Найти в Дзене
Классические розы

Из чего делали ткани в древности, помимо льна и шерсти?

Заметка №28

Поговорим о таком важном продукте неолитической революции, как ткань. Современный человек привык к тому, что ткани делаются из хлопка, льна, шерсти или коконов тутового шелкопряда. Добавим к списку синтетические ткани на базе вискозы. А из чего ещё могли делать ткани в древности?

Самые первые образцы тканей известные науке, изготовлялись из… деревьев. А драгоценный морской шёлк, который упоминается Геродотом и Плинием Старшим, ткался из секрета средиземноморских моллюсков. Как видим, до льна и овечьей шерсти, люди использовали разнообразное сырье для изготовления тканей.

Первые прототипы тканей и веревок люди изготавливали буквально из того, что растет под ногами: любая жесткая трава (ковыль, осока, тростник) шла в ход для плетения укрывных материалов, циновок и веревок. Про нитки из конопли или из крапивы вы слышали, если читали сказку «Дикие лебеди».

Пряжа из крапивы. Фотография из открытых источников.
Пряжа из крапивы. Фотография из открытых источников.

Недавно было сделано одно важное открытие, касающееся первых в истории человека тканей. Оказывается, что жители неолитического поселения Чатал-Хююк для плетения циновок, материи и веревок использовали мягкие волокна сердцевины дуба. То есть они использовали лубяной текстиль. Это открытие подробно описано в журнале Antiquity.

Образец вязанной лубяной ткани из Чатал-Хююка / ©phys.org
Образец вязанной лубяной ткани из Чатал-Хююка / ©phys.org

Исследователи взяли образцы ткани, найденные в Чатал-Хююке и вооружившись мощным микроскопом, сравнили образцы льняных волокон с тканью из неолитического поселения и пришли к выводу, что это не лён, как считалось ранее. Это именно древесные дубовые волокна. Жители Чатал-Хююка заготавливали дубовый лес и использовали его не только для строительства и обогрева, но и для изготовления веревок, тканей, циновок и корзин.

Образцы из Чатал-Хююка являются одними из самых ранних известных примеров лубяного ткачества на Ближнем Востоке и в Европе. Их возраст по оценкам ученых составляет 8700 лет. Ткацкого станка в Чатал-Хююке не было, поэтому «лубяная пряжа» не ткалась, а скорее связывалась или сплеталась. А вот лён жители Чатал-Хююка так и не окультурили.

Пока писала про лубяные ткани Чатал-Хююка, вспомнила художника из Финляндии - Эркки Пеккаринена. Он прославился тем, что работает с берестой и сохраняет это традиционное ремесло. Из бересты он плетет не только короба и лапти, но и мебель, одежду и создает огромные символические скульптуры, которые пользуются большой популярностью в Финляндии.

Эркки Пеккаринен и его «лесной человек» из бересты, ставший одним из символов Финляндии.
Эркки Пеккаринен и его «лесной человек» из бересты, ставший одним из символов Финляндии.

Самое интересное - это костюм Пеккаринена из бересты. Как видим, из коры дерева вполне можно сплести целый костюм.

Если северные народы использовали бересту для изготовления обуви и предметов быта, то жители южных регионов плели сандалии, корзины, веревки и маты из листьев финиковой пальмы.

В Африке, а именно в Уганде, Танзании и в Заире, исследователи XIX века ещё застали необычные ткани, сделанные из … фикуса или фиговой лианы сорта изеле. Мбугу - это не только название редкой африканской материи, но и сделанных из нее лубяных расписных накидок, необходимых для проведения инициации.

Лубяная ткань мбугу. Уганда. Середина XIX века. Кунсткамера. Санкт-Петербург.
Лубяная ткань мбугу. Уганда. Середина XIX века. Кунсткамера. Санкт-Петербург.

Чтобы сделать мбугу, кору с дерева снимали длинной полосой и вымачивали в воде. Луб разбухал и увеличивался в объеме. Затем куски коры расправляли и выколачивали на твердой поверхности. Единственный инструмент для выделки мбугу - деревянная колотушка, верхняя часть которой покрыта кольцевыми глубокими надрезами. В результате обработки куски коры утончались и расширялись по площади. Для изготовления накидок и плащей такие куски сшивали по нескольку штук нитями из банановых волокон. Цвет мбугу варьировался от светло-желтого до красно-коричневого. Роспись наносили кистью из расщепленной на конце веточки, либо пальцем. Мбугу использовали как перегородки в жилищах, занавески на дверных проемах, а небольшие, мягко выделанные кусочки служили носовыми платками или полотенцами.

