Найти в Дзене
Лающая Рыба

Коммуникация у глухих детей.

1. Что такое коммуникация?

2. Связь коммуникации и речи.

3. Когда появляется коммуникация у ребенка и как она развивается?

4. Коммуникация у глухого ребенка.

5. Как развить коммуникацию у глухого ребенка?

6. Выводы

1. Что такое коммуникация и что она в себя включает?

Коммуникация - это процесс передачи и получения информации, идей, эмоций и мыслей между людьми. Она является основным способом взаимодействия и обмена информацией в обществе.

Рис 1.
Рис 1.

При ближайшем рассмотрении коммуникация включает в себя не только вербальное, то есть словесное общение, но и невербальные сигналы, такие как жесты, мимика, тон голоса и телесные позы, - это все называется средствами коммуникации.

Рис 2. Средства коммуникации.
Рис 2. Средства коммуникации.

Во время коммуникативного акта человек воспринимает и анализирует все средства коммуникации. Знакомо ли вам ощущение, когда вам что-то говорят, а вы чувствуете, что-то не так? Мы знаем, что мастера общения прекрасно умеют считывать информацию через невербальные средства коммуникации. А люди, не обладающие хорошо развитым пониманием этих средств, часто рискуют быть обманутыми.

2. Связь коммуникации и речи.

Коммуникация и речь тесно связаны друг с другом и взаимодополняются для успешного общения. Речь (на схеме это "слова") является частью средств коммуникации. Хорошо развитая речь способствует эффективной коммуникации, обеспечивая понимание и взаимодействие между людьми. Чем лучше развита речь, тем успешнее коммуникация. Чем лучше развито у человека понимание всех средств коммуникации, тем информативнее будет его общение. Если один или несколько каналов или средств коммуникации у ребенка выпадают, то эффективность коммуникации снижается.

3. Когда появляется коммуникация у ребенка и как она развивается?

Первая коммуникация у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. Считается, что первой коммуникацией у ребенка является комплекс оживления на появление взрослого. Ребенок начинает улыбаться маме, издавать звуки и бурно радоваться ее появлению.

Рис 3. Позже ребенок освоит и другие средства коммуникации: позы, жесты, слова. Коммуникация ребенка с каждым годом усложняется, а потом усложняется коммуникация взрослого. Некоторые люди достигают в их чтении больших высот.
Рис 3. Позже ребенок освоит и другие средства коммуникации: позы, жесты, слова. Коммуникация ребенка с каждым годом усложняется, а потом усложняется коммуникация взрослого. Некоторые люди достигают в их чтении больших высот.

Однако я и многие другие специалисты в области коррекционной педагогики придерживаются мнения, что первой коммуникацией является крик ребенка, сигнализирующий о том, что ему что-то необходимо: он голоден, ему холодно, мокро, неуютно. В ответ на крик малыша мама вступает с ребёнком в контакт. Младенец успокаивается. Когда ему снова что-то потребуется, он снова закричит. Если мама будет реагировать на крик ребенка и удовлетворять его нужды по требованию, то реакция закрепится: ребенок будет звать мать. Так у ребенка формируется рефлекс.

Рис 4.
Рис 4.

