Найти тему
ИстАрх

"Мяч, посланный Стрельцовым, имеет глаза" (из зарубежной прессы). Часть третья. 1969 год

Окончание статьи "Мяч, посланный Стрельцовым, имеет глаза". Начало см. https://dzen.ru/a/ZcXGkg4HsA7Q7oy9 и https://dzen.ru/a/ZcY8Q9QGrygQJwsf

(...) Нет, нет, не нужно всё воспринимать прямо, ассоциация носит и здесь избирательный характер, ибо сопоставляются далёкие друг от друга явления. Но Стрельцов выдерживает эти пластические параллели. По своему игровому почерку он представляется мне близким исполнителю разумного "холодного" джаза; он действительно использует на поле все элементы для свободной импровизации (причём в его импровизациях всегда есть место партнёру, чем он и отличается от молодых Бышовца и Гершковича), но, кроме того, он не пренебрегает и уже известными решениями темы атаки - из этого соединения и создаются его композиции, а с помощью партнёров он старается придать игре многоголосое звучание.

Стиль игры Стрельцова отличается изяществом и одновременно мужеством.

И всё же Стрельцов - самая драматическая фигура в нашем футболе. Спортивные обозреватели часто употребляют для характеристики игры понятие "драматизм". Но тут уж я не могу удержаться от того, чтобы не заметить, что драматизм - это не просто переживание, не только поражение, но прежде всего столкновение желаний и возможностей, противоречие между характером и обстоятельствами. В составе сборной СССР Эдуард Стрельцов не закрепился, хотя в отборочных играх сделал всё, чтобы она попала в финал европейского турнира. С его присутствием на поле будапештского стадиона* стали связывать чуть ли не главные причины поражения от венгерской сборной, хотя всем ясно, что, кроме его вынужденной пассивности, были ещё две решающие ошибки вратаря.

Стрельцов - не палочка - выручалочка. Стоит возложить на него функцию Единственной Надежды, и он физически начинает ощущать тяжесть подобного бремени. Тогда Стрельцов проигрывает, как бывало это с Пеле, и с Бобби Чарльтоном, и с Альбертом, и с Львом Яшиным тоже. Стрельцов проигрывает, но команда может и не проиграть, если вовремя перестроить все расчёты. Перед поездкой "Торпедо" в Милан газеты писали: "Без быстрых прорывов по краю обыграть массированную защиту "Интера" будет безусловно ещё труднее, несмотря на наличие такого центрфорварда, как Стрельцов". Между тем и в некоторых играх автозаводцев, и в матчах сборной снова и снова возникала проблема партнёра как проблема самого Стрельцова. У него свои методы преодоления заслонов: хитрость, ум, техника и доверие к товарищу, чего как раз и не хватило нам в Неаполе и Риме**. Эдуард принимает тяжесть опеки на себя, но делает всё, чтобы пробился сосед. Сколько раз его тонкое взаимодействие с Бышовцом и Численко, Банишевским и Ворониным выводило советскую сборную вперёд, хотя соперники всегда тщательно караулили Эдуарда. Сколько раз и "Торпедо" благословляло его немыслимые пасы из безвыходных положений. Но часто случалось другое.

"Стрельцов, хорошо приняв мяч, сбрасывает его в штрафную площадь на набежавших партнёров, но никто из них к мячу не успевает" ("Торпедо" - "Интернационале", Москва).

"На 24-й минуте Шалимов в выгодной ситуации не использовал чудесный пас Стрельцова ("Мотор" - "Торпедо"). Припомним к тому же и удар Шалимова в штангу пустых ворот в киевском матче этого года, когда Стрельцов вывел его на удар.

Всё же есть свидетельства налаженного взаимодействия игроков нападения сборной со Стрельцовым, - и в который раз я перечитываю описания матчей на стадионах Москвы (с австрийцами), Франции, Болгарии, Мексики, Чили...

Но потом вспоминаю Неаполь и Рим**, где Бышовец, Еврюжихин, Банишевский оказались на разных берегах реки, а мощная стрельцовская переправа осталась в Москве.

Часто в играх новой смены "Торпедо" Стрельцов остаётся до обидного непонятым и одиноким. Однако его настойчивость и бескомпромиссность, быть может, одно из лучших качеств его характера. Он муштрует своей игрой молодых одноклубников, явно стремясь восстановить славу торпедовского треугольника.

Стрельцов рано или поздно уйдёт из рядов действующих футболистов, уйдёт, так и не став, быть может, соучастником самого высокого из возможных взлётов клуба и сборной. Но уроки его, которые ещё долго будут вызывать в Лужниках восхищение, не должны пропасть даром. Ни для болельщика, у которого впечатления от Стрельцова останутся как собственный эмоциональный и эстетический опыт. Ни для спорта, которому мастер невольно преподал себя. Ни для самого Эдуарда. Вот почему мы ещё не раз вернёмся к этому имени.

В. Калиш, театральный критик.

"Московский автозаводец", 10 января 1969 г.

С яндекс-картинки https://707.su/Y7FJ
С яндекс-картинки https://707.su/Y7FJ

* Поражение 4 мая 1968 г. в первом четвертьфинальном матче сборной СССР против Венгрии (0:2), неудачная игра советской команды в целом, но вспоминается попытка Эдуарда Стрельцова сыграть в центре штрафной площади венгров через себя, когда мяч сошёл с ноги... Через день после игры на переменах в школе подавляюще многочисленные поклонники "Спартака" потешались над этим эпизодом. Сердитые были ребята, не могли простить Стрельцову его вклад в успехи торпедовцев в играх с их любимым "Спартаком"... Через неделю советская сборная в повторной встрече разгромила венгров - 3:0, но Стрельцов уже не играл... - А.К.

** Имеются ввиду игры сборной СССР в финальной стадии чемпионата Европы 1968 г., ничья с Италией в полуфинале (0:0) и "поражение" по жребию и матч за третье место с Англией (0:2) - А.К.

Продолжение следует