Найти в Дзене
Книгоник

Достоевский: рассказы 1840-х

А вы знали, что ранний Достоевский был юмористом? Конечно в особенной для него форме. Некоторые из ранних его рассказов прямо таки сочились сарказмом и высмеиванием некоторых привычных тому времени устоев.

📙"Как опасно предаваться честолюбивым снам" (1846)

"...испытания ниспосылаются нам в плачевной юдоли сей для возвышения душевного мужества и что не нужна бы человеку и бессмертная душа, если б он уничтожался и падал перед несчастием".
Иллюстрация из альманаха "Первое апреля"
Иллюстрация из альманаха "Первое апреля"

Небольшой рассказ-фарс в стихах и прозе написанный Фёдором Михайловичем совместно с Николаем Алексеевичем Некрасовым и Дмитрием Васильевичем Григоровичем и опубликованный в юмористическом иллюстрированном альманахе Некрасова "Первое апреля".

Главный герой, Пётр Иванович Блинов, спит рядом с женой и видит во сне свои мечты. Он представляет себя помещиком со множеством душ, а компанию ему составляет привлекательная кухарка.

Пока хозяева мирно почивают, к ним прокрадывается вор и забирает себе всё, что на глаза попадётся, даже одежду.

Характер сновидений Блинова, будто бы почуяв неладное, меняется превращаясь в кошмар и в конце концов он просыпается и тут-то видит вора, быстро сообразившего, что пора спасаться бегством. Пётр Иванович, пытаясь добиться справедливости, бросается вдогонку прямо в нижнем белье...

Иллюстрация из альманаха "Первое апреля"
Иллюстрация из альманаха "Первое апреля"

После выхода в свет, альманах с этим рассказом наделал много шума. Многие негодовали и юмора не поняли или не захотели понимать. Ведь изначальной идеей писателей было высмеивание Петербурга, ну или точнее, его богатых жителей.

Но нашлись и те, кто принял и альманах и этот фарс в том числе, считая их очень комическими.

📙"Господин Прохарчин" (1846)

"...вдруг вздумалось теперь человеку, с пошлого, праздного слова какого-нибудь, совсем перевернуть себе голову, совсем забояться о том, что на свете вдруг стало жить тяжело... А и не рассудил человек, что и всем тяжело! "Прими он вот только это в расчет, - говорил потом Океанов, - что вот всем тяжело, так сберег бы человек свою голову, перестал бы куролесить и потянул бы свое кое-как, куда следует".

Семён Иванович Прохарчин - мелкий чиновник, старый и одинокий человек. При этом очень скупой и скаредный. Он снимает небольшой угол у Устиньи Фёдоровны, экономит даже на еде, ходит чуть ли не в лохмотьях и даже не меняет бельё, впрочем у него и не на что его менять. Семён Иванович частенько заводит разговор о том, как мало у него денег. Соседям он совсем не нравится и они частенько над ним подшучивают, причём весьма недалёкий господин Прохарчин не понимает чему верить.

Иллюстрация к рассказу
Иллюстрация к рассказу

Достоевский - это не Бальзак, читать его сложнее, даже в коротких рассказах. И если, в "Евгении Гранде" смысл лежит на поверхности, то здесь нужно копать, хотя в общем-то тема одна, но здесь она более глубока. При этом желательно знать хотя бы творческую биографию писателя, чтобы понимать, что многие его произведения связаны друг с другом (поэтому поклонникам писателя было бы здорово читать всё в хронологическом порядке).

Мы видим, как человек живёт, как нищий, отказывает себе практически во всём, даже на еду старается тратить как можно меньше денег. При этом он копит деньги (это становится очевидно почти сразу же, масштабы только не ясны до концовки).

Многие современные люди тоже предпочитают откладывать жизнь на потом. Пусть и не настолько экономят, как господин Прохарчин (хотя есть и такие). Постоянная гонка, попытка заработать как можно больше, превращается в жизнь ради работы, а не наоборот.

📙"Роман в девяти письмах" (1847)

"...есть много людей, под льстивою и блестящею наружностью скрывающих яд в своем сердце, употребляющих ум свой на устроение козней ближнему и на непозволительный обман и потому боящихся пера и бумаги, а вместе с тем и употребляющих слог свой не на пользу ближнего и отечества, а для усыпления и обаяния рассудка тех, кои вошли с ними в разные дела и условия."

Пётр Иванович ведёт переписку с Иваном Петровичем, где пытается договорится о встрече со своим приятелем с целью обсуждения важного дела. Но у Ивана Петровича постоянно находятся какие-то обстоятельства и отговорки. Накал в письмах постепенно растёт и переходит в брань.