В дальнейшем в младенческом возрасте ребенок начинает реагировать не только на факт появления взрослого, но и на другие проявления коммуникации: на голос, интонацию, мимику, позы, жесты. На смысл слов ребенок начинает реагировать попозже. Пока ребенок мал, взрослый может говорить младенцу все, что угодно - и песенку, и сказку, и прочитать курс высшей математики, и квантовую физику. Но если лицо его будет выражать улыбку, голос будет ласковым, то ребенок будет счастлив, ведь он еще не воспринимает смысл слов. С тем же успехом можно рассказывать малышу сказку страшным голосом и негативным выражением лица. Ребенок отреагирует на невербальные средства коммуникации и расстроится. Это яркий показатель несоответствия сигналов от разных каналов коммуникации. Словесная (вербальная) коммуникация начинается с лепета. Если мама будет внимательно слушать своего ребенка, отвечать на его лепет лепетом (или словами), малыш начнет принимать роль говорящего и слушающего, даже если он не понимает слов. Он будет замирать, когда мама поет ему "по кочкам-по кочкам..." и покачивать его. Когда мама замолчит и покачивание прекратится, малыш примет роль говорящего: он будет повторять за мамой покачивания и издавать звуки. Ему еще нет и года, а роль и говорящего и слушающего приняты. Формируется навык поочередного слушания и говорения. Это зачатки вербальной (словесной) коммуникации. К году ребенок начинает понимать смысл некоторых слов, вслушиваться в слова и накапливать словарь. Он будет смотреть на маму или даже показывать на нее пальчиком, когда папа скажет, "где мама?". Малыш понимает слова. И чем больше становится его словарный запас, тем большее значение для него начинает приобретать смысл речевых высказываний. Когда ребенок овладевает речью, невербальные средства коммуникации, которые ранее были на первом месте, как бы отходят на второй план. Теперь они становятся фоном для основного словесного высказывания.

Рис 5. Значение разных средств коммуникации в разном возрасте.
Рис 5. Значение разных средств коммуникации в разном возрасте.

Ребенок школьного возраста уже начинает видеть несоответствие в сигналах вербальных и невербальных средства коммуникации и может заподозрить неладное. Подросток и взрослый способны распознать обман. А некоторые подростки и взрослые уже в совершенстве обманывают других, целенаправленно используя разные коммуникативные средства, как инструмент в достижении своих целей. Это просто люди, которые хорошо владеют всеми каналами коммуникации и пользуются своим преимуществом, чтобы ввести в заблуждение людей, которые ими не владеют. Мы можем поаплодировать этим артистам. )))

4 Коммуникация глухого ребенка.

Учеными были проведены многочисленные исследования возникновения комплекса оживления у слышащих детей, которые воспитываются без матери, в домах малютки, где у ребенка нет близких. Ребенку просто некому кричать, ведь нянечка или медсестра придут в установленное время ровно через три часа, поменяет малышу памперос и накормит бутылочкой. Крик ребенка-сироты не выполняет свою немножко коммуникативную функцию. Он не призывает взрослого, проблема не решается по крику. Рефлекс не формируется. Поэтому у этих детей комплекс оживления проявляется значительно позже, чем у семейных - в 4 месяца. А сам характер комплекса оживления менее выражен. Это не разница всего лишь в два месяца, это разница в два раза. Это много. В дальнейшем эти дети развиваются медленнее, чем их сверстники, поскольку этапы формирования коммуникации и речи были задержаны. Эти исследования позволяют сделать вывод о том, что...

Наличие взрослого и его общение с ребенком является необходимым условием для развития коммуникации ребенка.

...и в очередной раз доказывает, что первыми в развитии глухого ребенка (как и ребенка с другими нарушениями) принимают участие родители, а не ребенок, которого сурдопедагог (другой дефектолог) научил какому-нибудь слову.

Подкрепление первых, еще несформированных коммуникативных актов, исходит от внимательного взрослого.

Если мама будет реагировать на крик ребенка и удовлетворять его нужны по требованию, то реакция закрепится: ребенок будет звать мать. Если мама будет внимательно слушать своего ребенка, отвечать на его лепет лепетом (или словами), малыш начнет принимать роль говорящего и слушающего. Отсутствие комплекса оживления или его особенности могут говорить о том, что ребенок может развиваться не так, как нужно. Значит какой-то канал получения информации у ребенка перекрыт.

Если речь идет о глухом ребенке...

По характеру развития комплекса оживления у младенца можно уже сделать некоторые выводы. Комплекс оживления у глухого ребенка присутствует. Но, как и в случае с другими нарушениями, он может появиться позже, может быть неярко выраженный и может быть специфичным. При этом чем хуже состояние слуха, тем сильнее проявление особенностей комплекса оживления у ребенка. Слабослышащие дети такими особенностями не отличаются, поэтому определить слабослышащих детей на этом этапе практически невозможно. (Снова возвращаемся к инструментальным методам диагностики слуха) У глухого ребенка перекрыт один канал восприятия - это восприятие звука. Однако глухой ребенок об этом не знает. Он прекрасно реагирует на зрительные раздражители. Реакцию на звуки им может заменить повышенная вибрационная чувствительность.

