Грибоедов, Тютчев, Бабель, Тургенев, Даниэль Дефо, Ян Флеминг, Грэм Грин, Бомарше — агентами секретных служб они стали по разным причинам: кто-то случайно, кому-то откровенно повезло, кого-то интересовала только финансовая сторона дела, а кто-то пришёл сам, что называется, «по зову сердца».
Многие известные писатели были кадровыми сотрудниками разведки, а кто-то всего лишь неофициальными «мальчиками на побегушках». Встречались и специально завербованные литераторы. Сомерсет Моэм, например. Но были и те, у кого просто не было другого выбора, проще говоря, их заставили!
«Литературный отец» Робинзона Крузо — Даниэль Дефо. Точные обстоятельства его сотрудничества с английской разведкой до сих пор окутаны завесой тайны. По одной из версий, писатель был рядовым агентом, которого выпустили из тюрьмы при условии, что он будет выполнять секретные поручения властей. Основные задачи: сбор и обработка политической информации, создание крупной журналисткой сети в Эдинбурге.
ДАНИЭЛЬ ДЕФО: «Я каждый день меняю облик, часто переодеваюсь. В Глазго я рыботорговец, в Абердине — продавец шерсти, в других городах — добытчик соли. Шотландцы всё время говорят о союзе с Англией, и я буду не я, если не добьюсь этого союза».
Весной 1707-го года шпионская миссия Дефо благополучно завершилась: парламент двух народов стал единым. Писатель вернулся в Лондон, мечтал о новом задании, но оказался никому не нужен. Он просил, умолял, каждый день ходил в Тауэр, требовал агентурной работы. Ему вновь предложили отправиться в Шотландию — следить за сторонниками короля Якова Стюарта. Дефо нехотя поехал, но очень скоро вернулся.
В 1719 году, всего за два месяца он создал своего знаменитого «Робинзона Крузо». Успех был колоссальным, но из долговой ямы выбраться не удалось. Писатель боялся конфискации имущества, оставил все деньги детям и ушёл из дома.
А в середине XX века в небольшой лондонской библиотеке обнаружили старинную рукопись. Это была схема организации секретной службы в Англии: предполагаемый штат осведомителей по всей стране, правила вербовки королевских особ и государственных деятелей, способы подкупа должностных лиц, мировых судей и церковных служителей. Автор рукописи — Даниэль Дефо.
Редьярд Киплинг, Артур Конан Дойл — в разное время они работали в отделе военной пропаганды «МИ-7». Звёзды британской литературы придумывали то, что сейчас мы называют фейками (то есть что-то ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное с целью ввести в заблуждение). Взамен английские «сочинители-выдумщики» получали спонсорскую поддержку от государства и всяческую помощь в издании и продаже своих книг. Сделка очень даже выгодная, да вот только особые «секретные» задания радовали далеко не всех авторов.
Кстати, именно там — в отделе военной пропаганды «МИ-7» на свет появился некий специальный символ: английская буква «си» в кружке для обозначения уникальности документа. Первыми такой знак стали применять британские разведчики-писатели. Намного позже этот секретный символ вошел в обиход и стал известен всем как «копирайт» (copyright) или обозначение авторского текста.
В годы Первой мировой войны известный прозаик и драматург Сомерсет Моэм был завербован британской разведывательной службой «МИ-6», после чего писателя отправили в далёкую Россию.
В Петрограде Моэм (агентурный псевдоним «Сомервиль») разместился в отеле «Европа». В английском посольстве узнал свою основную задачу — деньгами поддерживать меньшевиков, чтобы не дать русским выйти из военного конфликта. На улице Сомерсет неожиданно встретил Сашу Кропоткину, с которой познакомился ещё в Лондоне. Именно она, Кропоткина — дочь известного русского анархиста и представила Моэма Керенскому. И совсем скоро в Тауэр стали поступать действительно важные сведения.
СОМЕРСЕТ МОЭМ: «Сепаратного мира не будет, будет хаос и пассивное неповиновение на русском фронте. Казаки планируют мятеж. Керенский вряд ли удержится на своём посту…»
В нашей стране Моэм откровенно скучал. Меньшевики долго не выходили на связь, от нечего делать писатель начал придумывать клички русским революционерам: Ленин — «Дэвис», Троцкий — «Коул».
