Найти в Дзене

Как открыть сетевой бизнес

Оглавление

Сетевой бизнес сегодня особенно популярен. Он предлагает неограниченный потенциал заработка, благодаря суммарным продажам партнёров, а также даёт возможность реализовать модель пассивного дохода.

Расскажем, как создать бизнес-сеть и наладить рабочие процессы предприятия.

Подготовка к регистрации

К открытию своего дела нужно подготовиться. Ниже описаны процессы, которым обязательно стоит уделить время, прежде чем зарегистрировать бизнес.

Выбор идеи и бизнес-план

Как начать сетевой бизнес с нуля и достичь успеха в развитии своего дела? В первую очередь — разработать идею продукта и построить бизнес-план.

Продукт — это суть бизнеса. Потенциальный товар (услуга) по умолчанию должен быть качественным и востребованным на современном рынке. Только так вокруг бизнеса можно собрать достаточное количество партнёров и дистрибьюторов, за счёт которых одна компания может превратиться в сеть.

Определившись с продуктом, следует взяться за изучение рынка и деятельности компаний, работающих в той же сфере. Это будущие конкуренты, и важно проанализировать их опыт, чтобы учесть все возможные ошибки при построении собственной стратегии развития бизнеса.

Бизнес-план — главный показатель привлекательности бизнеса для потенциальных партнёров, поэтому необходимо сразу разработать правила, определяющие особенности партнёрского вознаграждения.

Выбор организационно-правовой формы

Второй шаг подготовки к регистрации — выбор организационной формы бизнеса. Вы можете создать бизнес-сеть как на основе ООО (общество с ограниченной ответственностью), так и на базе индивидуального предпринимательства. Обе формы имеют свои плюсы и минусы, поэтому важно сначала ознакомиться с их особенностями.

Подробно о выборе между ИП и ООО мы писали здесь.

План регистрации сетевой компании

После того как выбран продукт, разработана стратегия развития и определена форма собственности бизнеса, можно приступать к регистрации компании и организации рабочего процесса. Ниже представлен пошаговый план запуска сетевого бизнеса.

Регистрация в налоговой инспекции

Выбранную форму бизнеса необходимо зарегистрировать в ИФНС. Для этого требуется собрать определённый пакет документов, оформленный в соответствии с требованиями законодательства.

Результатом государственной регистрации станет получение соответствующего свидетельства и ИНН, КПП, ОГРН (для юрлица), а также включение в ЕГРИП или ЕГРЮЛ, в зависимости от выбранной организационной формы.

Зарегистрировать ООО или ИП можно без посещения ИФНС с помощью специального онлайн-сервиса «Регистрация бизнеса» от «Астрал Софт». Подготовку пакета документов и взаимодействие с налоговым органом специалисты сервиса возьмут на себя, пользователю потребуется только подписать все необходимые документы после их проверки.

Регистрация в Социальном фонде России

В 2023 году Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) объединились в единый Социальный Фонд России (СФР). Это повлекло за собой изменение отчётных форм и сроков их сдачи, а также порядка расчёта страховых взносов и процедуры регистрации ИП и юрлиц.

Теперь всю необходимую информацию о только что зарегистрированных компаниях СФР получает напрямую от ФНС. Самостоятельно регистрироваться в Соцфонде нужно только в двух случаях:

  • ИП без работников заключает гражданско-правовой договор (ГПД), предполагающий уплату взносов на травматизм;
  • обособленное подразделение юрлица открывает отдельный счёт в банке для расчётов с физлицами.

Открытие банковского счёта

В обязательном порядке руководитель бизнеса должен открыть расчётный счёт. Это не столько обязанность, сколько необходимость: данный вид банковского счёта существенно облегчает работу с партнёрами и контрагентами, оплату труда работников и исчисления налогов. Кроме того, расчётный счёт необходим для продажи товаров и услуг по безналичному расчёту.

Выберите подходящий банк, соберите необходимый пакет документов и получите реквизиты корпоративного банковского счёта.

Разработка и оформление учредительных документов

Следующий шаг актуален в случае регистрации ООО — разработка учредительных документов. Сюда можно отнести:

  • Решение о создании организации (если учредитель один);
  • Договор об учреждении общества (если учредителей несколько);
  • Устав (устанавливает порядок работы организации).

Лицензирование деятельности

Для некоторых сфер деятельности необходимо наличие лицензии.

Лицензия представляет собой официальное разрешение государства на ведение определённого бизнеса. Она требуется в тех случаях, когда деятельность юрлица или предпринимателя связана с возможной угрозой безопасности людей, окружающей среды и государства в целом. К этой категории относятся, например, транспортные компании, осуществляющие перевозку пассажиров, медицинские и образовательные учреждения.

Открывая сеть бизнеса, определите, нужна ли вам лицензия. Если необходимость есть, то в обязательном порядке получите необходимые разрешения от соответствующих госорганов.

