Найти тему

Центр «АтмосферА»

Оглавление

Центр «АтмосферА» объединяет несколько образовательных пространств, где созданы условия для совместного интеллектуального развития взрослых и детей, в том числе с особенностями развития здоровья, а также для обмена опытом социальных предпринимателей.

Каким образом в центре устроено обучение детей и как он становится точкой развития территории, читайте в новом кейсе нашего каталога «Социальное предпринимательство».

РЕШАЕМАЯ ПРОБЛЕМА

Поселок Муромское Зеленоградского округа находится в 24 км от Калининграда и 9 км от Балтийского моря. До 1946 года он назывался Лаптау, что в переводе означает «местность, где водится много лис». Когда-то эта территория принадлежала Тевтонскому ордену, здесь находился каменный замок Лаптау, а неподалеку от него была построена кирха (немецкая церковь). В XIX веке в поселке работала церковно-приходская школа, на месте которой позже, уже в Советское время, была открыта начальная.

Население Муромского на сегодняшний день — около 800 человек. В поселке есть библиотека, клуб, но нет детского сада и школы (она была закрыта 30 лет назад). У детей в поселке нет такого места, где можно было бы заниматься инженерно-техническим творчеством, развивать hard и soft skills. Тем временем, по данным hh.ru, в 2021 году спрос на программистов в России вырос на 72% всего за год. Рынку нужны специалисты, умеющие работать в команде и самостоятельно, хорошо разбирающиеся в информационных технологиях, готовые трудиться и достигать результат.

Помощь в профориентации подросткам, проживающим в поселке, знакомство с робототехникой и программированием — это шанс для развития их потенциала и подготовки к профессиям будущего.

Именно здесь на руинах Тевтонского замка и школы, которой больше ста лет, предприниматель из Калининграда Юлия Таранова решила создать пространство для тех, кто «думает и созидает». Так появился образовательный интеллектуальный центр «АтмосферА», открывший свои двери 22 сентября 2023 года.

«Когда я приехала сюда первый раз, территория бывшей школы была в абсолютном запустении. Была осень, светило солнце, рядом росли столетние деревья, я подумала: «Как же здесь потрясающе! Надо восстанавливать школу и создавать пространство, где будет хорошо и детям, и взрослым». Наши поселки — это точки роста. Хочется, чтобы у детей здесь были возможности для развития. Как и, наверное, многие из калининградцев я не знала про существование такого поселка Муромское. А теперь я уверена, что скоро все будут знать о нем не только в Калининградской области, но и в России», — рассказывает Юлия Таранова.

На базе центра проводятся обучающие занятия для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в виде лагерных смен по программированию и робототехнике. Дополнительно «АтмосферА» выступает площадкой для подготовки школьных команд к соревнованиям и олимпиадам по робототехнике и программированию: Всемирная олимпиада роботов (World Robotic Olympiad, WRO), «Робофест», «Янтарный робот», хакатон KDHACK и др. Также на базе центра планируются различные мероприятия калининградской Ассоциации социальных предпринимателей, президентом которой является Таранова. Так, в день открытия «Атмосферы» прошел мастер-класс по лозоплетению от «Женской столярной мастерской многодетной мамы», а студия «Ксюнина радость» угощала гостей полезными десертами (без сахара, масла, муки).

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

Юлия Таранова уверена, что каждый ребенок гениален. И если фокус государства направлен на поддержку одаренных детей, то предприниматель считает, что для развития потенциала любого ребенка нужна особая «атмосфера», которая раскроет его талант.

Первое направление работы центра «АтмосферА» — обучающие занятия для детей, в т. ч. с ОВЗ. С 2015 года в другом проекте Тарановой — «Академии гениев» — детей учат робототехнике и программированию. Теперь «Академия гениев», помимо Калининграда, работает и на базе «Атмосферы» в пос. Муромское. Занятия проходят в мини-группах, чтобы ребенок смог в полной мере применить знания и получить обратную связь от преподавателей. Кроме того, для каждого ученика разрабатывается индивидуальная траектория развития. Обучение робототехнике и программированию постепенно усложняется. Финал каждого курса — презентация и защита своего проекта перед аудиторией. На выходе подросток получает портфолио проектов, которое может способствовать поступлению в университет.

Преподаватели «Атмосферы» — выпускники технических и педагогических университетов, которые любят работать с детьми и регулярно проходят курсы повышения квалификации.

