Найти в Дзене

Отношения Мастера и Маргариты с точки зрения психологии.

Новую экранизацию я пока не видела, но ажиотаж в соцсетях по ее поводу уже чувствуется. Так как в принципе, к этому произведению я отношусь хорошо, то имею, что сказать по этому поводу.

Привет! Меня зовут Ася или Птица, я таролог, литературный переводчик и редактор. Живу в деревне с дочкой, содержу этичное экохозяйство. На этом канале обсуждаю книги, фильмы, сериалы, аниме, и другие интересные мне вещи.

Многие интеллигентные дамы склонны романтизировать образы Мастера и Маргариты, принимая их за "историю настоящей любви". Школьные сочинения так же полны розовых соплей, и школьницы пишут, как они хотят быть похожи на главгероиню. И именно этого ожидают от них учителя. За нестандартное сочинение с нестандартным мнением снижают оценку - как нибудь, я расскажу, как я писала сочинение по "Грозе" Островского, где я выставила Катерину весьма слабой личностью. Но вернемся к произведению Булгакова.

Итак, Маргарита - жена богатой шишки, не уточняется кого. Она живет в шикарной, по меркам того времени, квартире, у нее есть прислуга и все материальные блага, но она мучается хандрой. Мужа она, вроде бы, не любит. Но уходить от него не собирается.

"Моя драма в том, что я живу с тем, кого не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным."

Да-да, конечно! ее держит не материальное обеспечение мужа и шикарная жизнь, а жалость. Типичные женские иллюзии. Она и сама в это, скорее всего, верит. То, что до встречи с Мастером, жизнь Маргариты была пустой и бесцельной, должно вызывать не жалость и сочувствие, а недоумение. У человека есть доступ к дорогостоящим хобби, развлечениям, возможность как-то развиваться - права и доступ к образованию у женщин тогда уже были, а связи мужа наверняка упрощали задачу, это все же ранний СССР. Но единственное, что ее интересует - отношеньки. По остальным ресурсам у нее полный ноль - но ничего страшного, главное, лябовь. Деньги ведь тоже не вполне ее, сегодня она мужу нужна, а завтра он ее на улицу выгонит, и что она будет делать? Если бы она не встретила Мастера, то «отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». Я не имею мед образования, поэтому не буду ставить диагнозы, но мы можем предположить, что Маргарита нуждалась в серьезной помощи, если вы понимаете, о чем я. Мы не знаем, как и почему Маргарита дошла до жизни такой, есть мнение, что она сделала а@орт, и это привело ее в психически нестабильное состояние. Именно поэтому ее тронула история Фриды на балу. Вобщем, осуждать я ее не берусь, но и считать ее положительным персонажем - большая ошибка, так как она обманывает мужа, а ради любовника готова, скажем так, на очень сомнительные поступки. В ММ вообще, наверное, нет положительных персонажей. Ну а Мастер, в итоге, как мы помним, и вовсе оказался пациентом. Двое, скажем так, психически нестабильных людей, нашли друг друга. Мастер ведь тоже влюбился в нее, буквально, с первого взгляда, то есть, он себе что то придумал, глядя на отвратительные желтые цветы и влюбился в иллюзию. Не мог же он ее узнать как личность, просто посмотрев на нее. А дальше, она проявляла нетипичное для нее поведение, сочетав в себе заботливую жену и музу, то есть, вряд ли она была самой собой. Но у Мастера было нечто более важное, чем она - его роман. И мы понимаем, что именно он, а не отношения, держал его на плаву. И, когда его затравили и отказались публиковать, он поехал кукухой. То есть, Маргарита что с мужем, что с Мастером находилась в зависимых отношениях - с мужем из-за отсутствия собственных материальных опор, с Мастером - из-за отсутствия духовных. У нее вообще кроме отношений не было ничего.

И вот когда ею восхищаются, и начинают ей подражать - типа она стала ведьмой из-за несчастной любви, из-за любви она заключила сделку с Дьяволом, ах, она крутая, она сильная. И вот мы имеем кучу шизотериков, готовых на сделки с самыми разными силами ради любви, которые готовы поделиться опытом в интернетах. Да нифига! Человек, готовый на все ради "любви" (именно в кавычках, потому что это не любовь, а любовная зависимость, почувствуйте разницу!)- не сильный, он слабый, он настолько зависим от этой "любви", что у него не хватает Воли подумать головой. Настоящая ведьма вряд ли будет настолько зациклена на ком-то, она выше этого и умеет принимать взвешенные решения. Для нее собственное развитие на первом месте.

И автор нам прямо намекает, что ничем хорошим все это не закончилось. В конце наши влюбленные не заслужили света, но, вроде бы, заслужили покой. Еще в школе, когда я первый раз прочитала роман, у меня были сомнения, а получат ли они этот покой в итоге? Или это такой троллинг от Воланда - персональный ад для двоих? не надоест ли им совместное посмертие, не опротивеют ли они друг другу? ведь вечность - это очень долго.

Сериал, кстати, получился годный, а кот и вовсе душка)
Сериал, кстати, получился годный, а кот и вовсе душка)