Нередко монаршие особы настолько увлекались процедурами и формальностями, что доводили требования этикета до абсурда.
Король Филипп III
Строгостью отличался придворный этикет в Испании. Например, к испанской королеве не мог прикоснуться ни один мужчина, кроме короля. Нарушение каралось смертью. Но доставалось и мужчинам. При короле Филиппе III соблюдение обрядов и церемоний было доведено до абсурда.
Широко распространён исторический анекдот, связанный с трепетным отношением Филиппа к этикету. 22 ноября 1604 года монарх отдыхал у камина, но в нём довольно сильно разгорелось пламя. Однако король не позволил никому из присутствующих в зале затворить заслонку или же отодвинуть кресло Филиппа подальше от огня. Этим, согласно правилам, должен был заниматься специальный дворянин, который в тот момент отсутствовал. Пока бедолагу искали по всему дворцу, чтобы он помог государю, Филипп покорно терпел жар пламени, но не двигался с места, считая это ниже своего достоинства. Результатом стал сильный ожог лица, но король выжил и продолжил царствовать.
Мария-Луиза Орлеанская
Другим примером жёстких рамок, регулирующих поведение при испанском дворе, стала история королевы Марии-Луизы, супруги Карла II. Существует легенда, что для одной из конных прогулок королева выбрала себе самую строптивую лошадь. Неожиданно она встала на дыбы и понесла. Мария-Луиза вывалилась из седла, но ее нога запуталась в стремёнах, и взбешенная лошадь потащила монаршую особу за собой. Все стояли оцепенев и не решаясь помочь королеве, потому что этикет под страхом смерти запрещал дотрагиваться до жены короля.
Наконец несколько человек, презрев этикет всё же решили остановить скакуна, который мог убить Марию-Луизу. Они извлекли ногу королевы из ловушки и, не дожидаясь благодарности или казни, поспешили скрыться. Говорят, им даже пришлось бежать за границу, чтобы избежать наказания.
Юлань
На Востоке к церемониям и обычаям относятся ещё более трепетно, чем в Европе. Китайский император династии Цин Гуансюй всю жизнь находился под влиянием своей жёстокой и властной тетки Цыси, которая практически узурпировала власть. В 1898 году она свергла императора при помощи военного генерала и назначила наследником племянника Гуансюя — Пу И. В 1908 году двухлетний мальчик стал императором. Согласно требованиям этикета, с этого момента ребёнок практически не мог видеть своих родителей, а воспитывать его должны были чужие люди. Мать мальчика Юлань, дочь манчжурского генерала Жунлу, не могла ни то что прикоснуться к сыну, но и даже увидеться с ним.
Она очень страдала от этого, и однажды нервы Юлань не выдержали. То ли из-за долгой и мучительной разлуки с сыном, то ли из-за того, что её в очередной раз унизила и прилюдно отчитала вдовствующая супруга Гуансюя за проступок Пу И, Юлань прямо в церемониальном зале приняла смертельную дозу опиума.
Сунанда Кумариратана
19-летняя Сунанда была супругой короля Сиама Рамы V. Она погибла вместе со своей новорождённой дочкой по случайности. Они катались по реке, когда лодка повернула к королевскому дворцу и неожиданно перевернулась. Королева с дочерью стали тонуть, однако никто из многочисленных свидетелей не мог им помочь. Подданные благоговели перед королевой и не могли прикасаться к ней по правилам этикета.
Даже видя, как гибнут невинные, никто из свиты не хотел лишиться жизни.