Работа без лицензии может привести к административной и даже уголовной ответственности. Мера наказания устанавливается судом и зависит от доходов бизнеса и оценки нанесённого ущерба.

Регистрация товарного знака и логотипа

Сетевому бизнесу необходим уникальный товарный знак и логотип — обозначения, необходимые для индивидуализации производимых товаров или оказываемых услуг.

Товарный знак и логотип необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Это поможет впоследствии защитить свои авторские права и предотвратить возможный плагиат. Однако перед обращением в Роспатент обязательно стоит учесть следующие моменты:

  • регистрируемый логотип должен быть уникальным и не похожим на зарегистрированные ранее;
  • товарный знак будет защищён только на территории государства, в котором зарегистрирован, и только в отношении тех товаров и услуг, которые были указаны при регистрации;
  • если товарный знак не будет использоваться на протяжении 3 лет, его сможет аннулировать любое заинтересованное лицо;
  • при регистрации логотипа предусмотрена уплата патентной пошлины, размер которой зависит от количества указанных товаров и услуг.

Кадровое делопроизводство и локальные НПА

Далее следует позаботиться о регулировании отношений между руководителем бизнеса и его работниками. Необходимо организовать кадровое делопроизводство, составить трудовые договоры, подобрать персонал и утвердить локальные нормативно-правовые акты (НПА).

От всех прочих документов НПА отличают следующие особенности:

  • принимается только работодателем, а не по соглашению сторон;
  • устанавливает нормы трудового права в отношении работников;
  • не имеет персонализированного характера и применим в равной степени ко всем сотрудникам;
  • пригоден для неоднократного применения.

Ниже представлен перечень НПА, которые обязательны в кадровом делопроизводстве каждого работодателя:

  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Положение об обработке персональных данных;
  • Положение об оплате труда;
  • Инструкции по охране труда.
Кадровое делопроизводство можно перевести в цифровой формат с помощью специального сервиса Астрал i КЭДО от «Астрал-Софт». Это удобное решение для обмена электронными кадровыми документами, разработанное с учётом главных потребностей современного бизнеса.

Реклама и маркетинг

В сетевом бизнесе разработка стратегии маркетинга и рекламы продукта невозможна в отрыве от деятельности потенциальных партнёров. Сетевой маркетинг — это, в первую очередь, продажи продукта через партнёра, представленного в лице менеджера, дистрибьютора или консультанта. Необходимость покупки рекламы в данном виде маркетинга не так велика, чаще всего дистрибьюторы популяризируют продукт своими силами через социальные сети, СМИ, контекстную рекламу и пр.

Владельцам сетевого бизнеса необходимо подготовить для партнёров «маркетинг-план», подкрепив его мотивационной системой и поэтапным обучением.

Открытие офиса и начало бизнеса

Наконец, можно открыть офис и заняться организацией рабочего пространства (мебель, оборудование, системы коммуникации и т.д.). Данный процесс всегда связан с определёнными финансовыми затратами, поэтому важно заранее составить смету и учесть все возможные статьи расходов.

Автоматизация процессов в сетевой компании

Сетевой бизнес держится не только на продвижении и продажах продукта, но и на автоматизации рабочих процессов. Как правило, перед владельцем бизнес-сети стоит множество отдельных задач, которые при должном подходе можно систематизировать и упростить, освободив время для анализа и работы над развитием проекта. Так, автоматизация процессов касается:

  • документооборота (как внутреннего, так и внешнего);
  • организации складской деятельности;
  • статистического наблюдения за деятельностью компании и партнёров;
  • привлечения и обучения новых сотрудников и партнёров;
  • начисления вознаграждений и бонусов.

Самый популярный метод автоматизации — внедрение информационных систем. Например:

  • CRM-системы, позволяющие управлять взаимоотношениями с сотрудниками и клиентами;
  • системы электронного документооборота (ЭДО), с помощью которых можно перевести делопроизводство в электронный формат;
  • бухгалтерские программы, оптимизирующие учёт финансово-хозяйственной деятельности.

Автоматизация позволит свести к минимуму влияние человеческого фактора на рабочие процессы, поможет сэкономить время и ресурсы, что в целом послужит росту продуктивности сотрудников и развитию бизнеса.

АО «Астрал» предлагает удобные сервисы для ведения электронного документооборота с контрагентами. «1С-ЭДО» — выбор для тех, кто ведёт бухгалтерию в популярной программе «1С: Предприятие 8». А пользователям, предпочитающим работать с документами без привязки к одному рабочему месту, рекомендуем веб-сервис «Астрал Докс».
Также можно оптимизировать процессы отчётности предприятия перед контролирующими органами. «1С-Отчётность» — это сервис, позволяющий формировать и сдавать отчётность в электронном виде, не меняя привычного интерфейса учётной системы 1С. Сервис поддерживает работу с отчётами по всем направлениям: ФНС, СФР, ЦБ, Росстат, Росалкогольтабакконтроль, Росприроднадзор и ФТС.