Найти тему
BASF Agro Россия

Что в канистре? Почему аналоги не сравнятся с оригинальными гербицидами Евро-Лайтнинг® и Евро-Лайтнинг® Плюс

В начале 2000-х годов единственным производителем ими-гербицидов для системы Clearfield® был химический концерн BASF. Его право на действующее вещество имазамокс надёжно защищал соответствующий патент. Но с тех пор, как действие патента закончилось, на рынке стали появляться аналоги оригинальных препаратов, которые вроде бы также содержат имазамокс и имазапир.

Чем отличаются дженерики от оригинальных препаратов? Можно ли им доверять?

На этот вопрос есть несколько ответов, первый из них даже не требует лабораторных исследований.

– Разница между оригинальным препаратом и дженериком – прежде всего, в истории создания этих продуктов, – рассказал Вячеслав Бисеров, старший менеджер компании BASF по работе с семенными компаниями. – Создание любого нового гербицида – это серьезная исследовательская работа учёных – химиков, биологов, ботаников. Процесс разработки гербицида начинается в лаборатории, продолжается на опытных делянках, затем – на опытных полях. Подобная работа требует больших финансовых инвестиций и научных ресурсов, поэтому немногие химические компании могут её себе позволить.

Создание нового препарата – не только наукоёмкий, но и долгий процесс.

– Нам приходится проводить анализ около 100 000 потенциальных молекул, чтобы найти ту, которая будет работать. В наших лабораториях это называют «правилом 1:100 000», – рассказала Татьяна Беляева, менеджер по маркетингу продуктов для масличных культур компании BASF. А разработка наиболее эффективной формуляции, то есть выбор действующих веществ, их пропорции и тестирование может занимать 3-5 лет. То есть получается, что для превращения интересной молекулы в препарат для защиты растений может потребоваться 10 лет и более 200 миллионов евро.

В первые годы после выхода препарата на рынок химическая формула действующего вещества находится в секрете и защищена патентом. Но как только его действие заканчивается, информация о действующем веществе становится общедоступной – его может попробовать производить любая другая компания, у которой есть химическая лаборатория и возможность это сделать. Химические компании, которые идут по стопам оригинатора, уже не тратятся на научные исследования, не инвестируют в лаборатории, разработку рецептуры, подбор качественных вспомогательных веществ и не поддерживают труд учёных – они просто используют такие же действующие вещества других компаний для производства своего продукта. Именно поэтому дженерики зачастую стоят дешевле оригинальных препаратов.

– Важно понимать, что ни одна химическая компания не сможет воссоздать оригинальный
Евро-Лайтнинг или Евро-Лайтнинг Плюс. Ведь химические компании повторяют только формулу действующего вещества – а это всего десятки граммов на литр. И качество этих действующих веществ под вопросом. Другие составляющие оригинальных препаратов BASF, их рецептура остаются в строгом секрете, – отмечает Вячеслав Бисеров.

Вещества, которые аграрии между собой называют для простоты «растекателями» и «прилипателями», имеют не меньшее значение, чем само действующее вещество, зачастую очень дорогостоящие. ПАВы улучшают физические и химические свойства продукта, способность к проникновению внутрь листа, позволяют капле закрепляться на его поверхности.
О значимости этих добавок можно судить, особенно говоря о гербициде
Евро-Лайтнинг Плюс, где удалось вдвое сократить количество действующих веществ на литр и снизить пестицидную нагрузку до 20 % на гектар в максимальной рекомендованной норме расхода 2,0 литра именно за счёт формуляции препарата. Кроме того, 82% гербицида Евро-Лайтнинг Плюс проникает в растение всего спустя 3 часа после обработки, что обеспечивает высокую эффективность и дождеустойчивость (График 1).

График 1. Динамика проникновения гербицида в сорняк.
График 1. Динамика проникновения гербицида в сорняк.

Лаборатория BASF исследовала препараты-аналоги Евро-Лайтнинг и выяснила, что многие продукты, представленные на рынке, не отвечают высоким стандартам качества BASF. Так, в одном из популярных препаратов реальное содержание имазамокса отличалось от заявленного на этикетке почти на 13 п.п. (График 2).

График 2. Сравнение содержания имазамокса в оригинальном препарате и аналоге.
График 2. Сравнение содержания имазамокса в оригинальном препарате и аналоге.