Этот юмористический рассказ Достоевский написал в разгар работы над "Двойником", поэтому можно уловить тон этого произведения и похожие на Голядкиных характеры Петра Ивановича и Ивана Петровича, переписывающихся друг с другом.

Форму рассказа писатель решил взять такую же, как в уже успешных "Бедных людях".

📙"Ползунков" (1847, опубликован в 1883)

"Я даже скажу более: по моему мнению, это был честнейший и благороднейший человек в свете, но с маленькою слабостию: сделать подлость по первому приказанию, добродушно и бескорыстно, лишь бы угодить ближнему."
Иллюстрация к рассказу
Иллюстрация к рассказу

Осип Михайлович Ползунков, крайне чувствительный человек к высмеиванию "за спиной", при этом добровольно выступает в роли шута, развлекая досточтимую публику самоуничижением.

Он решил рассказать собственную историю сватовства к дочери крупного чиновника в виде каламбура. Рассказчик, даже забрался на стул, чтобы ситуация выглядела ещё более комично.

Ползунков поведал своим слушателям о том, что Федосей Николаевич, тот самый чиновник, дал ему отставку, узнав, что Осип Михайлович не стал наследником богатого родственника. Уязвлённый бывший жених решил отомстить и написал донос на своего несостоявшегося тестя, обвиняя того во взятках.

Федосей Николаевич решил вернуть расположение Ползункова, дал ему большую сумму денег и вновь открыл ему двери в свой дом. И всё бы возможно сложилось бы для Осипа Михайловича хорошо, если б не его идея сыграть с будущим тестем первоапрельскую шутку.

Рассказ был изначально написан для альманаха Некрасова в 1847 году, но издание было запрещено цензурой из-за других произведений. Впервые же "Ползунков" вышел в свет только 1883 году при издании собрания сочинений Достоевского.

Этот рассказ не столько о событиях, в нём обозначенных, сколько о психологии главного героя, его характере. Под видом каламбура можно заметить большую обиду и горечь от сложившейся ситуации и собственной неприглядной роли в ней. Ползунков страдает от ущемлённого самолюбия и социального неравноправия.

📙"Честный вор" (1848)

Неизвестный рассказчик в своих записках поведал историю о том, как его кухарка Аграфена вдруг предложила сдать внаём одному бывалому человеку каморку. Хозяин согласился и отставной солдат Астафий Иванович вскоре поселился в его доме.

Однажды, среди бела дня, какой-то неизвестный человек зашёл к ним в переднюю, преспокойно забрал тёплое пальто хозяина и поспешил скрыться. Аграфена с хозяином опешили от такой наглости, а Астафий Иванович пустился вдогонку вору, но так и не сумел догнать его.

Этот случай послужил поводом для рассказа Астафия Ивановича о честном воре, с которым он столкнулся года два назад.

Впервые этот рассказ был опубликован в журнале "Отечественные записки" и сильно отличался от того, который мы теперь читаем. Тогда Достоевский планировал цикл рассказов "Записки бывалого человека": "Отставной", "Честный вор" и "Домовой". Во всех трёх главным героем должен был быть Астафий Иванович. Однако, последний написан не был, а первые два, напечатанные как раз в 1848 году в журнале, были переработаны писателем в 1860 году, учитывая замечания критиков, и объединены в один рассказ с сокращением большей части "Отставного" и финала "Честного вора".

Начало "Честного вора" схоже с началом рассказа "Как опасно предаваться честолюбивым снам". А Емеля, о котором рассказывает Астафий Иванович появился впервые ещё в "Бедных людях".

Мы видим в этом рассказе попытку благодетеля "перевоспитать" пьяницу, человека опустившегося и по сути потерянного. При этом, он испытывает жгучее чувство вины за свой поступок, а значит не потерял ещё своей человечности. Главная мысль рассказа отражена в строках ниже, которые были в раннем издании (теперь их в рассказе нет):

"...коль, несмотря на свою порочную жизнь, всё еще не загубил в себе всего человека, коли осталось в нем сердца хоть на сколько-нибудь, так оно тотчас ныть примется, кровью обливаться начнет, раскаяние, как змея, его загрызет, и умрёт человек не от постыдного дела, а с тоски, потому что всё свое самое лучшее, что берег помимо всего я во имя чего человеком еще звался, за ничто загубил, как Емеля свою честность, что одна только и оставалась за ним, — за полштофа глупой горькой сивухи. <...>А вы, сударь, павшим человеком не брезгайте; этого Христос, который нас всех больше себя возлюбил, не велел! <...> от порока-то человек умирает, как от яду смертного, и что порок, стало быть, наживное, человеческое дело, а не природное — оно было да сплыло; иначе и Христос бы к нам не пришел, если б нам порочными из века в век от первородного греха было суждено оставаться."

