Попробуем сегодня продолжить тему припорошенных или полностью покрытых снегом дорог, уже поднятую на канале в середине декабря:
Думаю, что в дальнейшем вернемся к привычным "дорожным" подборкам, так как зима уже пересекла "экватор" и неумолимо движется к своему завершению, хоть этого пока явно и не видно, по крайней мере в европейской части России точно. Написал эти строки, а потом ради интереса глянул погоду на юге страны и понял, что где-то весна уже начала приходить досрочно...
Но мы отвлеклись, давайте вернемся к живописи и зимним дорогам. Первым художником сегодня будет Алексей Кондратьевич Саврасов и две его картины значительно отличающиеся, по крайней мере, по колористике уж точно:
Первая работа практически монохромная и, я бы сказал, с привычным "саврасовским духом". Привычным, но не постоянным, ведь в поздний период своего творчества "он нередко использовал приемы романтической живописи, достигая чисто внешнего эффекта; стремился к резкой, почти назойливой яркости красок; появилась некоторая грубоватость письма, нарушилась гармония". Так написал исследователь творчества живописца Олег Добровольский в своей книге о нем и, на мой взгляд, представленные картины неплохо иллюстрируют для нас эту мысль.
Следующим художником будет тот, от которого большинство из вас (по моим наблюдениям) не ожидают какой-то глубины лиричности и прочих душевных терзаний, как это частенько бывает с восприятием работ Саврасова. Наверное, он и не претендовал на такую роль, иначе сложно было бы объяснить долгое время работавшую "живописную фабрику" Юлия Юльевича Клевера.
Благодаря ей мы, спустя более века, можем лицезреть немало количество полотен с однотипными сюжетами, так что в подборках с зимними дорогами Клеверу всегда место найдется - это я могу вам сказать абсолютно уверенно. А вы, в свою очередь, всегда можете высказаться на данную тему в комментариях.
Далее у нас будут зимние дороги в исполнении художника, работы которого мы еще (насколько я помню) не рассматривали на канале. Речь идет о Федоре Петровиче Ризниченко (1865 - после 1922), о котором не так-то много информации, но одна деталь биографии связывает его как раз таки с предыдущим живописцем. Дело в том, что Ризниченко - один из помощников Клевера, то есть он некоторое время работал в той самой живописной фабрике, выпускавшей "клеверки".
Но как утверждают искусствоведы, он "сумел отойти от клеверовского влияния, работал на Дальнем Востоке, побывал на Цейлоне, писал крымские виды и выставлял эти работы на петербургских экспозициях. Его, Ризниченко, художественный почерк также имел индивидуальные черты, не связанные с клеверовской традицией". Наверное, чтобы оценить так это или нет, стоило бы рассмотреть больше его работ, но, пожалуй, оставим это для другой статьи.
Картина следующего живописца уже появлялась на канале, когда мы вместе с вами рассматривали картины с зимней оттепелью. Тогда же я вам кратко поведал об Андрее Афанасьевиче Егорове (1878-1954), на картинах которого чаще всего мы видим родные для него места в Эстляндской губернии.
Отмечу, что на картинах Егорова часто изображена именно зима, так что думаю, что вы еще не раз его встретите в соответствующих подборках на канале.
Следующим художником будет уже отметившийся своими работами в предыдущей статье Николай Петрович Богданов-Бельский. В его творческом наследии немало картин, где изображены дети, отправляющиеся в школу (или просто на прогулку) на санях. Не могу точно сказать, был ли этот сюжет чем-то близок художнику или просто такие картины хорошо продавались, но тем не менее факт налицо.
Завершать же мы с вами будем работами единственного зарубежного художника, который будучи родом из скандинавской страны, тоже, я бы сказал, "знал толк" в зимних пейзажах. Любопытно, что датчанин Харальд Юлиус Нильс Прюн (1891-1968) был самоучкой, то есть он не получил профессионального художественного образования, но при этом, на мой взгляд, он и так смог достичь высокого уровня мастерства, судите сами:
Его пейзажи просто обязаны были появиться в данной подборке потому как именно этот сюжет весьма часто встречается в его творческом наследии. Хотелось бы вам, уважаемые читатели, отправиться в путь по этим заснеженным скандинавским дорогам? Жду ваших ответов и просто мыслей в комментариях, а у меня на сегодня всё.
Спасибо за прочтение, подписывайтесь (ТГ-канал) и ставьте лайки, если понравилось и до новых встреч на канале "История живописи".