Найти тему
Книгоник

"Двойник" - самое сложное произведение Достоевского?

Издательство Вече
Издательство Вече

Повесть великого писателя, при чтении которой кажется, что сходишь с ума вместе с главным героем.

История создания

"Двойник" - первая повесть в творчестве Фёдора Михайловича. За её создание он взялся вскоре после окончания работы над романом "Бедные люди", летом 1845 года. Тогда он был в гостях у своего старшего брата и планировал завершить произведение к концу лета. Однако работа затянулась, и "Двойник" был готов только к концу января 1846 года. Зато был опубликован дней через десять после "Бедных людей" (а именно, 1 февраля 1846 года).

Изначально повесть имела подзаголовок "Приключения господина Голядкина". Но в следующем издании писатель поменял его на "Петербургская поэма".

В творчестве раннего Достоевского чувствовался "Гоголевский дух", пока писатель ещё искал свой собственный стиль.

Молодой Достоевский (на момент публикации повести ему было всего 24 года) считал "Двойника" своим шедевром. Ещё до публикации он читал отрывки повести в кружке Белинского, где был и Иван Тургенев, и его там сильно хвалили.

Голядкин в 10 раз выше "Бедных людей". Наши говорят, что после "Мертвых душ" на Руси не было ничего подобного, что произведение гениальное и чего-чего не говорят они! С какими надеждами смотрят они на меня!

Тем не менее, после публикации повести целиком, окружение Белинского было разочаровано, как в целом и большинство читателей, которые не поняли замысел писателя.

Переживания из-за негативной оценки его работы привели к тому, что Фёдор Михайлович заболел. Его отношение к повести так же претерпело изменения и он был готов к её переработке. Однако долго откладывал это дело, а потом уже не смог - был арестован.

К переработке повести он приступил только в 1866 году, через несколько лет после возвращения из ссылки. Изначально он планировал добавить несколько новых эпизодов и сильно изменить образ Голядкина, но всё же делать этого не стал, чтобы не нарушить первоначального замысла. Он наоборот исключил некоторые чрезмерно замедляющие эпизоды, излишние размышления, часть диалогов Голядкина с двойником и часть воображаемой переписки.

В переработанном виде повесть вышла отдельным изданием в 1866 году - спустя двадцать лет после первой публикации. Теперь писатель переоценил свою первоначальную работу, посчитав, что не справился с нею. Из дневников за 1877 год:

Повесть эта мне положительно не удалась, но идея ее была довольно светлая, и серьезнее этой идеи я никогда ничего в литературе не проводил. Но форма этой повести мне не удалась совершенно <...> если б я теперь принялся за эту идею и изложил ее вновь, то взял бы совсем другую форму; но в 46-м году этой формы я не нашел и повести не осилил.

Кстати, это он говорит, уже написав четыре самых важных романа своей творческой жизни, незадолго до "Братьев Карамазовых". То есть, "Двойника" он считал серьёзнее "Преступления и наказания", "Бесов", "Подростка", "Идиота". Однако смысл "Двойника", который хотел вложить в него писатель, и по сей день вызывает вопросы...

Иллюстрация из открытых источников, автор не известен
Иллюстрация из открытых источников, автор не известен

Сюжет

Серым осенним днём просыпается титулярный советник Яков Петрович Голядкин в своей квартире на Шестилавочной улице в Петербурге и не сразу может понять проснулся ли он наконец или всё ещё видит свои беспорядочные сонные грёзы.

Однако вскоре он поднялся и собрался по важному для него делу, наняв для этого на весь день карету. Только доехать до места назначения сразу так и не решился, потому что встретил по пути своих сослуживцев и начальника. Он сильно смутился сим фактом, учитывая то, что не знал, как себя вести при этой случайной встрече. Поэтому решил повернуть назад и заехать к доктору Крестьяну Ивановичу Рутеншпицу, с которым был знаком всего неделю.

В гостях у доктора Яков Петрович завёл монолог о том, что он человек смиренный, а вокруг него много врагов, распускающих слухи, будто бы он обещал жениться на немке, у которой снимал квартиру, чтобы не оплачивать свой долг.

