Найти тему
Книгоник

Фёдор Достоевский "Бедные люди" подробный обзор

Оглавление
АСТ
АСТ

Дебютный роман Фёдора Михайловича (более ранние юношеские произведения не публиковались и не сохранились) впервые был напечатан в "Петербургском сборнике" в 1846 году.

auction-imperia
auction-imperia

✅Жанр - эпистолярный роман

✅Направление - сентиментализм с элементами реализма и романтизма

✅Темы - "маленький" человек, нищета, несправедливость, одиночество

История создания

После обучения в Главном инженерном училище Петербурга в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, однако уже в начале лета 1844 года он подал в отставку, потому как мечтал посвятить всего себя литературе.

Известно, что 30 сентября 1844 года Фёдор Михайлович впервые упомянул в письме к старшему брату о замысле романа.

В середине осени того же года Достоевский получил увольнение от военной службы в чине поручика. С тех пор он уже серьёзно пробует себя в роли писателя, но новое направление деятельности даётся автору с трудом, поэтому он прерывает работу над первым романом и берётся за перевод "Евгении Гранде" Оноре де Бальзака. И как раз произведение французского писателя настолько вдохновляет Фёдора Михайловича, что он с большим усердием возвращается к своему роману и уже весной 1845 года автор заканчивает работу над произведением "Бедные люди" и сразу же пишет брату:

Этот мой роман, от которого я никак не могу отвязаться, задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем. Я вздумал его ещё раз переправлять, и, ей-богу, к лучшему; он чуть ли не вдвое выиграл. Но уж теперь он кончен, и эта переправка была последняя. Я слово дал до него не дотрагиваться.

Однако ещё трижды он будет его корректировать в: 1847, 1860 и 1865 годах.

Главной же проблемой станет для начинающего писателя публикация его романа, на выручку от которой у него были большие надежды. Единственной возможностью для новичка была публикация в журнале.

А не пристрою романа, так, может быть, и в Неву. Что же делать? Я уж думал обо всем. Я не переживу смерти моей idée fixe.

Спас положение тогда ещё начинающий писатель Дмитрий Григорович, друг Достоевского.

Литературных знакомств я не имел совершенно никаких, кроме разве Д. В. Григоровича <…> Кажется, он тогда собирался уехать на лето к себе в деревню, а пока жил некоторое время у Некрасова. Зайдя ко мне, он сказал: „Принесите рукопись“ (сам он ещё не читал её); „Некрасов хочет к будущему году сборник издать, я ему покажу“.

Прочитав рукопись за ночь, утром следующего дня Некрасов объявил о том, что принимает роман для печати, пообещав заплатить за него 150 рублей серебром. Но после принятия романа в литературном кругу Некрасов обещал заплатить за него уже 250 рублей.

Какой восторг, какой успех, а главное — чувство было дорого, помню ясно: "У иного успех, ну хвалят, встречают, поздравляют, а ведь эти прибежали со слезами, в четыре утра, разбудить, потому что это выше сна… Ах хорошо!“ Вот что я думал, какой тут сон!
В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов (художник: Б.И. Лебедев, 1948г.)
В.Г. Белинский, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов (художник: Б.И. Лебедев, 1948г.)

Некрасов передал рукопись литературному критику Виссариону Белинскому со словами "Новый Гоголь явился!". Критик сдержанно принял роман, но после его прочтения настолько им проникся, что незамедлительно захотел познакомиться с автором. Горячо приветствуя начинающего писателя Белинский с восхищением сказал:

Да вы понимаете ль сами-то <…>, что это вы такое написали! <…> Вы только непосредственным чутьём, как художник, это могли написать, но осмыслили ли вы сами-то всю эту страшную правду, на которую вы нам указали? <…> А эта оторвавшаяся пуговица, а эта минута целования генеральской ручки, — да ведь тут уж не сожаление к этому несчастному, а ужас, ужас! В этой благодарности-то его ужас! Это трагедия! Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали. Мы, публицисты и критики, только рассуждаем, мы словами стараемся разъяснить это, а вы, художник, одною чертой, разом в образе выставляете самую суть, чтоб ощупать можно было рукой, чтоб самому не рассуждающему читателю стало вдруг всё понятно! Вот тайна художественности, вот правда в искусстве! Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!

После этого ещё несколько месяцев роман находился на рассмотрение у цензурного комитета. И только 21 января 1846 года "Бедные люди" были впервые опубликованы в составе "Петербургского сборника".

Почему эпистолярный роман?

Писатель не зря выбрал такую форму повествования, как роман в письмах. Так он хотел наделить своих персонажей большей свободой самовыражения и максимально полно раскрыть их внутренний мир, не показывая лица автора. 1 февраля 1846 года он писал брату о критиках:

Во всём они привыкли видеть рожу сочинителя; я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может.

