Стоянки автомобилей на всех этапах жизненного цикла должны отвечать требованиям пожарной безопасности.
Свод правил СП 113.13330.2023 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей» распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений на территориях городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских и сельских населенных пунктов, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных и велотранспортных средств, а также средств индивидуальной мобильности.
В соответствии с СП 113.13330.2023 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей» стоянка автомобилей (паркинг) - это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т. п), а также средств индивидуальной мобильности.
Существуют:
Автостоянки открытого типа — стоянка автомобилей, в которой не менее 50 % площади внешней поверхности наружных ограждений на каждом ярусе (этаже) составляют проемы, остальное – парапеты.
Автостоянки надземного закрытого типа — надземные автостоянки с наружными ограждениями.
Подземные автостоянки — автостоянки, имеющие все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
В соответствии с пунктом 4.4 СП 113.13330.2023, возможно размещение автомобильных стоянок в зданиях ниже и/или выше уровня земли. Они могут включать в себя подземные и надземные части, пристроены к зданиям другого назначения или встроены в них, располагаться как на открытых площадках, так и внутри зданий, в том числе в подземных, подвальных и цокольных этажах.
Однако, в связи с повышенной пожарной опасностью, встраивание стоянок автомобилей в здания классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские сады, больницы, спальные корпуса школ-интернатов, дома престарелых), Ф4.1 (общеобразовательные школы, организации дополнительного образования детей, учреждения начального и среднего профессионального образования), а также Ф5 (производственные и складские здания) категорий А и Б по взрывопожарной опасности запрещено (согласно пункту 6.2.3 СП 113.13330.2023).
Также запрещено пристраивание наземных стоянок автомобилей к зданиям медицинских организаций со стационаром, общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций (в соответствии с пунктом 7.7.4 СП 113.13330.2023).
Однако стоянки автомобилей разрешено встраивать в здания других классов функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1 (за исключением зданий, упомянутых в пункте 6.2.3 СП 113.13330.2023). При этом они должны быть выделены в отдельный пожарный отсек противопожарными преградами в соответствии с требованиями СП 2.13130.2020. Этот отсек должен иметь степень огнестойкости не ниже, чем у здания, в которое встраиваются стоянки (согласно пункту 6.2.3 СП 113.13330.2023).
Также допускается пристраивание стоянок автомобилей к зданиям других классов функциональной пожарной опасности (кроме зданий, упомянутых в пункте 6.2.3 СП 113.13330.2023). При этом стоянки автомобилей (включая механизированные) должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа. В случае зданий класса Ф1.4 стоянки автомобилей владельцев дома могут быть отделены противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа.
Согласно пункту 6.2.33 СП 113.13330.2023, в зданиях класса Ф1.3 разрешается встраивание стоянок автомобилей закрытого типа, предназначенных для жильцов дома, арендаторов или собственников помещений общественного назначения, размещаемых в жилом доме.
Для стоянок автомобилей в зданиях I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1 допускается предусматривать открытые одноуровневые автостоянки в нижнем этаже с учётом указанных требований (пункт 6.2.34 СП 113.13330.2023).
Тип покрытия полов стоянок автомобилей зависит от интенсивности механических и тепловых воздействий и регулируется требованиями СП 29.13330. Покрытие полов стоянок должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов, масел и противогололедных реагентов в соответствии с СП 28.13330, а также рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.
Для стоянок автомобилей с 50 машино-местами и более рекомендуется предусматривать КПП на основном въезде-выезде. Это помещение должно включать площадку для уборочной техники, обслуживающего персонала, туалета и прочих необходимых устройств, а также оборудованную площадку для размещения первичных средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и пожарного инструмента.
П. 6.2.6 СП 113.13330.2023 регламентируются мероприятия, направленные на недопущение распространения пожара из помещений автостоянок.
Для стоянок автомобилей, пристроенных или встроенных в жилые и общественные здания (кроме зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.4) в целях ограничения распространения пожара следует предусмотреть одно из следующих мероприятий: - обеспечить расстояние от проемов помещений для хранения автомобилей и проемов закрытых рамп до низа ближайших вышележащих оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или заполнение указанных оконных проемов предусмотреть противопожарным с пределом огнестойкости не менее Е 15;
- предусмотреть над проемами помещений для хранения автомобилей и проемами закрытых рамп глухие козырьки либо балконы или галереи из материалов группы горючести не ниже Г1, выступающие от плоскости стены не менее чем на 1 м и перекрывающие ширину проема с каждой стороны не менее чем на 0,5 м.
Для оконных проемов, выходящих в лоджии шириной не менее 1 м с ограждающими конструкциями из материалов группы горючести не ниже Г1, дополнительные мероприятия не требуются.
Во всех указанных случаях участки наружных стен с внешней стороны с фасадными системами на расстоянии 4 м от краев проемов помещений для хранения автомобилей и закрытых рамп должны иметь класс пожарной опасности К0, с применением облицовки, отделки и теплоизоляции из материалов группы горючести не ниже Г1.
Требования пожарной безопасности к автомобильным стоянкам
8 февраля 20248 фев 2024
27
5 мин