Найти в Дзене
История живописи

"Дорога – просто благодать!" на картинах русских художников

Давненько уже я не обращался к дорожной тематике на полотнах русских художников, так что самое время к ней вернуться и показать вам те картины, что я отобрал для сегодняшней статьи. По традиции дам ссылку на предыдущую статью на заданный сюжет, там же вы найдете ссылки и на все предыдущие публикации, потому как набралось их уже немало, честно говоря:

Начнем, пожалуй, с человека, чья карьера изначально должна была пойти по другому пути - военному (нередкая история, но все же), но судьба, сделав несколько кульбитов, в итоге привела его к живописи и передвижникам. Речь идет об Александре Александровиче Киселеве и есть вы хотите подробнее ознакомится с его судьбой и биографией, то милости просим в мою статью:

"Дорога в город", А.А. Киселев. Частное собрание.
"Дорога в город", А.А. Киселев. Частное собрание.
"Вниз по течению", А.А. Киселев, 1887. Частное собрание.
"Вниз по течению", А.А. Киселев, 1887. Частное собрание.

На первой картине я все-таки думаю, что дорога идет не в город (название переведено с англоязычного аукциона), а в расположившийся на лесистом холме монастырь, у стен которого мы видим деревенские (вероятно, южнорусские) дома.

Далее у нас с вами будут пейзажи Константина Яковлевича Крыжицкого, на которых мы видим кроме, собственно, дорог, бескрайние пространства Российской империи с разнообразной местностью, но неизменной ширью и величием:

"Лесные дали", К.Я. Крыжицкий, 1886. Херсонский областной художественный музей.
"Лесные дали", К.Я. Крыжицкий, 1886. Херсонский областной художественный музей.
"Деревенский пейзаж", К.Я. Крыжицкий, 1904. Частное собрание.
"Деревенский пейзаж", К.Я. Крыжицкий, 1904. Частное собрание.
"Дорога", К.Я. Крыжицкий, 1908. Частное собрание.
"Дорога", К.Я. Крыжицкий, 1908. Частное собрание.

Быть может, кроме деревенского пейзажа, на котором все достаточно местечково, но зато очень знакомо, думаю, каждому из вас. А от вида на последней картине, где мы с вершины горы видим раскинувшийся внизу бескрайний лес, так вообще захватывает дух, не так ли, уважаемые читатели?

Следующим художником будет Николай Петрович Богданов-Бельский со своими пейзажами и единственной сегодня жанровой работой. Конечно в ней самое важное - это не дорога, а крестьянин, присевший передохнуть после долгого пути. Георгиевский крест у него на груди недвусмысленно говорит нам о том, что в прошлом крестьянин был солдатом, а вот куда он держит путь и как сложилась его судьба - обо всем этом мы можем только догадываться...

"Крестьянин", Н.П. Богданов-Бельский. Переславль-Залесский музей-заповедник.
"Крестьянин", Н.П. Богданов-Бельский. Переславль-Залесский музей-заповедник.
"Проселочная дорога", Н.П. Богданов-Бельский. Частное собрание.
"Проселочная дорога", Н.П. Богданов-Бельский. Частное собрание.
"Дорога в дюнах", Н.П. Богданов-Бельский, 1933. Частное собрание.
"Дорога в дюнах", Н.П. Богданов-Бельский, 1933. Частное собрание.

Продолжим двумя осенними работами и одной "зимне-весенней" Станислава Юлиановича Жуковского, замечательного пейзажиста, картины которого частенько появляются на моем канале, как вы наверняка уже успели заметить.

Для "маляра", как называл его в насмешку отец (не одобрявший пристрастий сына) художник, конечно, добился серьезного успеха, ведь еще во время обучения в Московском училище живописи и ваяния, его картины уже приобретались коллекционерами живописи и меценатами, а в дальнейшем успех только упрочился.

"Дорога через лес", С.Ю. Жуковский. Частное собрание.
"Дорога через лес", С.Ю. Жуковский. Частное собрание.
"Аллея в парке", С.Ю. Жуковский. Частное собрание.
"Аллея в парке", С.Ю. Жуковский. Частное собрание.
"К весне", С.Ю. Жуковский, 1931. Частное собрание.
"К весне", С.Ю. Жуковский, 1931. Частное собрание.

Так вышло, что картины подобрались с абсолютно разным настроением, на мой взгляд, а вам так не показалось, уважаемые читатели?

Закончу повествование пейзажами русского импрессиониста, на которых как раз таки, я бы сказал, "тень импрессионизма" видна весьма отчетливо. Речь идет о Сергее Арсеньевиче Виноградове, наверняка запомнившегося многим из вас своими яркими, красочными полотнами, полными, на мой взгляд, оптимизма и любви к жизни:

"Пейзаж", С.А. Виноградов. Частное собрание.
"Пейзаж", С.А. Виноградов. Частное собрание.
"Тропа", С.А. Виноградов. Частное собрание.
"Тропа", С.А. Виноградов. Частное собрание.
"Прогулка в лесу осенью", С.А. Виноградов. В 2013 году картина была продана на аукционе Christie’s почти за 50 тысяч фунтов ст.
"Прогулка в лесу осенью", С.А. Виноградов. В 2013 году картина была продана на аукционе Christie’s почти за 50 тысяч фунтов ст.

Вполне возможно, что дама, изображенная на полотнах - это супруга Виноградова (и его бывшая ученица), которая частенько появляется на картинах живописца - И.К. Войцеховская. На мой взгляд, не всегда наличие людей на пейзажах смотрится органично, но не в данном случае, особенно это касается последней картины, где женская фигура добавляет некоторой поэтичности и лиризма. По моему мнению, конечно же, а вашими мнениями делитесь со всеми нами в комментариях.

Спасибо за прочтение, ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), если статья понравилась и до новых встреч на канале "История живописи".