Прототипы

Считается, что Достоевский некоторых персонажей создал по образу своих родственников. Например, сестра писателя, Варвара Михайловна, стала прототипом главной героини романа, Варвары Добросёловой. Воспоминания сестры автора о своём детстве в селе Даровое - стали основой для детства Вареньки в деревне. Отец Вареньки похож на отца Достоевского, Михаила Андреевича.

Прототипом Анны Фёдоровны стала сестра матери писателя Александра Фёдоровна, у которой были такие же отношения с Михаилом Андреевичем, как и у отца Вареньки с Анной Фёдоровной.

Прототипом Быкова стал муж Варвары Михайловны.

Речь Макара Алексеевича, изобилующая сентиментальной чувствительностью - отражение привычек в письмах родителей Достоевского.

Главные персонажи романа

Варвара Добросёлова и Макар Девушкин. Иллюстрации Петра Боклевского (40-е годы XIX в.)
Варвара Добросёлова и Макар Девушкин. Иллюстрации Петра Боклевского (40-е годы XIX в.)

Макар Алексеевич Девушкин (около 50 лет) - мелкий чиновник, титулярный советник, занимается переписыванием документов (в XIX веке ещё не появились копировальные аппараты, поэтому мелкие чиновники вручную занимались копированием документов). Он хоть и понимает, что работа его не самая важная, но гордится тем, что зарабатывает на жизнь своим трудом. И всё же живёт бедно, особенно начав помогать своей бедной родственнице, оказавшейся в затруднительном положении.

Варвара Алексеевна Добросёлова (17-18 лет) - бедная сирота. В 12 лет переехала в Петербург вместе с родителями из деревни. Однако вскоре её отец умер, после чего её с матерью приютила родственница Анна Фёдоровна. После смерти матери Варвара вскоре переехала от родственницы к старой служанке Федоре.

Сюжет

Роман представляет собой переписку двух главных героев Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой. С 8 апреля по 30 сентября они обменялись 55 письмами, каждое из которых будто бы представляет собой отдельную главу, повествующую о жизни главных и второстепенных персонажей.

Макар Девушкин переехал на новую квартиру поближе к дому, в котором проживает Варенька Добросёлова, дальняя его родственница, к ней он питает тёплые чувства.

Они оба ведут весьма бедную жизнь. Варенька зарабатывает шитьём и рукоделием, а Макар Девушкин является мелким чиновником, вот уже 30 лет состоящим на государственной службе, так и не добившись никакого успеха.

У девушки слабое здоровье, поэтому часто она не может работать, но ей помогает Макар Алексеевич, присылая разные маленькие подарки, хотя сам испытывает нужду. Варвара - девушка скромная и некорыстная, поэтому ей тяжело принимать подарки своего друга, особенно зная, что он тратит на неё свои последние деньги.

Однажды Варенька присылает своему другу дневник, в котором рассказывает о своём прошлом: о детстве, о времени, когда её семье пришлось переехать в Петербург, где она нашла любовь, но потеряла всех своих близких. О своей "благодетельнице", благодаря которой она оказалась в таком положении.

Проходят месяцы тяжёлой бедной жизни, Варенька тяжело болеет и не видит пути избавления от такой жизни. Макар Алексеевич срывается от безысходности и неспособности помочь бедной девушке.

Внимание, спойлер!

Писатель не даёт чёткого определения тому, что случилось с Варварой, однако по множеству намёков и некоторых очевидных высказываний персонажей, можно с уверенностью предположить, что Анна Фёдоровна свела сироту с господином Быковым, который обесчестил девушку. Неизвестно только, вступила ли Варенька в эту внебрачную связь добровольно, поверив каким-то его заверениям или же состоялось насилие (скорее всего первое). Известно, что Макар Алексеевич как-то помог девушке выбраться из этой ситуации и сбежать от подлых людей.

Отсылки в романе

Для лучшего понимания текста желательно знакомство с произведениями: А.С. Пушкина "Повести Белкина" (а именно, "Станционный смотритель") и Н.В. Гоголя "Петербургские повести" (а именно, "Шинель").

Кроме того, эпиграф к роману взят (и несколько изменён) из произведения В.Ф. Одоевского "Живой мертвец".

Кстати, эпиграф можно отнести к негодованию Макара Алексеевича после прочтения "Шинели".

Отзыв

Кто боится читать Достоевского, считая его произведения сложными, познакомьтесь с его ранним творчеством, где он ещё находится в поисках своего стиля и пока ещё не пережил столь тяжёлые события, как смертный приговор, несостоявшаяся казнь, ссылка и каторга.

"Бедные люди" - хоть и первый роман писателя, но это достойное и интересное произведение. Талантливый автор уже тогда сумел показать тяжесть жизни "низов". И ведь не просто из собственных фантазий, он с детства видел нищету, его отец работал в Мариинской больнице для бедных, во флигеле которой и жила семья будущего писателя.

