1. Что такое речевая активность?
2. Связь речи и речевой активности.
3. Когда и как появляется речевая активность у ребенка?
4. Речевая активность у глухого ребенка.
5. Как развить речевую активность у глухого ребенка?
6. Вывод.
1. Что такое речевая активность?
Речевая активность ребенка - это его способность и готовность использовать речь для коммуникации и выражения своих мыслей. Предпосылки для формирования речевой активности закладываются в младенчестве.
2. Связь речи и речевой активности у ребенка.
Взаимосвязь между речью и речевой активностью начинается с младенчества. Ребенок начинает проявлять свою речевую активность, используя простые звуки, чтобы привлечь внимание взрослых. В ответ на это, взрослые начинают взаимодействовать с ребенком, удовлетворяя его нужды. Постепенно, ребенок начинает осваивать звуки, а затем слова, и его речевая активность становится более сложной. Он начинает использовать слова для обозначения предметов, действий и эмоций, для получения информации и для выражения своих мыслей. С одной стороны речевая активность толкает вперед развитие речи, а с другой - развивающиеся речевые способности повышают речевую активность. Речь и речевая активность ребенка способствуют развитию у ребенка социальных навыков, представлений об окружающем мире и мышления.
2. Когда и как появляется речевая активность?
Первая речевая активность появляется у ребенка примерно в 3-4 месяца. Ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Вначале в арсенале ребенка преобладают гласные звуки: а, ы, у, о. Позже добавляются и согласные: г, к, м, н. А в дальнейшем сочетания звуков, например «г» и «у»: «гу-у». Сочетания звуков перерастают в лепет. Постепенно ребенок начинает соотносить звуки с объектами и явлениями. Таким образом у ребенка появляется и развивается в дальнейшем речевая активность.
Круг закольцовывается. У рожденного слышащим ребенка постепенно формируется связь между слуховыми ощущениями и непроизвольно произносимыми звуками, ребенок учится контролировать движения артикуляционного аппарата, ориентируясь на слух, слушает себя, окружающих и оттачивает мастерство. Звуки речи приобретают значимость в его жизни. Ребенок все больше, и больше проявляет свою речевую активность.
Как этот процесс происходит у глухого ребенка?
4. Речевая активность глухого ребенка.
У детей с нарушениями слуха речевая активность тоже проявляется, но со временем она снижается и исчезает. У полностью глухого ребенка присутствуют этапы гуканья и гуления, так же могут возникнуть слоги, но не возникает цепочек лепета (не путать с лепетными словами!) из повторяющихся слогов с модулированием голоса. У слабослышащего ребенка и лепет, и модулирование голоса могут присутствовать и даже усложняться. Дети, родившиеся с частичным или с нормальным слухом, но оглохшие, могут проявлять другие особенности, - в зависимости от степени нарушения, его характера и времени возникновения они могут отличаться. Уже на этом этапе все очень индивидуально. Чем сильнее потеря слуха у ребенка, чем раньше возникло нарушение, тем быстрее снижается речевая активность вплоть до полного ее исчезновения. В целом речевая активность у детей с нарушениями слуха постепенно снижается и исчезает.
Глухой ребенок не оттачивает способность произносить звуки. Лепет не возникает, не усложняется. Слова, которые произносят окружающие, не несут смысловой нагрузки для слабослышащего ребёнка и вообще не воспринимаются глухим ребенком. Речевая активность сходит на нет. Активность и внимание ребенка направляются в другое русло. Начинает развиваться специфика формирования высших психических функций от слухового восприятия к целостному восприятию, специфичность приобретает внимание, память, речь, мышление и личность. Да, вот так далеко, широко и глубоко нарушение слуха отражается на развитии ребенка, если вовремя не предпринять меры по коррекции нарушений.
Что же делать?
5. Как развить речевую активность у глухого ребенка?
1. Слухопротезирование любым доступным на сегодняшний день способом.
2. Поддержка и стимулирование речевой активности у глухого ребенка начинается с младенчества, когда она только появилась. Важно вовремя ее подхватить и начать развивать.
Если протезировать ребенка рано, то речевая активность своевременно получает подкрепление и развивается. Даже если ребенок слышит очень плохо, формируется психологическая способность и потребность к речевой активности. Если родители внимательно слушают ребенка, реагируют на него, то в дальнейшем у ребенка формируется и усиливается способность и потребность коммуникации. Это одна из многочисленных причин, почему так важно носить слуховые аппараты даже при большой потере слуха, даже если ребенок ещё маленький или, как кажется некоторым родителям, "еще ничего не понимает". Как и в норме, круг закольцовывается. У ребенка с нарушением слуха постепенно формируется связь между слуховыми ощущениями и непроизвольно произносимыми звуками, ребенок учится контролировать движения артикуляционного аппарата, ориентируясь на слух, слушает себя, окружающих и оттачивает свое мастерство. Слуховое восприятие развивается, постепенно открывая для ребенка новые возможности. Звуки речи приобретают значимость в его жизни. Ребенок все больше, и больше проявляет свою речевую активность. И чем раньше замкнулся круг, тем ближе к норме будет развиваться малыш. Ребенок начинает хотеть слышать. Ничто уже не сможет остановить ребенка, который ХОЧЕТ говорить и слышать.
6. Вывод.
1. Постоянно (кроме сна и водных процедур) ребенок должен носить слуховые аппараты или процессоры.
2. Развивать слуховое восприятие в том состоянии слухового анализатора и при наличии такого слухового протеза, который доступен сейчас, будь то КИ, СА или голое ухо. Не ждите, когда проблему решит время, сурдопедагог и КИ. Творцы чудес - сами родители.
3. Способствовать развитию и лепета.
4. Поддержка речевой активности ребенка. Положительно реагировать на любые высказывания малыша.
5. Стимулирование речевой активности. В первую очередь, это необходимость слушать своего ребенка. Так же это общение, чтение, развитие и игры.
Предыдущая статья: "Мне кажется, что ребенок начал говорить"
Следующая статья: "Коммуникация"