И поныне в глухой сельской глубинке можно наблюдать странные заброшенные сооружения искусственного происхождения - силосные ямы, являющиеся наследием развалившихся советских колхозов и совхозов.
Порой доходит до того, что даже местные жители не имеют представления об их былом предназначении, зато детвора с удовольствием использует ставшие ненужными ямы в своих играх и забавах, бегая по плитам и прячась в перегородках между ними.
Силос всегда являлся одним из ценнейших разновидностей корма для сельскохозяйственных животных - коров, лошадей, овец. Если в летний период те вполне обходились зеленью на пастбищах, то вот зимой на выручку приходили сено с силосом. Последний представлял ту же самую зелёную массу, но только законсервированную - с полной изоляцией силосуемой массы от доступа воздуха. Вкус у него был кисловатый, однако по питательности силос значительно превосходил большинство других разновидностей зимних кормов, включая сено.
В нашей деревенской жизни основой для силоса являлась любая «зелёнка», специально выращиваемая для последующей закладки. В начале 1970-ых для этих целей активно использовался сочный борщевик, который только-только начал культивироваться в совхозе и районе. Надои у коров стали расти не по дням, а по часам! Тогда это было совсем иное (безвредное) растение, при уборке которого мы с братом (тогда ещё школьники) голыми руками разравнивали зелёную массу по тракторной тележке, прицепленной к кормоуборочному комбайну. Без каких-либо последствий для здоровья. Позднее в результате мутации он приобрёл свои нынешние качества и стал непригодным для использования в качестве корма скоту.
Во все времена для скота силос считался настоящим деликатесом. Его раздавали один раз в день и в ограниченном количестве. Помню, когда в середине 1970-ых пришлось некоторое время работать в совхозной полеводческой бригаде и заниматься подвозом силоса на деревенскую ферму, коровы и молодняк от одного только его запаха начинали сходить с ума: раздувая ноздри и мыча, окончательно забывали о надоевшем сене.
Поэтому заготавливали силос впрок и в максимально большом количестве. Вот как это происходило.
Свежескошенную и измельчённую зеленую массу с полей сразу же отвозили в подготовленные ямы (их у нас ещё называли буртами). Обычно их глубина составляла от двух до трёх метров. Тракторист заезжал сразу в яму и переворачивал тележку. После трёх-четырёх таких «ходок» рабочие-полеводы тут же начинали равномерно разравнивать её по всему периметру ямы, обильно пересыпая солью. По ходу заполнения силосных ям в дело включался гусеничный трактор-бульдозер, начинавший уплотнять заложенную массу. Особенно тщательно он старался у стен, чтобы не допустить последующего нагревания зелёной массы сверх требуемой температуры. Каждая такая яма «загружалась» послойно в течение двух-трех дней, после чего её присыпали земляным слоем для изоляции от воздуха и атмосферных осадков.
Единственным неудобством земляного укрытия являлось то, что зимой приходилось немало помучиться со снятием смерзшейся земли. Зато такой силос, хорошо «притоптанный» трактором и основательно «упакованный», мог храниться в силосной яме несколько лет без потери своих свойств, а животноводы - радовать своих бурёнок полезным и питательным кормом.
Поначалу в местном колхозе (он был создан в 1932 году) самыми первыми примитивными хранилищами для силоса были обычные ямы произвольной глубины, ширины и длины. Во избежание осыпания стен их делали наклонными, причём ширина ямы уменьшалась ко дну.
Позднее повсеместно в округе стали устраивать ямы-силосохранилища с вертикальными стенами, выложенными из кирпича на цементном растворе. Именно три таких, получивших у местного населения название «глиняные ямы», были сооружены в послевоенное время на окраине нашей деревни по соседству с выгоном для выпаса скота. Были они прямоугольной формы глубиной около 8 метров, а между собой разделены стенами. Летом ямы под завязку забивались силосом и являлись одним из любимых мест для игрищ деревенской детворы: по мере заполнения травяной массой те с восторгом прыгали в ямы и резвились в них! Одним из наших развлечений было хождение в период закладки силоса по межямовым перегородкам (их ширина не превышала 30 см.). Регулярно при этом ребятня устраивала соревнования, пытаясь столкнуть друг друга с перегородки в яму. Ничего, кроме радости и смеха, это не вызывало!
Одно время в ямах (те «зёленкой» заполнялись поэтапно) стали яйценосить куры одной из местных жительниц. Мы удивлялись, как они умудрялись забираться на такую глубину! Тем не менее, регулярно по утрам (кто кого опередит!) спешили опустошить обнаруженные кладки. Жаль, зловредная хозяйка вскоре нас выследила и устроила взбучку...
Главным недостатком наших «глиняных ям» было неудобство при использовании техники в ходе загрузки зеленой массы и выемки готового силоса. Поэтому многие трудоёмкие процессы приходилось осуществлять вручную. Да и находились они далековато от животноводческих объектов. Во многом из-за этого в конце 1960-ых силос в деревне стали закладывать в земляные карьеры - так было удобнее и экономичнее.
А так любимые детворой прежние кирпичные «глиняные ямы» оказались заброшены. Некоторое время они пустовали, нещадно поливаемые дождями и засыпаемые снегом. Мы же переключились на новую забаву: приходили сюда с рогатками и «воздушками» и практиковались в стрельбе по лягушкам. Потом ямы превратились в место для свалки бытовых отходов и дохлой скотины, а вскоре были засыпаны землёй. Так они там и покоятся...
Читайте мои последние публикации на канале:
- Пьянство в советской деревне: удалось ли разорвать замкнутый круг?
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!