Заметка №28
Поговорим о таком важном продукте неолитической революции, как ткань. Современный человек привык к тому, что ткани делаются из хлопка, льна, шерсти или коконов тутового шелкопряда. Добавим к списку синтетические ткани на базе вискозы. А из чего ещё могли делать ткани в древности?
Самые первые образцы тканей известные науке, изготовлялись из… деревьев. А драгоценный морской шёлк, который упоминается Геродотом и Плинием Старшим, ткался из секрета средиземноморских моллюсков. Как видим, до льна и овечьей шерсти, люди использовали разнообразное сырье для изготовления тканей.
Первые прототипы тканей и веревок люди изготавливали буквально из того, что растет под ногами: любая жесткая трава (ковыль, осока, тростник) шла в ход для плетения укрывных материалов, циновок и веревок. Про нитки из конопли или из крапивы вы слышали, если читали сказку «Дикие лебеди».
Недавно было сделано одно важное открытие, касающееся первых в истории человека тканей. Оказывается, что жители неолитического поселения Чатал-Хююк для плетения циновок, материи и веревок использовали мягкие волокна сердцевины дуба. То есть они использовали лубяной текстиль. Это открытие подробно описано в журнале Antiquity.
Исследователи взяли образцы ткани, найденные в Чатал-Хююке и вооружившись мощным микроскопом, сравнили образцы льняных волокон с тканью из неолитического поселения и пришли к выводу, что это не лён, как считалось ранее. Это именно древесные дубовые волокна. Жители Чатал-Хююка заготавливали дубовый лес и использовали его не только для строительства и обогрева, но и для изготовления веревок, тканей, циновок и корзин.
Образцы из Чатал-Хююка являются одними из самых ранних известных примеров лубяного ткачества на Ближнем Востоке и в Европе. Их возраст по оценкам ученых составляет 8700 лет. Ткацкого станка в Чатал-Хююке не было, поэтому «лубяная пряжа» не ткалась, а скорее связывалась или сплеталась. А вот лён жители Чатал-Хююка так и не окультурили.
Пока писала про лубяные ткани Чатал-Хююка, вспомнила художника из Финляндии - Эркки Пеккаринена. Он прославился тем, что работает с берестой и сохраняет это традиционное ремесло. Из бересты он плетет не только короба и лапти, но и мебель, одежду и создает огромные символические скульптуры, которые пользуются большой популярностью в Финляндии.
Самое интересное - это костюм Пеккаринена из бересты. Как видим, из коры дерева вполне можно сплести целый костюм.
Если северные народы использовали бересту для изготовления обуви и предметов быта, то жители южных регионов плели сандалии, корзины, веревки и маты из листьев финиковой пальмы.
В Африке, а именно в Уганде, Танзании и в Заире, исследователи XIX века ещё застали необычные ткани, сделанные из … фикуса или фиговой лианы сорта изеле. Мбугу - это не только название редкой африканской материи, но и сделанных из нее лубяных расписных накидок, необходимых для проведения инициации.
Чтобы сделать мбугу, кору с дерева снимали длинной полосой и вымачивали в воде. Луб разбухал и увеличивался в объеме. Затем куски коры расправляли и выколачивали на твердой поверхности. Единственный инструмент для выделки мбугу - деревянная колотушка, верхняя часть которой покрыта кольцевыми глубокими надрезами. В результате обработки куски коры утончались и расширялись по площади. Для изготовления накидок и плащей такие куски сшивали по нескольку штук нитями из банановых волокон. Цвет мбугу варьировался от светло-желтого до красно-коричневого. Роспись наносили кистью из расщепленной на конце веточки, либо пальцем. Мбугу использовали как перегородки в жилищах, занавески на дверных проемах, а небольшие, мягко выделанные кусочки служили носовыми платками или полотенцами.
Если мы обратим свой взгляд на Восток, например, на Японию, то найдем и там примеры лубяного текстиля. В Японии сырьем для изготовления лубяной материи служила глициния, японская липа, вяз. Самые древние известные отпечатки текстиля относятся к эпохе Дзёмон (7500 -300 год до н.э.) До распространения хлопка в Японии ( XVIII в.) лубяной текстиль служил основным материалом для одежды сельского и городского населения.
Говоря о непривычных видах сырья для изготовления тканей, нельзя не упомянуть таинственную древнюю ткань под названием виссон. Внешний вид, способ изготовления и состав волокон – канули в Лету. Есть две версии происхождения этого драгоценного материала, который так любили фараоны, цари и первосвященники.
Первая версия предполагает, что «виссоном» Геродот называл тончайшей выделки лён в Египте.
Согласно второй версии, виссон - это морской шёлк. Нити для виссона ткали из белкового секрета крупного моллюска Pinna nobilis, его ещё называют веерной мидией, он обитает в Средиземном море.
Железа, расположенная в ноге моллюска, продуцирует тонкие волокна, затвердевающие на воздухе. С их помощью моллюск удерживается на поверхности камней, не давая волнам смыть себя во время приливов.
Волокна собирали, обрабатывали и пускали на пряжу. Из них получалась благородная, невесомая ткань золотистого цвета. Она поражала красивым блеском, прочностью и тонкостью.
Морской шелк изготавливали со времен финикийцев и до середины ХХ столетия. К сожалению, моллюска поразила инфекция, завезенная из Тихого океана и сегодня большая часть его популяции погибла. На острове Сардиния есть небольшой музей, посвящённый морскому шёлку, который держит Кьяра Виго - последний мастер, который знает секрет изготовления этой ткани. Она собирает нити моллюска и делает из них пряжу. Её изделия не продаются. Кьяра Виго пытается увековечить способ изготовления драгоценной ткани и ведет занятия по выделке и ткачеству виссона для всех желающих.
Материалы:
- Журнал «Antiquity»:
- Журнал «Вокруг Света»:
- Кунсткамера:
- Майкова Н.В. К истории традиционного японского текстиля: технология создания нити. 2019 г.
https://uchzap.petrsu.ru/files/redaktor_pdf/1574775238.pdf