Достоевский одним из первых отобразил в литературе жизнь петербургских "низов", с его нечистотами, мрачностью, убогими "квартирками", трущобами, голодранцами. Прежде было принято писать только о парадной и нарядной жизни дворян Петербурга. Нищие всегда были, только их, как и в жизни сторонились, так и в литературе.

Бедность была знакома писателю и по его собственной жизни, большую часть которой он провёл в нужде.

Именно дебютный роман Фёдора Михайловича впоследствии Белинский назвал первым социальным романом.

В этом романе мы читаем о людях, которые в силу жизненных обстоятельств вынуждены во всём себя ограничивать, это "маленькие люди", от них не зависит судьба государства, да даже работоспособность ведомств, в которых они трудятся. Но они тоже умеют мечтать и надеяться, чувствовать, мыслить и совершать "высокие" поступки, которые не каждому богатому под силу.

Пусть они бедны, но они такие же люди, как и те, кто живёт в роскошных дворцах и может позволить себе всё, что угодно. Они достойны справедливости, как и все люди на земле, но почему-то так случается, что этой самой справедливости они и не видят. "Справедливость" обычно на стороне денег. И этим людям, нищим, обездоленным, только и остаётся, что мечтать и страдать дальше.

Писатель показал нам не только материальную бедность, но и загнанность человека, который стесняется и не уважает сам себя и считает себя недостойным счастья. И только в конце романа мы видим, что он стал таки достойным человеком и сам это понял.

По словам литературоведа Владимира Захарова: "Макар Девушкин был первым откровением великой идеи Достоевского - идеи "восстановления" человека, духовного воскрешения забитых и бедных людей, униженных и оскорблённых".

Помимо сочувствия главным персонажам, у меня в сердце особенно откликнулась история старика, отца Покровского, когда тот бежал за гробом, громко плакал и терял книги, которые с такой жадностью хотел оставить себе на память. Очень пронзительная сцена. То, как писатель её описал пробирает до костей...всего лишь полстранички, а сколько эмоций!

Рисунок из открытых источников
Рисунок из открытых источников

Ещё одним тяжёлым испытанием для моего сердца стала история семьи Горшкова...особенно предпоследнее событие (письмо Макара от 22 июня), от которого я просто расплакалась. И конечно заключительная часть о них тоже не оставила равнодушной. Вообще здесь, что не история, всё печаль, несправедливость и безысходность.

"Бедные люди" принесли Достоевскому сиюминутную славу, однако же после ему долго не удавалось повторить успех своего первого романа.

Многие повести и рассказы его современники оставили почти без внимания. Так, например, следующая повесть "Двойник", где Макар Девушкин стал прообразом главного героя Якова Голядкина (это будто бы Макар Алексеевич после того, как остался совсем один), осталась непонятой современниками, в том числе и критиками. Её новаторство смогли оценить только через много лет.

Следующим по популярности произведением стало "Преступление и наказание".

Цитаты

  • "Воспоминания, радостные ли, горькие ли, всегда мучительны; по крайней мере так у меня; но и мучение это сладостно. И когда сердцу становится тяжело, больно, томительно, грустно, тогда воспоминания свежат и живят его, как капли росы в влажный вечер, после жаркого дня, свежат и живят бедный, чахлый цветок, сгоревший от зноя дневного."
  • "Ах, что-то будет со мною, какова-то будет моя судьба! Тяжело то, что я в такой неизвестности, что я не имею будущности, что я и предугадывать не могу о том, что со мной станется. Назад и посмотреть страшно. Там все такое горе, что сердце пополам рвется при одном воспоминании. Век буду я плакаться на злых людей, меня погубивших!"
  • "Отчего это так все случается, что вот хороший-то человек в запустенье находится, а к другому кому счастье само напрашивается?"
  • "Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?"
  • "...необдуманность и увлечение губят юность неопытную."
  • "...да, однако же, если бы все сочинять стали, так кто же бы стал переписывать?"
  • "А вот теперь весна, так и мысли всё такие приятные, острые, затейливые, и мечтания приходят нежные; всё в розовом цвете."
  • "Будьте благородным человеком, твердым в несчастиях; помните, что бедность не порок."
  • "До уничижения какого доводит людей нищета!"
  • "Иногда бывают со мной минуты, когда я рада быть одной, одной грустить, одной тосковать, без раздела, и такие минуты начинают находить на меня все чаще и чаще. В воспоминаниях моих есть что-то такое необъяснимое для меня, что увлекает меня так безотчетно, так сильно, что я по нескольку часов бываю бесчувственна ко всему меня окружающему и забываю все, все настоящее."

Следующее произведение по хронологии публикаций:

Библиография писателя: