Найти в Дзене
ИстАрх

"... худшими проявлениями персональной опеки иной посредственности удаётся вывести из себя даже олимпийски спокойного Стрельцова". 1969 год

*** Под занавес - поражение Бонн. Завершая турне по ФРГ, обладатели Кубка СССР - футболисты московской команды "Торпедо" проиграли здесь местному клубу "Бонн" - 1:3 (1:0). Итог встречи торпедовцев: две победы, одна ничья и одно поражение. "Московский автозаводец", 5 января 1969 г. С. 3. *** 23 из 16 тысяч Традиционный конкурс знатоков футбола, объявленный газетой "Советская Россия", привлёк внимание любителей футбола. Редакция получила свыше 16 тысяч ответов. Но только 23 человека оказались ближе всех к истине. Они правильно назвали трёх призёров чемпионата: киевское "Динамо", "Спартак" и "Торпедо", предсказали победу торпедовцев в финальном кубковом матче. Но никто не смог предугадать, что самых метких бомбардиров окажется сразу двое - Б. Абдураимов и Г. Гавашели. Подавляющее большинство голосов было отдано за Э. Стрельцова. Интересно, как распределились футбольные симпатии. 99 процентов болельщиков предсказали победу киевским динамовцам в чемпионате; огромным большинством (99,6 проце
Оглавление
Торпедовцы: Григорий Янец (3), Александр Ленёв (3), Михаил Гершкович (3), Эдуард Стрельцов (1). Очень странный список... - "Московский автозаводец", 2 января 1969 г. Сканировано автором ИстАрх.
Торпедовцы: Григорий Янец (3), Александр Ленёв (3), Михаил Гершкович (3), Эдуард Стрельцов (1). Очень странный список... - "Московский автозаводец", 2 января 1969 г. Сканировано автором ИстАрх.

***

Под занавес - поражение

Бонн. Завершая турне по ФРГ, обладатели Кубка СССР - футболисты московской команды "Торпедо" проиграли здесь местному клубу "Бонн" - 1:3 (1:0). Итог встречи торпедовцев: две победы, одна ничья и одно поражение.

"Московский автозаводец", 5 января 1969 г. С. 3.

***

23 из 16 тысяч

Традиционный конкурс знатоков футбола, объявленный газетой "Советская Россия", привлёк внимание любителей футбола. Редакция получила свыше 16 тысяч ответов. Но только 23 человека оказались ближе всех к истине. Они правильно назвали трёх призёров чемпионата: киевское "Динамо", "Спартак" и "Торпедо", предсказали победу торпедовцев в финальном кубковом матче. Но никто не смог предугадать, что самых метких бомбардиров окажется сразу двое - Б. Абдураимов и Г. Гавашели. Подавляющее большинство голосов было отдано за Э. Стрельцова.

Интересно, как распределились футбольные симпатии. 99 процентов болельщиков предсказали победу киевским динамовцам в чемпионате; огромным большинством (99,6 процента) знатоки предсказали победу в розыгрыше Кубка страны футболистам "Торпедо". 23 победителя получат памятные подарки газеты.

"Московский автозаводец", 8 января 1969 г.

***

Зрители и стадионы

Позади тридцатый футбольный чемпионат. Интересно, как выглядят итоги посещения зрителями 380 матчей первенства. Общее количество зрителей в 1968 году увеличилось против 1967 года на 753 тысячи человек. Но было и на 38 матчей больше. В 1967 году средняя посещаемость одного матча составила 30200 зрителей. В последнем чемпионате - 29200 зрителей.

Увеличилось число зрителей в Киеве и Ленинграде, повысился интерес к футболу в Минске, Одессе и Москве. Любопытно, что призёры последних чемпионатов занимают "свои" места и по посещаемости матчей. На первом месте - чемпионы страны киевляне. На втором - спартаковцы. Игры торпедовцев в 1968 году посетили 1 миллион 305 тысяч зрителей против 990 тысяч в 1967 году.

"Московский автозаводец", 9 января 1969 г.

* Следовательно, в 1967 г. на играх "Торпедо" в среднем на матче было 26.757 человек, а в 1968 г. - 34.342 зрителя! - А.К.

***

"Мяч, посланный Стрельцовым, имеет глаза"

В 1954 году семнадцатилетний Эдуард Стрельцов в первом своём торпедовском матче забил первый гол*. Через год, двадцать шестого июня, в Стокгольме тремя голами он принёс победу сборной СССР над шведской командой...

У нас много прекрасных спортсменов и отличных футболистов. Стрельцов среди них привлекает внимание и вызывает особые размышления. Давайте же попытаемся внимательно и заинтересовано приглядеться к нему, и мы убедимся, что его игра поддаётся не только протокольной фиксации и репортажу, но и эстетическому описанию и анализу.

Стрельцов не подчиняет девяносто минут одному результату, но умеет путь к нему, процесс его поиска сделать содержательным, захватывающе интересным и зрелищным. Ему присуща техника лаконичная, выразительная и очень конкретная. Поэтому на поле он не занимается демонстрацией мастерства, но точно это мастерство направляет и использует.

