Найти тему
История живописи

Зимняя дорога на картинах русских художников

В последнее время на канале было представлено несколько подборок с разнообразными зимними сюжетами: мы вместе с вами рассматривали зимние закаты, сказочный зимний лес, мороз и солнце. И в тоже время те, кто со мной здесь уже давно, помнят, что я регулярно обращаюсь к теме дорог в русской живописи. Так вот сегодня я решил совместить эти две сюжета, поэтому приготовьтесь отправиться в виртуальный (воображаемый, фантазийный - кому как угодно) путь по зимним дорогам.

Начнем с замечательных работ академика пейзажной живописи Константина Яковлевича Крыжицкого. Его живописные зимние дороги приглашают нас отправиться в путь сквозь заснеженный лес:

"Путь через лес", К.Я. Крыжицкий, 1889. Частное собрание.
"Путь через лес", К.Я. Крыжицкий, 1889. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", К.Я. Крыжицкий. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", К.Я. Крыжицкий. Частное собрание.

Вторая картина, на мой взгляд, отсылает нас к началу творческого пути художника, когда он закончил Академию художеств, получив малую золотую медаль за картину "Дубы". Надо сказать, что эти величавые деревья потом неоднократно будут появляться на картинах живописца.

Следующим художником будет еще один академик пейзажа Николай Никанорович Дубовской и его полотна с зимними дорогами, только одна из представленных картин более "морозная", если можно так выразиться, вторая явно показывает нам потепление то ли как краткий миг зимы, то ли уже потихоньку подбирающейся весны. Я склоняюсь ко второму варианту, а вы?

"Санный путь", Н.Н. Дубовской, 1900. Третьяковская галерея, Москва.
"Санный путь", Н.Н. Дубовской, 1900. Третьяковская галерея, Москва.
"Закат", Н.Н. Дубовской, 1906. Новочеркасский музей истории донского казачества.
"Закат", Н.Н. Дубовской, 1906. Новочеркасский музей истории донского казачества.

Продолжим наш зимний путь двумя пейзажами Юлия Юльевича Клевера с вполне привычными для него сюжетами, закатами, путниками, деревьями "изогнутыми непогодой и ветрами". Хотя последних элементов не так уж много, как это обычно бывает на картинах русского немца:

"Закат", Ю.Ю. Клевер, 1912. Частное собрание.
"Закат", Ю.Ю. Клевер, 1912. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", Ю.Ю. Клевер, 1914. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", Ю.Ю. Клевер, 1914. Частное собрание.

Глядя на повторяющиеся из раза в раз сюжеты профессора (да-да, он стал профессором Академии художеств) Клевера, у меня закрадывалась мысль, что многие из его картин дошедших до нас были написаны только по коммерческим причинам. Не хочу оценивать сей факт, но тем не менее, поверьте мне на слово - я пересмотрел действительно много его полотен и, увы, его сюжеты очень часто повторяются.

Но мы отвлеклись от зимнего путешествия по заснеженным дорогам нашей страны - продолжим его вместе с Михаилом Маркиановичем Гермашевым и его пейзажами, вероятнее всего, написанными уже после того, как он в 20-х годах XX века эмигрировал из страны, поселившись во французской столице. В пользу этого предположения то, что одна из данных работ на аукционе шла под французским названием:

"Зимний вечер", М.М. Гермашев. Частное собрание.
"Зимний вечер", М.М. Гермашев. Частное собрание.
"Зимнее сияние", М.М. Гермашев. Частное собрание.
"Зимнее сияние", М.М. Гермашев. Частное собрание.

Тоже, конечно, картины написаны по коммерческим соображениям, ведь именно такого рода работы пользовались популярностью у французской публики в то время. Это, конечно, не означает, что работы плохи (хотя меня, признаться, не особо "зацепило"), однако, мне хотелось поделиться этим с вами, чтобы вы не удивлялись, когда будете встречать репродукции очень схожих картин художников.

Далее мы с вами переместимся в пространстве и перенесемся в западную Европу, а точнее в Альпы (швейцарские и французские), где художник Иван Федорович Шульце провел немало времени в путешествиях и оставил нам об этом множество своих живописных воспоминаний:

"На лыжах. Верхняя Савойя", И.Ф. Шультце. Частное собрание.
"На лыжах. Верхняя Савойя", И.Ф. Шультце. Частное собрание.
"Последние лучи на вершинах, Швейцария", И.Ф. Шультце. Частное собрание.
"Последние лучи на вершинах, Швейцария", И.Ф. Шультце. Частное собрание.

Схожие по композиции картины показывают нам заснеженные дороги на фоне живописных гор: можно представить как мы тоже оказались там, на морозном и чистом воздухе, где мы можем идя (или скользя) по дороге наслаждаться видом снега на вершинах гор, подсвеченных заходящим солнцем. Завораживающее зрелище, не правда ли, уважаемые читатели?

Закончим сегодняшнее путешествие снова в родных краях, изображенных на холстах Николаем Петровичем Богдановым-Бельским. На первой картине мы видим пейзаж, который, думаю, видел каждый, кто выбирался за пределы города в сельскую местность в зимнее время:

"Деревенский зимний пейзаж", Н.П. Богданов-Бельский. Частное собрание.
"Деревенский зимний пейзаж", Н.П. Богданов-Бельский. Частное собрание.
"Дети на санях", Н.П. Богданов-Бельский, 1941. Частное собрание.
"Дети на санях", Н.П. Богданов-Бельский, 1941. Частное собрание.

Вторая картина похожа на уже однажды представленную на канале работу "В школу зимой", коротко отмечу, что таких сюжетов у Богданова-Бельского немало. Дети на санях, отправляющиеся в "прекрасное далёко" по заснеженной дороге - замечательная картина для финала статьи, по крайней мере, так показалось мне. Вы же вашими мнениями и ассоциациями всегда можете поделиться со всеми нами в комментариях.

Спасибо за прочтение, подписывайтесь (ТГ-канал) и ставьте лайки, если понравилось и до новых встреч на канале "История живописи".