После этого разговора Голядкин бессмысленно перемещается по городу, но к вечеру едет наконец к Олсуфию Ивановичу, который тогда устраивал обед и бал в честь дня рождения свой дочери Клары Олсуфьевны. Вот только его туда не пустили. Опешив от такой новости, Яков Петрович всё же пробрался в квартиру, зная все ходы туда, но его быстро заметили и вскоре весьма позорно выставили за дверь.

Это обстоятельство сильно подкосило господина Голядкина. Он будто в бреду возвращался домой пешком, не смотря на холодный осенний вечер. И тогда он впервые увидел человека, как две капли воды похожего на него.

На следующий день Яков Петрович узнаёт, что его двойник устроился на ту же службу, что и он, и более того, зовут его в точности так же, Яков Петрович Голядкин.

Голядкин-старший приглашает своего двойника в гости и узнаёт его тяжёлую историю жизни, полною лишений, а потому проникается к нему сочувствием и предлагает свою дружбу. Вот только уже на следующий день понимает, что Голядкин-младший ему вовсе не друг.

Отзыв

Я многое читала у Достоевского. Всё великое Пятикнижие (причём некоторые романы дважды), и не только, но никогда прежде не было так сложно читать любимого писателя.

Прочитав первые три главы я прервалась с полным непониманием, что здесь происходит. Только поиск в интернете помог осознать что к чему. Мне кажется, это именно тот случай, когда обязательно нужно прочитать спойлеры, по крайней мере, если вы не практикующий психоаналитик. А им, думаю, было бы интересно и более понятно.

Суть здесь сводится к тому, что мы наблюдаем за тем, как разрушается психика человека. Поэтому так сложно читать эту повесть.

Яков Петрович страдает раздвоением личности. И мы видим как он в своих путанных мыслях представляет всех вокруг врагами. Ему кажется, что все на него смотрят и говорят о нём только гадости. У него развивается паранойя.

Очень многое остаётся недосказанным. Например, прошлое господина Голядкина, которое мы частично узнаём из его путанного сознания, из рассказа "двойника", из сна и воображаемых им писем.

Он жил на Шестилавочной улице Петербурга (ныне улица Маяковского), в приличном доме, занимая целую квартиру, плюс его большие накопления в 750 рублей ассигнациями, которые он пересчитывал в начале повести...

Может, Яков Петрович действительно совершил аферу, а возможно и не одну в прошлом, поэтому в настоящем он разделил себя "плохого" и себя "хорошего", будто бы к плохому он не имеет никакого отношения. Он же вообще "ничего", то есть ничто, его будто бы и нет вообще. (Это, если провести параллель с Чичиковым, на которую писатель намекнул в подзаголовке).

При этом он всячески старался "возвысится", эти казалось бы нелепые торги и обмен денег на более мелкие купюры, чтобы кошелёк был пухлее. Ему хотелось, чтобы его признали достойным человеком, не хуже других. Но все попытки Голядкина ставили его в неловкое положение. Многим людям и сейчас знакомо это чувство: поиск собственного места в этом мире, когда кажется хочется быть лучше социума, но при этом хочется быть и его частью.

Это лишь одна из теорий главного вопроса, почему же Яков Петрович сходит с ума? И что этим хотел показать Достоевский? Проявление негативного влияния общества на человека, попытка его обезличивания? Или, как в пословице, "в тихом омуте...", даже у "маленького человека" есть тёмные стороны души, порой приводящие к таким последствиям.

Некоторые современники писателя считали эту повесть фантастической, и полагали, что двойник вполне себе реальный персонаж, а не плод воображения главного героя.

Есть и другие толкования этой повести, тут уж каждый решает сам, как понимать сие произведение. Главное, читать внимательно. Эта книга не для отдыха, а для непрестанной работы.

Предыдущее произведение по хронологии публикаций:

Следующее произведение по хронологии публикаций:

Рассказ "Как опасно предаваться честолюбивым снам"