📙"Ёлка и свадьба" (1848)

"...он, несмотря на всю солидность и важность, решился поступить как мальчишка и прямо абордировать свой предмет, несмотря на то что предмет мог быть настоящим предметом по крайней мере пять лет спустя."

Неизвестный рассказчик собирается поведать об увиденной им свадьбе, но прежде, обращает взгляд читателя в прошлое, когда он был приглашён на детский новогодний бал в одно весьма состоятельное семейство.

Там много было занятных господ, но особенное его внимание привлёк Юлиан Мастакович, человек внушительный, средних лет, занимающий более высокое положение в обществе, даже чем сам хозяин дома.

Волею случая, наш рассказчик стал свидетелем одной сцены. Узнав о том, что на празднике находится одиннадцатилетняя девочка, дочка откупщика, который уже отложил на её приданое триста тысяч рублей, Юлиан Мастакович, будучи холостяком так впечатлился, что тут же начал планировать свадьбу, огорчаясь, что ждать ещё целых пять лет, и всё же решил, что тут же необходимо влюбить в себя эту девочку.

В этом коротком рассказе, близком по жанру фельетону, Достоевский поднял тему детства, а точнее защиты интересов детей (которая порой отсутствовала вовсе). Писатель высмеивает этого человека, попирающего моральные нормы в погоне за наживой, и пытающегося морально продавить мальчика - сына гувернантки, вставшего на защиту девочки. Высмеивается так же сама ситуация, что родители позволили таки свершиться этому гнусному плану, не смотря на чувства их дочери, что было также распространено повсеместно, и в общем-то не было чем-то из ряда вон выходящим, когда невеста рыдала, отправляясь под венец.

Юлиан Мастакович впервые появился у Достоевского в Петербургской летописи, хотя его же черты вполне можно узнать и в Быкове из "Бедных людей". И во многих других своих произведениях писатель многократно описывал подобных людей, добавляя некоторые новые детали. Вспомнить хотя бы князя Валковского из "Униженных и оскорблённых", Свидригайлова из "Преступления и наказания" и Тоцкого из "Идиота", и многих других.

📙"Маленький герой" (1849, опубликован в 1857)

Иллюстрация Т.Эйгес к рассказу "Маленький герой"
Иллюстрация Т.Эйгес к рассказу "Маленький герой"

Одиннадцатилетний мальчик гостит у своих родственников в подмосковной деревне близ Москвы-реки. Помимо него в доме хозяина было множество гостей, которые беспрестанно устраивали всякие развлечения: театральные постановки, прогулки на лошадях, танцы, пикники и многое другое. Мальчику жилось бы там вполне себе весело и интересно, если б одна из молодых замужних дам не вздумала постоянно над ним подшучивать. Он порой не знал, куда деться от её колких острот.

Однако это тягостное существование начинает скрашиваться, когда он обращает внимание на одну их подруг его недоброжелательницы. Мальчик впервые знакомиться с нежным чувством и параллельно пытается понять, почему эта красавица так часто грустит.

Пожалуй, самое светлое и лёгкое произведение Фёдора Михайловича. Оно настолько отличается от всего его творчества, что если не знать авторство изначально, то тяжело догадаться о нём.

Удивительно, что этот рассказ был написан, когда Достоевский находился в Петропавловской крепости в ожидании суда. Некоторые там сходили с ума, а фантазия великого писателя создавала нечто столь прекрасное и оптимистичное.

Писатель вновь обратился к темам детства, становления личности, пробуждения чувств. Он описывает внутренний мир ребёнка, находящегося на пороге взросления, которого уже волнуют более взрослые чувства, но понять их он пока не может. Мы видим мир глазами ребёнка, настолько красиво и "ароматно" описана природа в этом рассказе. А ведь запахи природы Достоевский описывал не так уж часто, и именно здесь этих описаний хватает вдоволь.

Изначально "Маленький герой" назывался "Детская сказка". Из письма Фёдора Михайловича старшему брату:

"Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть – вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я сознал это... Теперь о распоряжениях материальных... несколько листков моей рукописи, чернового плана драмы и романа (и оконченная повесть «Детская сказка») у меня отобраны и достанутся, по всей вероятности, тебе".

Рассказ действительно отдали брату Михаилу, но напечатали его лишь в 1857 году под псевдонимом М-ий , изменив название. К тому моменту писатель был огорчён сим фактом, так как планировал рассказ переделать. И сделал это, но уже в следующую публикацию в 1860 году.

Подводя итоги, можно выделить, что уже в раннем творчестве Фёдора Михайловича было много внимания личности человека, тонкого психологизма с предметной детализацией. В этих рассказах взяли своё начало некоторые идеи и более популярные герои Достоевского подробно проанализированные в более поздних работах и том же "Великом Пятикнижии".