Лубяная ткань мбугу с орнаментом. Танзания, конец XIX века. Кунстакмера. Санкт-Петербург.
Лубяная ткань мбугу с орнаментом. Танзания, конец XIX века. Кунстакмера. Санкт-Петербург.

Если мы обратим свой взгляд на Восток, например, на Японию, то найдем и там примеры лубяного текстиля. В Японии сырьем для изготовления лубяной материи служила глициния, японская липа, вяз. Самые древние известные отпечатки текстиля относятся к эпохе Дзёмон (7500 -300 год до н.э.) До распространения хлопка в Японии ( XVIII в.) лубяной текстиль служил основным материалом для одежды сельского и городского населения.

Халат из лубяных нитей вяза. Айны. Япония. Конец XIX века. Кунсткамера. Санкт-Петербург.
Халат из лубяных нитей вяза. Айны. Япония. Конец XIX века. Кунсткамера. Санкт-Петербург.

Говоря о непривычных видах сырья для изготовления тканей, нельзя не упомянуть таинственную древнюю ткань под названием виссон. Внешний вид, способ изготовления и состав волокон – канули в Лету. Есть две версии происхождения этого драгоценного материала, который так любили фараоны, цари и первосвященники.

Очищенная пряжа для изготовления морского шёлка - виссона.
Очищенная пряжа для изготовления морского шёлка - виссона.

Первая версия предполагает, что «виссоном» Геродот называл тончайшей выделки лён в Египте.

Согласно второй версии, виссон - это морской шёлк. Нити для виссона ткали из белкового секрета крупного моллюска Pinna nobilis, его ещё называют веерной мидией, он обитает в Средиземном море.

Сбор Pinna nobilis. Фотография из открытых источников.
Сбор Pinna nobilis. Фотография из открытых источников.

Железа, расположенная в ноге моллюска, продуцирует тонкие волокна, затвердевающие на воздухе. С их помощью моллюск удерживается на поверхности камней, не давая волнам смыть себя во время приливов.

Вышивка нитями из морского шелка. Музей Чиары Виго, о. Сардиния.
Вышивка нитями из морского шелка. Музей Чиары Виго, о. Сардиния.

Волокна собирали, обрабатывали и пускали на пряжу. Из них получалась благородная, невесомая ткань золотистого цвета. Она поражала красивым блеском, прочностью и тонкостью. 

Риза Святого Ива из Луанне (соткана из виссона /морского шелка). XIII век, Франция.
Риза Святого Ива из Луанне (соткана из виссона /морского шелка). XIII век, Франция.

Морской шелк изготавливали со времен финикийцев и до середины ХХ столетия. К сожалению, моллюска поразила инфекция, завезенная из Тихого океана и сегодня большая часть его популяции погибла. На острове Сардиния есть небольшой музей, посвящённый морскому шёлку, который держит Кьяра Виго - последний мастер, который знает секрет изготовления этой ткани. Она собирает нити моллюска и делает из них пряжу. Её изделия не продаются. Кьяра Виго пытается увековечить способ изготовления драгоценной ткани и ведет занятия по выделке и ткачеству виссона для всех желающих.

Кьяра Виго у входа в музей морского шелка.
Кьяра Виго у входа в музей морского шелка.

Материалы:

  • Журнал «Antiquity»:
The use of local fibres for textiles at Neolithic Çatalhöyük | Antiquity | Cambridge Core
  • Журнал «Вокруг Света»:
Мбугу для мбути | Публикации
  • Кунсткамера:
Кусок лубяной материи с орнаментом. Ганда (?). Уганда, середина XIX в.
  • Майкова Н.В. К истории традиционного японского текстиля: технология создания нити. 2019 г.

https://uchzap.petrsu.ru/files/redaktor_pdf/1574775238.pdf

Наука
7 млн интересуются