Кукрыниксы. Мейерхольд. Скульптурный шарж. 1935
9 февраля (28 января) исполняется 150 лет Всеволоду Мейерхольду (1874—1940).
1. Вначале был просто самый, возможно, в тот момент эпатажный на свете театральный режиссёр. Его запоминающийся образ ещё до революции запечатлели разные художники. Так, Борис Григорьев изобразил Мейерхольда в нарочитой позе, в жанре гротеска:
Борис Григорьев (1886—1939). Портрет Мейерхольда. 1916
Александр Головин (1863—1930). Портрет Всеволода Мейерхольда. 1917
2. Потом был, как его называли в первое десятилетие революции, вождь Театрального Октября. Мейерхольд одним из первых среди известных деятелей сцены с восторгом принял революцию и в 1918 году вступил в РКП(б).
1922 год. В будёновке. Надпись на фото рукой Мейерхольда: «Тимону [псевдоним театрального критика Оскара Блюма]: Ты угадал. Страдал, страдаю и… буду страдать, ибо не иду ни на какие компромиссы».
Юрий Анненков (1889—1974) Портрет Всеволода Мейерхольда. 1922
1923 год. Афиша спектакля «Земля дыбом». В центре афиши — посвящение «Красной Армии и первому красноармейцу Р.С.Ф.С.Р. Льву Троцкому работу свою посвящает Вс. Мейерхольд».
Позднее режиссёру не раз припоминали это злосчастное посвящение... В 1937 году Платон Керженцев (1881—1940) писал в «Правде» в статье под заголовком «Чужой театр»: «Вторую свою постановку («Земля дыбом») В. Мейерхольд посвятил... Троцкому. Так, в 1920—1921 гг. с возвеличения предателя-меньшевика, с воскурения фимиама бывшему меньшевику и будущему подлейшему агенту фашизма, начал свою деятельность театр им. Мейерхольда».
Пётр Вильямс (1902—1947) Портрет Всеволода Мейерхольда. 1925
Кукрыниксы. Открытка. Дружеский шарж. 1920-е
В театре имени Мейерхольда. Во время репетиции
Рисунок К.Е. (Константина Елисеева, 1890—1968). 1923 год. Журнал «Красный перец». «Рождение нового театра. Акушерка Мейерхольд: «Ребёночек вышел ногами... Потому и лицом не вышел».
Рисунок Дмитрия Мельникова (1889—1966). «Надо ж понимать... В театре им. Мейерхольда готовится к постановке «Горе от ума» Грибоедова. Грибоедов: — Нехорошо, т. Мейерхольд... Нас, покойников, вы мучаете это ещё туда-сюда, но ведь публика-то — она живая!..» 1927 год
Рисунок М. Бабиченко в связи с постановкой спектакля «Горе уму» по пьесе Грибоедова «Горе от ума». «Грибоедов: — Карету мне, карету!». 1928 год
3. Не всем известно, что именно Мейерхольд был прототипом жестокого режиссёра Карабаса-Барабаса из сказки бывшего графа Алексея Толстого «Буратино» (1935). Только вместо плётки-семихвостки и бороды у реального Всеволода Эмильевича был маузер и длинный богемный шарф, конец которого он, действительно, порой засовывал в карман, как Карабас-Барабас кончик бороды... В более широком же плане «красный граф» олицетворял старое, традиционное сценическое искусство. А Мейерхольд, наоборот, представлял новаторское, революционное театральное искусство...
Карабас-Барабас в искусстве получал различные воплощения, но неизменной чертой его облика всегда бывала плётка
3. Писатель Михаил Булгаков, бывший, разумеется, противником Мейерхольда в искусстве, в повести «Роковые яйца» (1924), между прочим, предсказал ему насильственную смерть, но своеобразную: «Театр имени покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году, при постановке пушкинского «Бориса Годунова», когда обрушились трапеции с голыми боярами...»
Михаил Булгаков (1891—1940)
4. В 1935—1936 годах в советском искусстве произошёл перелом. Оно «сожигало всё, чему поклонялось и поклонялось всему, что сожигало». В более глубоком смысле этот перелом был частью большого шага навстречу крестьянству — в политике, культуре, искусстве, литературе... который во многом и обеспечил позднее победу СССР в войне. В искусстве — кино, театре, живописи — теперь тоже брали верх художественные вкусы, которые были понятны и близки вчерашним выходцам из деревни. Мейнстримом становилось то, что ещё недавно клеймили как «белогвардейское искусство». В театре это был МХАТ. Конечно, условно говоря, «голые бояре» Всеволода Эмильевича этим вкусам нимало не соответствовали. Самому режиссёру приходилось теперь выступать с речами «Мейерхольд против мейерхольдовщины».
Николай Радлов (1889—1942). Дружеский шарж на В.Э. Мейерхольда. «Ты сам свой высший суд. Мейерхольд против мейерхольдовщины». 1936
Впрочем, ещё до этого, в 1930 году, когда театр имени Мейерхольда (ГОСТИМ) с успехом гастролировал в Берлине, Михаил Чехов уговаривал режиссёра остаться в эмиграции. «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности».
5. 7 января 1938 года вышло постановление о закрытии театра имени Мейерхольда (ГОСТИМ). Уже после этого известный художник Пётр Кончаловский написал последний прижизненный портрет Мейерхольда.
Пётр Кончаловский (1876—1956). Портрет режиссёра В.Э. Мейерхольда. 1938
Никаких особых дружеских или иных отношений между художником и режиссёром до этого не было, но Кончаловский был таким же эпатажным автором в живописи, каким Мейерхольд — на сцене. Например, в декабре 1932 года он вызвал едва ли не всесоюзный скандал своей картиной «Пушкин в Михайловском», где главный русский поэт был изображён без брюк.
Возможно, такое совпадение биографий вызвало у художника сочувствие к судьбе опального режиссёра... Мы видим на холсте человека, подавленного случившимся, хотя внешняя обстановка вокруг него как будто вся дышит довольством и благополучием — его окружают пышные дорогие многоцветные ковры, здесь же лежит собачка режиссёра — фокстерьер (а домашняя породистая собака в 30-е годы тоже считалась признаком роскоши).
До ареста Мейерхольда оставалось около года, он был арестован 20 июня 1939 года. А расстрелян 2 февраля 1940 года.
Лайкните, если понравился материал!