В небольшом зале на третьем этаже Государственного художественного музея разместились работы «Митьков», представителей так называемого «наивного искусства» и профессиональных художников, объединенные манерой исполнения. Выставка называется «АРТнаив».
Первое что видит посетитель это несколько картин «Митьков». Эта группа сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века. Живопись «Митьков» 1980-х – «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций.
– На выставке группа представлена такими известными авторами, как Василий Голубев, Владимир Шинкарев и Владимир Яшке. Последний получил у «митьков» прозвище дедушка из-за своей бороды. Обращает на себя внимание работа Владимира Яшке, посвященная его любимой выдуманной героине Зинаиде Морковкиной. Здесь она прихорашивается у зеркала. Картина яркая, да и вообще работы Яшке самые яркие среди «Митьков». Зинаида присутствует в различных сюжетах на многих полотнах художника, – рассказывает начальник научно-методической службы музея Наталья Голицына.
По словам Натальи Голицыной, наивное искусство привлекает исследователей и широкую публику, и интерес к нему постоянно растет.
«Это термин, которым обозначают довольно широкий круг произведений, созданных вне профессиональных школ и обладающих определенными художественными особенностями. На выставке представлены работы нескольких наивных художников второй половины XX века, в том числе знаменитой Любови Майковой (1899-1998) – «Бабы Любы», которая впервые взяла в руки карандаш в 79 лет. Творчество Майковой поразило специалистов и широкую публику небывалой свободой в использовании цвета», – поясняет экскурсовод.
В экспозицию вошла также живопись Анатолия Германа и Григория Кусочкина.
«Особняком стоят работы Леонида Пурыгина, которого называют «русским Босхом». Художник сумел создать собственную мифологию и космогонию, его мир населяют самые странные создания, временами наивные, а иногда откровенно страшные», – с этими словами Наталья Голицына подводит публику к четырем картинам, выполненным на синем фоне.
Центральное место здесь занимает зеленый «грифон» с крыльями бабочки и человеческим лицом с рогами. Художник указывает на то, что грифон женского пола. Существо плачет, его одолевают мелкие враги в виде человечков с пистолетами и ножами, некоторые из них с пропеллером за спиной, добрые мелкие персонажи изображены человеко-бабочками.
А мы уже переходим к следующей картине:
«Творчество Евгения Расторгуева (1920-2010) – одна из самых интересных страниц в развитии отечественного изобразительного искусства нашего времени. Произведения отображают жизнь и нравы сочиненного художником маленького городка. Источником этой фантазии стала родина художника – Городец на Волге».
Завершает вернисаж художница Люся Воронова, о которой Ксения Богемская, один из самых известных исследователей наивного искусства, говорит так: «Люся – художник, которому доступно видение, отличающее его от других людей, видение, позволяющее смотреть насквозь, как рентген, в самую сущность вещей, в самое простое в них и самое тонкое».
Выставка в Ханты-Мансийске продлится до 25 февраля по адресу: Мира, д. 2
Недавно мы анонсировали выставку "Образ женщины".
Читать в источнике
В Государственном художественном музее работает выставка «АРТнаив»
3 минуты
6 прочтений
8 февраля