Но тут позвонил Керенский. Он попросил разведчика срочно отправиться в Лондон и передать важную информацию британскому правительству. Когда премьер-министр Ллойд-Джордж прочёл секретное письмо из Петрограда, то воскликнул в сердцах: «Это невозможно. На это мы никогда не пойдём. Я не могу сделать этого». И тут же бросил письмо в камин. О чём именно просил Керенский Англию так и осталось тайной.
После всех этих событий агент Сомервиль понимает — его секретная миссия в Россию завершена. Он навсегда покидает британскую разведку, зато преуспевает на другом поприще — литературном. Его книги («Рождественские каникулы», «Карусель», «Бремя страстей человеческих») будут популярными во всём мире, а на титульном листе теперь всегда будет стоять его настоящая фамилия Сомерсет Моэм.
Еще одна писательница-разведчик — Зоя Воскресенская-Рыбкина. Агентурный псевдоним «Ирина». Разведчицей стала в 14 лет (во время Гражданской войны). Числилась в штабе армейских частей особого назначения Смоленской губернии.Выполняла секретные задания в Китае, Германии, Австрии, Швейцарии, Турции, Латвии, Финляндии и Швеции. В совершенстве владела немецким языком. В служебных командировках выдавала себя за русскую эмигрантку-баронессу и ни разу даже близко не оказалась на грани провала.
В Иностранный отдел ОГПУ её приняли в 1929-м году. Молодая, красивая, эффектная женщина работала аналитиком особого направления — «Затея», где занималась сбором и обработкой информации о Германии.
В мае 1941 года Зоя Воскресенская (под видом сотрудницы Всесоюзного общества культурных связей) пришла на приём в немецкое посольство в Москве. Пришла и произвела на гостей неизгладимое впечатление:
ЗОЯ ВОСКРЕСЕНСКАЯ-РЫБКИНА: «Хорошенькая я тогда была, чего уж скрывать? До того хорошенькая, что на тур вальса меня пригласил сам посол — Вернер фон Шуленбург. Во время танца он рассказывал какие-то неприличные анекдоты, я хохотала, а сама мельком обратила внимание на светлые прямоугольники на стене, оставшиеся от снятых картин, а через приоткрытую дверь служебного помещения заметила груду чемоданов. В отчёте я доложила — немцы готовят эвакуацию посольства, а, следовательно, и войну. Но моё сообщение проигнорировали, а зря».
Незадолго до Второй мировой она вышла замуж за советского резидента в Финляндии — Бориса Рыбкина. Тот, кстати, получил агентурный псевдоним «Кин». Впоследствии именно эту фамилию носили в романе Юлиана Семёнова и в фильме Татьяны Лиозновой радистка Кэт и её муж Эрвин. К слову, у самой разведчицы в паспорте отныне значилось Зоя Воскресенская-Рыбкина.
В годы Великой Отечественной войны она занималась подготовкой разведчиков и диверсантов. Талантливую советскую шпионку начальство ценило. Как-то Воскресенская-Рыбкина получила задание — стать любовницей прогермански настроенного швейцарского генерала! Зоя доложила руководству, что приказ, конечно же, выполнит, но после этого она застрелится! Операцию решили отменить.
Из разведки она ушла в середине пятидесятых. Ушла, когда её многолетнего шефа, генерал-лейтенанта Павла Судоплатова, арестовали за контрреволюционную деятельность.
Но и в отставке, на пенсии, нашла применение своему таланту. Воскресенская стала писать книги для детей. Все свои рассказы и повести она подписывала девичьей фамилией Воскресенская. Ее часто приглашали на творческие встречи в школы. И никто из ребятишек не знал, что с ними общается разведчица в звании полковника…
На самом деле, их не так много — профессиональных писательниц-разведчиц. К примеру, Стелла Римингтон — первая женщина в истории Великобритании, которая возглавляла некогда «Mи-5». Римингтон занимала пост генерального директора спецслужбы больше четырёх лет! После ухода в отставку решила посвятить свою дальнейшую жизнь литературе. И уже совсем скоро начали выходить в свет её остросюжетные шпионские романы, выдержанные в лучших традициях Яна Флеминга и Джона Ле Карре. На сегодняшний день, Римингтон считается одной из самых популярных английских писательниц, книги которой гарантированно становятся бестселлерами не только на родине, но и в других странах.
Слушайте программу «Исторические заметки» в эфире Радио ЗВЕЗДА.