Глухой ребенок, как и слышащий, кричит, плачет, тянет к маме ручки, радуется ее появлению, гулит, гукает. До двух месяцев глухой ребенок ничем не отличается от слышащего. Мама, контактируя с глухим ребенком, нецеленаправленно развивает его коммуникативные навыки. Однако они развиваются с особенностями. Закрытые каналы не получают развития, уступая весь объем внимания глухого ребенка доступным каналам - мимика, позы, жесты. Начинают появляться предпосылки к специфичному развитию психической деятельности.

Рис 6. Сравнительная характеристика значимости разных средства коммуникации для глухого и слышащего ребенка в разные возрастные периоды.
Рис 6. Сравнительная характеристика значимости разных средства коммуникации для глухого и слышащего ребенка в разные возрастные периоды.

Что мы видим? В определенный момент развития, невербальные средства коммуникации начинают обретать все большее значение для глухого ребенка, в то время, как речь - все меньшее. То, что становится более значимым в коммуникации слышащего ребенка, отходит за задний план у глухого, а то, что становится значимым у глухого ребенка, отходит на задний план у слышащего. (Мимика и выражение лица остаются значимыми для обеих групп детей.) Ведущие средства коммуникации у обеих групп детей расходятся в разные стороны, чего не было на более ранних этапах их развития. Наиболее ярко этот момент подчеркивает наличие в каждой стране и во многих городах обществ глухих, в которые не вхожи большинство слышащих, и, если можно так сказать, общество большинства слышащих, в которых мы редко видим глухих. Однако не все так ужасно, случаи интеграции нередки. Но об интеграции мы будем говорить в другой статье.

Ребенок, родившийся глухим, не получает врожденное ограничение коммуникации. Ограничение коммуникации у глухого ребенка - не врожденная особенность, а следствие формирования специфики психического развития. Способности глухого ребенка нужно вырастить вместе с ребенком. Изначально глухой ребенок не менее контактен и не менее коммуникативен, чем его слышащие сверстники.

В дальнейшем, когда речь становится основным средством коммуникации у детей с нормальным слухом, глухой ребенок не может полноценно общаться в обществе, в котором основным средством общения является словесная речь. И вот теперь, в 5 и более лет, глухой ребенок, находясь в обществе большинства слышащих, становится ограничен в коммуникации.

Рис 7. Глухой и слышащий ребенок общаются, используя разные коммуникативные средства. И чем сильнее и раньше возникло нарушение слуха, тем в большей степени глухой ребенок будет отличаться.
Рис 7. Глухой и слышащий ребенок общаются, используя разные коммуникативные средства. И чем сильнее и раньше возникло нарушение слуха, тем в большей степени глухой ребенок будет отличаться.

Глухой и слышащий ребенок общаются, используя разные коммуникативные средства. И чем сильнее и раньше возникло нарушение слуха, тем в большей степени глухой ребенок будет отличаться от слышащих. И от обратного: чем лучше слышит ребенок, тем в меньшей степени на его коммуникативных навыках будет отражаться нарушение. Тем позже будет проявляться разница между глухим и слышащим ребенком. Она может даже не возникнуть, если вовремя принять меры.

Рис 8. Мамы рассказывают детям сказку. Все трое детей не понимают смысла, о чем говорит мама.
Рис 8. Мамы рассказывают детям сказку. Все трое детей не понимают смысла, о чем говорит мама.

