рядом с кинотеатром "Художественный".

Калашный переулок, дом 12, японское посольство, виднеется будочка охраны. 1985 г. Автор: Панков А. С. Источник: Музей Москвы.
Калашный переулок, дом 12, японское посольство, виднеется будочка охраны. 1985 г. Автор: Панков А. С. Источник: Музей Москвы.

Играя в штандер, мы иной раз перекидывали мяч через забор, и он падал во двор японского посольства. Приходилось идти на поклон к дежурившему на входе милиционеру. Соседство с посольством дало нам исключительную возможность выучить все марки иностранных авто, которые привозили высоких гостей на регулярные посольские приемы. Когда гости разъезжались, из мегафона раздавалось: "Машина посла Румынии к подъезду!" Мы обожали эти мероприятия. Интересно было смотреть, на красиво одетых женщин и мужчин. По выходным часто можно было наблюдать японские семьи с нарядными крошками, идущими на прогулку.

Наш особнячок, который забрал себе "Совэкспортфильм", и сейчас стоит, но такой износившийся и неказистый. А тогда был - картинка. Мама моя общалась с Зиной, женой Грамши, и после переезда и рассказывала, какой талантливый ребенок у них растет.