Некоторое время назад я написала статью «Велели ему быть в гостех» или история слова «гость». Теперь же речь пойдет об однокоренных, «гостевых», именах из новгородских берестяных грамот.
Имена с компонентом «гост» – одни из самых архаических и частотных у древних славян. Например, Гостимир/Гостимер, Гостибор, Гостомысл, Гостислав/Гослав, Гостибыль, Гостивит. Большинство же древнерусских производных от подобных имен ученые фиксируют на северо-западных, новгородских землях. Этнолингвист Лидия Георгиевна Невская (1938-2008) полагала: масса имен с компонентом «гост» на новгородских землях связана с древними значениями слова «гость» – изначально «чужеземец», потом «купец». (Подробнее об этих значениях можно прочитать в статье, которую я указала выше). В новгородских же писцовых документах XV-XVI веков встречается много названий населенных пунктов, образованных от «гостевых имен»: Гостево, Гостино, Гостен, Гостехово, Гостилици, Гостило, Гостиловицы, Гостилово, Гостилцово-Бережок, Гостицово, Госткина, Госткино, Гостьци, Гостятино и так далее. Доктор филологических наук, специалист по архаической, славянской топонимии Новгородчины Валерий Леонидович Васильев связывает появление топонимов с компонентами «-гощ-/-гост-» на Северо-Западе Руси со славянским, идущим с юга и юго-запада, заселением Ильмень-Волховского бассейна в VII-VIII веках. Возможно, быстрое освоение новых земель и дало такую «новгородскую вспышку» имен, а затем и топонимов. «Концентрация однотипных названий на -гощ-/-гост- на ограниченной территории отражает, по сути дела, формирование некоего этнодиалектного ядра местного славянства, развивавшего черты самости и обособленности, что в конечном счете проявилось позднее в том своеобразном феномене, который был обозначен как древненовгородский диалект», – пишет Васильев.
Итак, обратимся к новгородским берестяным грамотам, которые зафиксировали архаические «гостевые» имена уже на грани исчезновения: данных о них после XIV века нет. Текст грамоты № 688, датированной серединой 1150-х–серединой 1190-х годов, сохранился не весь – только перечень имен, вероятно, список свидетелей. В перечне есть Гостил или Гостила – уменьшительная форма какого-либо имени, начинающегося на «Гост». В той же усадьбе археологи нашли и грамоту №726 – частное письмо (1180-е годы–первая четверть XIII века, предпочтительно на начала 1210-х годов): «От Гостила к Домажиру. Заплати три гривны Михалю Челюстке. Проси у него, сколько бы ни...». Возможно, Гостил из грамот № 688 и №726 – один и тот же человек. (Про имя Домажир я писала в статье «ЖИР»-ные имена из новгородских берестяных грамот»). К некоему Гостиле была адресована и девятая по счету берестяная грамота из найденных Торжке. В конце 1180-х– конце 1190-х годов послание Гостиле отправила целая дружина.
Трудно сказать, от какого имени могла образоваться форма Гостята. Сначала Гостяту нашли в грамоте №9, написанной в середине 1130-х–середине 1170-х (предпочтительно, не ранее 1160-х) годов. Причем, Гостята в данном случае – женщина. Вот что она писала. «От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость». Василь мог быть братом/дядей Гостяты, выданной замуж из Новгорода в другой город; к нему же Гостята-брошенная жена обращалась за юридической помощью. Безукоризненность орфографии и каллиграфии, отсутствие в тексте специфических признаков древненовгородского диалекта позволили ученым сделать вывод: грамоту по просьбе Гостяты писал профессиональный писец, либо не новгородец, либо человек, превосходно владевший так называемыми наддиалектными нормами.
Гостята же мужчина есть в грамоте №380, написанной в середине 1130-х–1170-х годах. Текст состоял либо всего из двух строк, либо из двух и начала третьей; ученые прочитали его так: «От Гостяты (?) к Яже. Собери денег [и храни (?)]; а я приду после Пасхи». Грамота №527 содержит более ранее упоминание Гостяты: 1030-е–1060-е годы. Она представляет собой письмо воеводы, возможно, начальника приграничного гарнизона, к домочадцам: «Если будет война и на меня нападут, то проситесь через Гостяту к князю».
От текста грамоты №945 второй половины XII века остался небольшой фрагмент: «... иную работу дома, а это тебе Гостята».