Ситуацию может исправить как можно более раннее слухопротезирование. Оно откроет ребенку с нарушением слуха канал восприятия звука. Ребенок начнет воспринимать интонацию, речевые и неречевые звуки, слова, паузы. Начнет прислушиваться, когда кто-то говорит. И может быть побубнивать в ответ. Он начнет принимать роль говорящего и роль слушающего. Слух станет неотъемлемой частью коммуникации ребенка. Даже, если у ребенка большая потеря слуха. Если реакция есть, только на громкие звуки, значит ребенок развивается прямо сейчас. Глухой ребенок по своим способностям становится ближе к слабослышащему, слабослышащий приближается по своему состоянию к слышащему.

Рис 9. Мамы рассказывают детям о квантовой физике. Все трое детей на схеме не понимают смысла речевого высказывания. Возможно некоторые мамы сами не понимают, о чем они сейчас говорят. Они просто привыкли говорить.
Рис 9. Мамы рассказывают детям о квантовой физике. Все трое детей на схеме не понимают смысла речевого высказывания. Возможно некоторые мамы сами не понимают, о чем они сейчас говорят. Они просто привыкли говорить.

Ситуация может выглядеть даже так и случаев немало:

Рис 10. Мамы рассказывают детям содержание этой статьи. Все трое детей по-прежнему не понимают, о чем она говорит. Но им явно нравится общаться.
Рис 10. Мамы рассказывают детям содержание этой статьи. Все трое детей по-прежнему не понимают, о чем она говорит. Но им явно нравится общаться.

Конечно, коррекция развития высших психических функций еще потребуется: слух, восприятие, память, речь, мышление, внимание... Но если слуховые ощущения включены в средства коммуникации ребенка, у него с младенческого, с раннего возраста формируется необходимость в них. Если протезировать ребенка до года, слух становится не целью, а средством коммуникации, инструментом получения информации и познания. Слух - цель или средство? Ответ на этот вопрос коренным образом меняет дальнейший путь развития ребенка. Да, возможно в некоторых случаях слух глухого ребенка будет неполноценным инструментом. Это вопрос дальнейших мероприятий по коррекции нарушений.

В чем, собственно, сложность?

1. Слуховые ощущения не являются для глухих детей средством коммуникации. У них перекрыт этот канал получения информации.

2. Глухие дети не приучены вслушиваться в слова. Они лишены возможности считывать информацию со слов и с тона голоса. При этом если слухопротезирование произошло поздно, значение слуховых ощущений для этого ребенка остается за второстепенном месте.

3. Дети не приобретают навыка общения словами. Даже если слова словарном запасе у них есть, они не принимают роли говорящего и роли слушающего. Этому необходимо учить.

4. Отсутствие аппарата не должно стать препятствием в коммуникации глухого ребенка. Некоторые родители и педагоги ошибочно полагают, что детям необходима только словесная коммуникация или только невербальные средства коммуникации. И то, и другое ведет к ограничению ребенка в коммуникации. Необходимо использовать все средства коммуникации для глухого ребенка, постепенно увеличивая значимость словесной коммуникации.

5. Дети с низким слухоречевым опытом и без жестовой речи ограничены в коммуникации.

5. Как развить коммуникативные навыки у глухого ребенка?

Перед нами стоит задача:

Развитие коммуникативных навыков у ребенка с нарушением слуха и увеличение значимости вербальных средств в процессе коммуникации у ребенка с нарушением слуха.

Для решения этой задачи нам необходимо:

1. Как можно более раннее слухопротезирование любым доступным способом - слуховой аппарат или имплант. И если имплант прямо завтра недоступен, то завтра на ребенка можно надеть слуховой аппарат. Сейчас есть аппараты, которые частично компенсируют 4 степень тугоухости. С полной глухотой сложнее. Но и встречается она среди группы глухих детей не так часто. Да, представьте себе, в группе глухих детей не все дети тотально глухие.

2. Регулярно и постоянно (кроме сна и водных процедур) необходимо использовать технические средства - слуховые аппараты или кохлеарные импланты

3. Поддержка и понимание: важно создать поддерживающую и понимающую обстановку, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и мог свободно развивать свои навыки общения. Низкие речевые способности не должны стать препятствием к коммуникации.

