С сентября прошлого года, когда в стране были введены единые обязательные школьные программы, не утихают споры о преимуществах среднеарифметических или средневзвешенных оценок знаний.
Рекомендации Минпросвещения оставляют школам возможность выбора между ними, но явно склоняются к последним. Многие родители, да и учителя, категорически выступают за сохранение традиционной системы, когда 5 за контрольную работу суммируется с 3 за ответ у доски, делится на количество оценок (2) и выводится 4 за четверть.
Средневзвешенная оценка позволяет учесть неравнозначность разных форм проверки знаний. Решение задач домашней работы сегодня только ленивый не спишет из интернета. Понятие ГДЗ (готовые домашние задания) стало поводом для шуток у школьников всех возрастов. Сегодня учебное заведение может установить для такого рода заданий минимальный весовой коэффициент, и тогда оценка за контрольную работу будет влиять на итоговый результат четверти, например, как две домашних работы.
Естественно, что возникают поводы для споров. Что должно иметь больший вес, сочинение или изложение, тест, математический диктант или ответ у доски? А если последнее, то по вызову учителя, то есть неожиданно, или по желанию – поднял руку, и отвечаешь?
Уже не раз доходило до коллективного обращения родителей в прокуратуру с просьбой вернуть среднеарифметические оценки. Из последних примеров – случай в престижном новосибирском ИТ-лицее «Технополис». Направлены коллективные жалобы на новую систему оценок в прокуратуру и региональное образовательное ведомство. Основной повод для возмущения состоит в том, что администрация школы установила для триместровой контрольной работы слишком высокий весовой коэффициент – «4».
Если вернуться к нашему примеру с тройкой и пятеркой и взвесить оценки (результат контрольной будет умножаться на 4, а ответ у доски получит, например, коэффициент 1), то за четверть выйдет 4,6 балла. По правилам округления придется ставить за четверть 5, а не 4, как при средней арифметической.
Странно, что родители учеников новосибирского лицея оказались недовольны высоким весом контрольных работ. Такой подход, скорее всего, улучшит результаты их детей. Не секрет, что в сильных школах ответы у доски преподаватели в целом оценивают строже, чем в рядовых учебных заведениях. Средний уровень знаний там ниже, поэтому лучшим ученикам проще блистать. А общие для всех школ задания по всероссийским проверочным работам в лучших школах, как правило, большинство учеников выполняет блестяще.
Видимо в нашем случае родители выступают за строгость и всесторонность оценки. Действительно, никакая контрольная не позволит оценить знания школьника по всем критериям, которые, например, предъявляло к отличникам «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках» образца 1837 года (тогда в России ввели пятибалльную систему оценок).
«Ученик владеет наукою весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью довольно изощренною упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно выразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоинством, что уроки послужили ему только полем для упражнения самостоятельности. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а, следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знаний».
Спор между сторонниками традиционной и средневзвешенной системы оценки знаний, конечно, имеет под собой более внятную основу, чем противостояние остроконечников и тупоконечников из книги Джонатана Свифта о путешествиях Гулливера. Однако примирить стороны, похоже, смогло бы только радикальное третье решение. Например, такое, как в постановлении наркома просвещения Анатолия Луначарского от мая 1918 года «Об отмене отметок»:
«1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы».
Такая неформализованная система оценивания знаний называется в педагогической науке пассивной. В советской России её отменили уже в середине 1930-х. Вероятно из-за того, что при отсутствии журнала с оценками дискуссии в педсоветах по поводу успеваемости доходили до абсурда.
Представьте себе словесные баталии по поводу какого-нибудь второгодника, который неплох в истории, но путает интеграл с квадратным корнем. При наличии числовых оценок вопрос решился бы за пару минут. А так – добро пожаловать в стихотворение Владимира Маяковского «Прозаседавшиеся».