-2

Второе направление — лагерные смены по программированию и робототехнике для детей и подростков со всей России и ближнего зарубежья. Так, для групповых занятий оборудовано 3 зала, большая кухня, костровая зона (для вечерних посиделок), а также 11 номеров для проживания. В год «АтмосферА» может принять 1,5 тысячи человек. Для участия в программах нужно оставить заявку на сайте. На выбор предлагается несколько тарифов — от частичного до полного погружения в образовательную программу, есть также специальный тариф «Добросфера» — дети с ОВЗ участвуют в сменах бесплатно. В здании центра создана доступная среда.

По задумке основателя, в «Атмосфере» дети и родители могут проживать совместно. Пока дети учатся IT-технологиям, родите ли занимаются йогой, яхтингом, рыбалкой, обсуждают прочитанные книги в литературном клубе.

Третье направление — подготовка школьных команд к соревнованиям и олимпиадам. Центр «АтмосферА» — участник федерального проекта «Код будущего», позволяющего школьникам 8-11 классов и студентам колледжей пройти бесплатное обучение популярным языкам программирования. Ученики получают знания и навыки, которые могут пригодиться для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и участия в олимпиадах. Обучение позволяет примерить на себя роль IT-специалиста и определиться с будущей профессией.

Основатель центра «АтмосферА» Юлия Таранова выступает также организатором региональных и федеральных мероприятий для детей в области инженерно технического направления. Так, подростки 14−18 лет Калининградской области ежегодно участвуют в хакатонах по робототехнике KDHACK. Это командные соревнования, в которые входит решение комплексной задачи за определенный промежуток времени. Например, в ходе таких соревнований дети создают робота-пожарного, который сможет ликвидировать очаги возгорания в самых сложных условиях, куда не сможет добраться человек, или робота, который может выдавать анализы в отдельном окне регистратуры для ускорения процесса выдачи результатов и уменьшения очереди. Хакатоны проводятся в рамках фестиваля «Цифровое будущее России».

Четвертое направление — развитие социального предпринимательства в Калининградской области. На базе центра «АтмосферА» социальные предприниматели могут обмениваться опытом, проводить мастер-классы, обсуждать решение актуальных вопросов.

ДОСТИЖЕНИЯ И НАГРАДЫ

  • Победитель премии «Сопричастность» за достижения в гуманитарной и социальной сферах (2017 год, Калининград).
  • Победитель Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект 2018 года» в номинации «Лучший социальный проект в сфере дополнительного образования». Организатор конкурса — Фонд поддержки социальных проектов.
  • Победитель бизнес-премии «Янтарный Меркурий», проводимой Калининградской торгово промышленной палатой (2019 год). Проект стал лучшим в номинации «Лучшее малое предприятие в сфере услуг».
  • Победитель Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель — 2020» фонда «Наше будущее» (беспроцентный заем 6 млн рублей).
  • Юлия Таранова — президент Ассоциации социальных предпринимателей Калининградской области, которая была создана в регионе в 2021 году.

ПРЯМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗА 2022 ГОД

Более 4000 детей прошли обучение робототехнике и программированию за все время существования проекта.

Франшиза «Академии гениев» представлена в 63 городах России и ближнего зарубежья.

На хакатон KDHACK в 2022 году, одним из организаторов которого выступает центр «АтмосферА», поступило 270 заявок от участников, соревновались 20 команд.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

В 2022 году преподаватели «Атмосферы» и «Академии гениев» воспитали троих победителей и одного призера олимпиады «Код будущего» в 1С. Дети получили дополнительно до 10 баллов к ЕГЭ в рамках учета индивидуальных достижений, что дало преимущество при поступлении в вузы.

Родители учеников отмечают, что успеваемость в школе по математике и информатике становится лучше, потому что ребенок видит, как это все работает на практике.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Как уже отмечалось выше, Юлия Таранова считает, что поселок Муромское, где находится «АтмосферА» — точка роста. Ее мечта — сделать Муромское интеллектуальным центром и поселком будущего.

«Когда мы все только начинали, место было в запустении. Администрация поселка пошла нам навстречу и облагородила пространство вокруг — убрала бурьян и мусор, покрасила столбы, открыла стадион и сделала велодорожки. Здесь рядом живут дети, им нужно где-то заниматься. Мне бы хотелось, чтобы у жителей поселка появился шанс на лучшее будущее. Надеюсь, наш образовательный центр «Атмосфера» им в этом поможет», — говорит Юлия Таранова.