"... Атлетически сложенный, Стрельцов - это зрелый и большой мастер. Несмотря на солидный вес и рост, которые, казалось, предназначают его в форварды таранного типа, Стрельцов почти не применяет силу. Это игрок остро комбинационного плана, и его действия на ближних подступах к воротам представляют огромную опасность. Ценность такого игрока не только в индивидуальных качествах, не только в умении дирижировать оркестром форвардов. Само его присутствие на поле и стиль игры обеспечивают команде численное превосходство на том или ином участке поля" (Эленио Эрерра**).

Талант Стрельцова индивидуален, и всё же особая прелесть заключается в том, что сформировался и развился он не на пустом месте. Мне кажется, опыт Боброва и Симоняна - это начало Эдуарда Стрельцова. Продолжение его - в идеальном содружестве с Валентином Ивановым. Поначалу первую скрипку в дуэте играл нынешний торпедовский тренер, атаки определялись его замыслами, к которым Стрельцов подключался азартно и творчески. Во взаимодействии с ним и Ворониным мог проверить и испытать Эдуард свою тягу к виртуозной коллективной игре. Так формировались его взгляды на футбол, прогресс которого ему предстояло выразить своим искусством.

Сегодня Стрельцов сумел старые идеи обогатить новыми и воплотить их в игре, потребовавшей от современного мастера куда больше атлетических и интеллектуальных возможностей. Стрельцов старается быть верным этим качествам игры, но порой защитники так усердно "охотятся" за ним, так действуют на нервы худшими проявлениями персональной опеки, что иной посредственности удаётся вывести из себя даже олимпийски спокойного Стрельцова. В этом году, кажется, только Муртаз Хурцилава не запятнал своего доброго имени, переиграв Эдуарда в честном единоборстве. И сам Стрельцов, как справедливо заметил Эрерра, почти не применяет силу или уж применяет её там, где это допустимо и полезно. Он верен чистой игре, оставаясь сильным и темпераментным бойцом.

Итак, о принципах его игры. Если перевести её стиль, манеру и содержание на язык этических категорий, я назвал бы футбольный характер Стрельцова в высшей степени общительным. Он умеет вовремя и полезно предложить себя партнёрам, но нет для него большей радости, чем желание и способность товарища воспользоваться на поле его услугой. Своими передачами, по краткости и значению равными хоккейным пасам, он не раз подготавливал голы Гершковича, Шалимова, Савченко - в "Торпедо2, Бышовца, Численко и Банишевского - в сборной. В любую минуту матча он видит каждого на поле, мысленно ставит себя на его место и безошибочно определяет его задачу. Парадокс, но часто партнёры и не догадываются, что им надлежало предпринять, и избирают вариант, далёкий от остроумного и неожиданного стрельцовского предложения.

"Умение точно определить скорость полёта мяча к партнёру, способность угадать и замаскировать момент передачи для удара - вот качества, отличавшие Стрельцова от других участников матча "Торпедо" - ЦСКА. А они имеют решающее значение в заключительной фазе атаки" (из газет, 1967 г.).

он переводит мяч с фланга на фланг, если там своевременно открылся партнёр, он перебрасывает его через целые заслоны защитников прямо в ноги своему товарищу, он не глядя пяткой точно адресует его форварду и создаёт для него идеальную ситуацию... Это видят все, но противостоять этому почти никто не в силах. (...)***

"Московский автозаводец", 10 января 1969 г.

* Голос Ефима Капеляна за кадром: "Никто (даже Штирлиц) тогда не знал, что спустя всего 5-6 десятков лет ушлые газетчики станут с пеной у рта опровергать данные протокола игры "Торпедо" (Москва) - "Локомотив" (Харьков)... - А.К.

** Так в тексте; общепринятое написание фамилии: Эррера - А.К.

*** Продолжение статьи театрального критика Виктора Яковлевича Калиша (1938-2004) о Стрельцове см. в следующей выпуске ИстАрх.

***

Изображения, относящиеся к "Торпедо" и торпедовцам из журнала "Спортивные игры", №№ 11, 12 за 1968, № 1 за 1969 гг.

Григорий Янец и Слава Метревели. "Спортивные игры", 1968. № 11 (162). С. 8. С некоторой корректировкой автора ИстАрх.
Григорий Янец и Слава Метревели. "Спортивные игры", 1968. № 11 (162). С. 8. С некоторой корректировкой автора ИстАрх.
Михаил Скоков и Александр Чумаков. "Спортивные игры", 1968. № 12 (163). С. 11. С некоторой корректировкой автора ИстАрх.
Михаил Скоков и Александр Чумаков. "Спортивные игры", 1968. № 12 (163). С. 11. С некоторой корректировкой автора ИстАрх.
"Спортивные игры", 1968. № 12 (163). С. 12. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
"Спортивные игры", 1968. № 12 (163). С. 12. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
Анзор Кавазашвили. "Спортивные игры", 1968. № 12 (163). С. 20. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
Анзор Кавазашвили. "Спортивные игры", 1968. № 12 (163). С. 20. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
Михаил Гершкович. "Спортивные игры", 1969. № 1 (164). Вторая страница обложки. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
Михаил Гершкович. "Спортивные игры", 1969. № 1 (164). Вторая страница обложки. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
Давид Паис. "Спортивные игры", 1969. № 1 (164). С. 3. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
Давид Паис. "Спортивные игры", 1969. № 1 (164). С. 3. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.

Продолжение следует