– Продукция сторонних производителей может не всегда содержать именно то количество действующего вещества, которое указано на этикетке. Это означает, что биологическая эффективность гербицида, скорее всего, будет снижена: сорняки останутся в посевах, будут конкурировать с культурой за влагу и питательные вещества, что в результате приведет к снижению урожайности масличных и риску для инвестиций, – отметила Татьяна Беляева.

Исследования, проведённые BASF, демонстрировали, что содержание действующего вещества в препаратах, содержащих действующие вещества из группы имидазолиноны, могло существенно отклоняться как в меньшую, так и в большую сторону. В одном случае аналог гербицида
Евро-Лайтнинг вовсе не содержал второе действующее вещество (График 3).

 График 3. Сравнение содержания зарегистрированного и реального количества действующих веществ в гербициде Евро-Лайтнинг и препаратах-аналогах.
График 3. Сравнение содержания зарегистрированного и реального количества действующих веществ в гербициде Евро-Лайтнинг и препаратах-аналогах.

Но это ещё не всё. Исследования показали, что качество аналоговых препаратов может сильно меняться от партии к партии: в одной партии содержание ими-действующих веществ было выше, в другой – ниже (График 4).

График 4. Сравнение содержания действующих веществ в разных партиях одного и того же аналогового препарата.
График 4. Сравнение содержания действующих веществ в разных партиях одного и того же аналогового препарата.

– В результате применения такого препарата можно увидеть на полях или сниженную эффективность, или фитотоксичность гербицида, – прокомментировал Вячеслав Бисеров. – Приобретая аналог оригинального гербицида, сельхозпроизводитель рискует: в один год дженерик сработает хорошо, а в другой – приведёт к негативным последствиям.

Важным показателем качества гербицида является его вязкость. Лаборатория BASF установила, что вязкость оригинальных продуктов –
Евро-Лайтнинг и Евро-Лайтнинг Плюс – составляет более 80%, в то время как в препаратах сторонних производителей этот показатель мог опускаться практически до 5% (График 5). Низкая вязкость и упрощенная формуляция снижают эффективность гербицида.

График 5. Сравнение вязкости гербицида Евро-Лайтнинг и вязкости препарата стороннего производителя.
График 5. Сравнение вязкости гербицида Евро-Лайтнинг и вязкости препарата стороннего производителя.

Внимательному изучению в лабораториях BASF был подвергнут состав аналоговых препаратов.

– Для производства имазамокса компания BASF использует несколько видов сырья, которое имеет решающее значение для получения высококачественного продукта. BASF производит это сырьё в соответствии с высокими внутренними стандартами качества. Лаборатория BASF проверила, используют ли другие химические компании такие же строгие нормы и критерии, обеспечивающие качество пестицида, – рассказала Татьяна Беляева.

Наличие хорошо известных (идентифицированных) компонентов в составе препаративной формы с действующим веществом – нормальное явление, но в препаратах-аналогах порой встречались неидентифицированные примеси, которые могут нанести вред сельскохозяйственным культурам, здоровью человека и окружающей среде.

На графиках ниже (График 6) представлены данные хроматографического анализа (УФ- и МС-идентификация) препарата стороннего производителя, содержащего имазамокс, в сравнении с оригинальным препаратом BASF.

График 6. Данные хроматографического анализа препарата Евро-Лайтнинг и аналогового препарата стороннего производителя.
График 6. Данные хроматографического анализа препарата Евро-Лайтнинг и аналогового препарата стороннего производителя.

– Проведённые исследования позволяют говорить о том, что содержание действующего вещества неодинаково в оригинальных препаратах Евро-Лайтнинг и Евро-Лайтнинг Плюс и в их аналогах, – подвёл итог Вячеслав Бисеров. – Различное содержание имазамокса и имазапира, наличие неидентифицированных примесей, низкий показатель вязкости, упрощенная рецептура, а также низкое качество и ограниченное количество вспомогательных веществ – это свидетельства нестабильности качества и биологической эффективности гербицидов-дженериков. Сельхозпроизводители, делающий выбор в пользу этих препаратов, рискуют в лучшем случае недополучить урожай, а в худшем - нанести вред окружающей среде.

Поэтому всем, кто работает по технологиям
Clearfield и Clearfield Plus, мы рекомендуем использовать только оригинальные продукты: компания BASF гарантирует, что в канистре, которую вы купите, будет именно то, что написано на этикетке и самого высокого качества.