4. Родителям необходимо быть внимательным к ребенку. Родители - взрослые люди. Они могут догадаться, что необходимо ребёнку. Нельзя оставлять попытки ребёнка вступить в коммуникацию без внимания просто потому, что ребенок не обращается речью. Однако если родители нацелены на обучение ребенка устной речью, им необходимо максимально приблизить коммуникацию ребенка к речи.

5. Развитие невербальной коммуникации: помимо языка, помогайте ребенку развивать невербальные способы передачи информации, такие как естественные (или, если это возможно, специальные) жесты, мимика и другие средства. В помощь может быть коммуникативная книга, по которой ребенок может сказать, что ему нужно: есть, пить, на ручки. Даже если родители настроены обучать ребенка только устной речи, книга может быть полезна: ребенок может не только показывать картинку, но и говорить: сегодня он скажет "и!" На картинку "пить", через полгода он скажет "пи!", ещё через полгода "пить", а ещё через полгода слово преобразуется во фразу.

6. Повышать значение словесной речи в коммуникации. Сначала родители "понимают" ребенка по картинке, потом постепенно переходят к слову, состоящего из одного звука, а потом к фразе. Необходимо радоваться, если ребёнок что-то произносит. Не нужно требовать устную речь, нужно радоваться ей. Используя доступные ребёнку средства коммуникации, нужно постепенно повышать значение устной коммуникации. Если родители нацелены на обучение ребенка устной речью, им необходимо максимально приблизить коммуникацию ребенка к речи. Иными словами - показать ребенку, что нужно сказать в данном случае. Если у ребенка низкий навык общения, но он просит маму дать ему игрушку, то папа может попросить эту игрушку у мамы: "мама, дай! Дай би-би/машину". А потом предложить ребёнку сделать то же самое. И мама демонстративно поймёт, чего хотел ребенок, и выполнит его просьбу, даже если ребенок скажет 1 слово.

7. Вступление в устную коммуникацию. На любое устное высказывание глухого малыша необходимо реагировать вступлением в устную коммуникацию. Нужно показать свою реакцию, как вы услышали его. Подпрыгнуть, повести ухом, если это возможно, (а если невозможно - научиться шевелить ушами), приблизиться к малышу, к его уху, чтобы поговорить... Нет не нужно бежать к нему поближе, потому что он глухой! Нужно прибежать к нему, потому что вы его любите, хотите обнять и поговорить (и между делом поближе к уху). Общайтесь, всем своим видом показывая, что вы слушаете его своими ушками. Малыш считывает поведение взрослого! Если взрослый слушает, то и ребенок будет копировать поведение взрослого. Он будет слушать.

8. Говорите с ребенком, улыбайтесь чаще, привлекайте его внимание к своему говорящему лицу. Это будет способствовать развитию навыка чтения с губ. Ребенок будет хотеть вступать в устную коммуникацию, что-то говорить, если классный говорящий взрослый будет симпатизировать ему. Ведь говорить - это здорово!

6. Выводы

Коммуникация - это процесс передачи и получения информации, идей, эмоций и мыслей между людьми. Она включает в себя вербальные (словесные) и невербальные средства коммуникации (поза, жесты, мимика).

Коммуникация - это социальный процесс. Первый социум, в который попадает любой ребенок - это семья. Наличие взрослого и его общение с ребенком является необходимым условием для развития коммуникации ребенка.

Глухой ребенок не менее контактен и не менее коммуникативен, чем его слышащие сверстники.

Глухой ребенок ограничен в коммуникации, однако ограничение коммуникации - не врожденный дефект развития, а следствие формирования специфики психического развития. Способности глухого ребенка нужно вырастить вместе с ребенком.

Глухой ребенок испытывает трудности в словесной коммуникации, но эти трудности обусловлены не только нарушением слуха и речи, но и ограниченным коммуникативным опытом.

Предыдущая статья - "Речевая активность"

Следующая статья - "Второй секрет коррекции или волшебная таблетка от глухонемоты - 2"