Найти в Дзене
ИстАрх

"Стрельцов поднял мяч над полем, продвинулся вперёд и, когда мяч опустился к нему снова, без подготовки пробил ...". 1967/69 год

*** Продолжение статьи "Мяч, посланный Стрельцовым, имеет глаза". Начало см. https://dzen.ru/a/ZcXGkg4HsA7Q7oy9 (...) "Мяч, посланный Стрельцовым, имеет глаза" - это из одного зарубежного журнала. Он может и не прикоснуться к мячу, но и это станет его изощрённой и опасной передачей. "Надо было видеть, как Стрельцов в считанные доли секунды оценил обстановку у ворот, заметил, что за его спиной открывается Шалимов, и очень остроумно пропустил мяч ему" Так был забит второй гол бакинцам в прошлогодней московской встрече. Третий гол, кстати, Стрельцов забил сам. Да, он ещё и забивает. Голы его достойны отдельного описания, но не они главное содержание его игры, её, так сказать, лексика. Эдуард однажды сказал корреспонденту журнала "Юность", что предпочитает в футболе "разговаривать" на языке паса. Я хочу только добавить к этому, что пасы его метки, как афоризмы. Спортивные обозреватели порой замечают, что торпедовцы излишне "играют на Стрельцова". Однако бывают и ещё более парадоксальные эп
"Спортивные игры", 1969. № 1 (164). С. 2. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
"Спортивные игры", 1969. № 1 (164). С. 2. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
Первые сомнения... и немного о тактике игры московского "Торпедо". Из статьи М. Мержанова. "Спортивные игры", 1969. № 1 (164). С. 3-4. Коллаж автора ИстАрх.
Первые сомнения... и немного о тактике игры московского "Торпедо". Из статьи М. Мержанова. "Спортивные игры", 1969. № 1 (164). С. 3-4. Коллаж автора ИстАрх.
"Спортивные игры", 1969. № 1 (164). С. 4. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
"Спортивные игры", 1969. № 1 (164). С. 4. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
"Спортивные игры", 1969. № 1 (164). С. 4. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.
"Спортивные игры", 1969. № 1 (164). С. 4. С незначительной корректировкой автора ИстАрх.

***

Продолжение статьи "Мяч, посланный Стрельцовым, имеет глаза". Начало см. https://dzen.ru/a/ZcXGkg4HsA7Q7oy9

(...) "Мяч, посланный Стрельцовым, имеет глаза" - это из одного зарубежного журнала. Он может и не прикоснуться к мячу, но и это станет его изощрённой и опасной передачей. "Надо было видеть, как Стрельцов в считанные доли секунды оценил обстановку у ворот, заметил, что за его спиной открывается Шалимов, и очень остроумно пропустил мяч ему" Так был забит второй гол бакинцам в прошлогодней московской встрече. Третий гол, кстати, Стрельцов забил сам.

Да, он ещё и забивает. Голы его достойны отдельного описания, но не они главное содержание его игры, её, так сказать, лексика. Эдуард однажды сказал корреспонденту журнала "Юность", что предпочитает в футболе "разговаривать" на языке паса. Я хочу только добавить к этому, что пасы его метки, как афоризмы.

Спортивные обозреватели порой замечают, что торпедовцы излишне "играют на Стрельцова". Однако бывают и ещё более парадоксальные эпизоды. В играх чемпионата страны этого года мы не раз разводили руками, когда Стрельцову попросту не давали мяча - его товарищи любят поиграть с защитой соперника в одиночку. Красноречиво в этом смысле признание Михаила Гершковича в интервью Н.Н. Озерову: он сказал, что для него самое большое счастье на поле, если Эдуард забивает гол с его, Гершковича, подачи, но увы, это бывает так редко. Стрельцов, тем не менее, пользуется каждой предоставленной возможностью, создаёт их себе сам, но более всего продолжает "работать на команду", терпеливо приучая её к своим, а в общем-то, истинно торпедовским принципам.

Главная мишень - ворота соперника - всегда у него на прицеле. Его комбинации, филигранно разработанные пасы и обманные движения - не самопоказ. Иногда эти решения разбиваются о принципиальность обороны (у них две задачи: разгадать Стрельцова и отобрать у него мяч. Какая из них труднее, сказать невозможно), тогда, потеряв мяч, Эдуард ищет новый ход, новое место, где лежат ключи к секретам, на какие современный футбол оказался большим выдумщиком.

И вот, являясь на поле главным корректировщиком, направляя прицельный огонь по воротам соперника, отдавая этой напряжённой умственной и физической работе много сил и энергии, Стрельцов ухитряется ещё и больше всех забивать голов. Трудно отделаться от сравнений и сопоставлений, да и зачем от них отделываться, если они помогают ещё что-то понять. Деятельность Стрельцова на футбольном поле сродни тому, чем характерна игра выдающегося хоккеиста Вениамина Александрова, искусно распределяющего передачи, создающего своим новым молодым коллегам выгодные позиции для поражения цели, и забрасывающего редкие по красоте шайбы. Голы Стрельцова подчас не менее красивы, хотя он для этого ничего специально не делает. У него бывает так, что сама созданная им ситуация привлекает больше внимания, чем завершающий удар. Вспомним лучшие голы Стрельцова - часто само завершение весьма прозаично: катнул мяч мимо вратаря или перебросил его, или тихонько навесил в пустой угол... А если уж ударит!..

Во втором матче с "Мотором" (ГДР) Эдуард изобрёл своеобразный бумеранг: он поднял мяч над полем, продвинулся вперёд и, когда мяч опустился к нему снова, без подготовки направил его в ворота Кроя, открыв команде путь в Ташкент и Трнаву. Голы Стрельцова непохожи один на другой, а потому могут стать темой самостоятельной статьи для специалиста футбола. Нам же важно заметить, что исключительная техника этого футболиста стала лишь фактором, благодаря которому он свободно творит и импровизирует на поле.

Импровизация - это тоже качество художника. Без неё мёртв актёр, она была и остаётся основой мышления музыканта, а в современной джазовой музыке стала особенностью и исполнительской манеры. (В футболе, как и в джазе, по-своему выражен динамизм. ритмы футбола моторны, они сложны и расплывчаты. А если вспомнить, что в матче сливаются "голоса" двадцати двух исполнителей главной темы, то какой полифонией отличается футбол!)

(...)

"Московский автозаводец", 10 января 1969 г.

Окончание статьи театрального критика Виктора Яковлевича Калиша о Стрельцове см. в следующей выпуске ИстАрх.